В презентации наглядно и информативно представлены особенности возникновения , становления и развития русских танцев. Дается краткий исторический обзор. Понятие о скоморохах, о хороводах. Дана информация о мужском танце "трепак". Пояснение о некоторых разновидностях русских танцев: кадриль, переплясы. Дано понятие о самобытности и красоте русского танца.
Русский танец, как
музыка и песня, -
один из древнейших и
любимейших видов
народного танца. У
каждого танца – своя
многовековая история
и традиции.
Невозможно
сосчитать, сколько
народных танцев
бытует сегодня в
России, но для
каждого из них
характерны широта
движений,
молодецкая удаль,
особая
жизнерадостность,
поэтичность и тонкий
лиризм, скромность,
простота,
сочетающиеся с
чувством
Русский народный танец возник очень давно и восходит к языческим
игрищам наших предков. Во многих танцах, дошедших до наших дней,
мы видим приметы далёкой старины, связанные с обожествлением
природы, когда небо, солнце, лес и луга представлялись, а песни и
танцы, сопровождающие народные праздники, свидетельствуют о
прочных художественных традициях.
В средней полосе России, как только начинали колоситься озимые,
молодые люди собирались за околицей и проигрывали танец который
назывался «Колосок». Этот танец имел отзвуки языческих
ритуальных игрищ, призванных содействовать хорошему колошению
хлебов, а следовательно, богатому урожаю в будущем.
Позднее танцевальное
творчество получило
выражение в выступлениях
странствующих скоморохов, в
их озорных песнях и весёлых
плясках. Эти потешки
демонстрировали
собравшимся меткие шутки,
поучительные небылицы и
комические сценки из
крестьянской жизни.
Ранние упоминания о
скоморохах встречаются ещё
в «Повести временных лет» -
одной из первых русских
летописей, созданной в XII
веке. Упоминаются скоморохи
и в народных былинах,
воспевающих русских
богатырей. Ни один
«почётный пир», ни одно
народное празднество и
гулянье не обходилось без их
участия.
А в Софийском соборе в Киеве – красивейшем храме древней
Руси, построенном в XI веке, сохранились фрески с
изображением пляшущих скоморохов.
Самой первой и простейшей формой русского народного танца
является хоровод. Он сочетает танец с пением, с
драматическим действием, изображающим определённые
трудовые или иные процессы.
История возникновения хороводов восходит ещё ко временам
Древней Греции, когда плясавшие в честь богини Афродиты
нимфы делились в танце на множество групп.
Хороводные
развлечения
начинали устраивать
с приходом весны.
Как только
появлялась первая
зелёная травка, в
народе говорили:
«Весна пришла – игра
пошла». Местом для
проведения
хороводов
выбирались
живописные лесные
поляны вдоль берегов
рек и озёр, луга за
околицей деревни,
пригорки близ
церкви, а зимой –
обычные деревенские
избы.
Русские хороводы
обычно были
девичьими. Вершиной
их танцевального
мастерства всегда
считалось умение
плавно пройти по
кругу, как бы неся на
голове драгоценный
сосуд с дорогим
содержимым. При этом
плясуньи едва заметно
перебирали ногами под
длинным сарафаном,
определяя общий ритм
и счёт шагов.
Создавалось
впечатление , что
девушка не идёт, а
Именно такие, плавные и степенные девичьи хороводы с лёгким
словно плывёт как
притопыванием каблучками, были популярны на Руси.
лебёдушка, по воде…
Возглавляла и направляла хоровод ведущая – «хороводница»,
обычно самая бойкая и говорливая, умелая и авторитетная в
деревне женщина. Она вела хоровод, обучала танцевальному
искусству новичков, приглашала в круг и молодых парней.
Со временем круговые
хороводные движения
начали распадаться на
бесчисленное
множество
составляющих его
плясок. Так
зарождалось народное
танцевальное
искусство: появлялись
пляски – кадрили с
интереснейшими
рисунками (прямыми
линиями, кругами и
зигзагами), переплясы
– вольные,
импровизированные
танцы, не
сковывающие танцора
определённой
композицией, дающие
возможность каждому
показать любимые
движения и всё, на что
он способен.
К числу таких танцев относится популярная в народе мужская
пляска – трепак. Об этой пляске в народе сложено не мало
пословиц, подчёркивающих её отчаянный, залихвастый
характер: «Не жалей каблука, валяй трепака» или «Бей трепака,
не жалей каблука».
Давно уже подмечено, как гармоничны и выразительны
движения русских танцоров, как великолепны их горделивая
осанка, степенная и плавная походка. Они легко и свободно
владеют своим телом, а потому их движения лишены
скованности, рождаются непринуждённо и выглядят как
абсолютная импровизация.