Введение
Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, возможности проявить свои творческие и креативные способности. Главная цель проектного обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры
Цель и задачи работы
Цель работы: изучить возможности организации проектной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы проектной деятельности как формы организации работы на уроке музыки в современной школе.
Выявить особенности организации проектной деятельности на уроках музыки.
Рассмотреть опыт использования проектной деятельности на уроках музыки.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования, как анализ литературы по теме исследования, обобщение эффективного педагогического опыта и др.
Теоретические основы организации проектной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе.
в современном мире музыкальное искусство рассматривается, как часть общей мировой культуры, оно одновременно выступает как первый элемент общего процесса познания мира, обобщенно выражающие в звуковых образах существенные процессы жизни.
Поэтому обращение к проектной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе является актуальным и своевременным.
Виды проектов
Сами проекты можно разделить на несколько видов, исходя из их характеристик:
Информационно поисковые
2. продуктивные
3. игровые исследовательские
4. практико-ориентированные
Независимо от вид проектов, все они: направлены на достижение конкретных целей; ограничены во времени; в определенной степени неповторимы и уникальны.
Этапы работы над проектом
Первый этап - мотивационный.
На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
Второй этап – планирующий.
разрабатывается замысел проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной одеятельности.
Третий этап-информационно-операционный
Осуществляется реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется.
Завершается работа над проектом рефлексивно-оценочным этапом, в ходе которого проходит защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности.
Виды музыкальной деятельности на уроке
содержание урока музыки ориентируется на стандарты школьного музыкального образования.
Основными видами учебной музыкальной деятельности (способами, формами общения с музыкой) школьников на уроках принято считать слушание, исполнение музыки (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, творчество (сочинение и импровизация).
Условия организации проектной работы
Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.
2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).
Основные критерии оценки проекта
Основными критериями оценки ученического проекта могут быть следующие:
- актуальность темы и предлагаемых решений, направленность и значимость работы;
полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
Умения делать выводы и обобщения;
самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, подходов, решений; умение аргументировать собственную точку зрения;
Художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
Опыт применения методики проектной деятельности учащихся
Проектами, осуществляемымив рамках урочной деятельности, является проект «Каждый класс – хор» проекты интегрированных уроков, связывающих учебный предмет «Музыка» с другими предметами образовательного цикла.
Главной задачей своей педагогической деятельности вижу в формировании музыкально-образовательного пространства «школа-семья», в котором содержание обучения школьников проходит в тесном сотрудничестве с родителями. В своей работе осуществляю такие проекты, как «Музыкальная которые филармония», «Живые музыка сказки». Проекты носят разный характер: учебный, исследовательский,творческий,социальный.
Темы проектов
Проекты учащихся отличаются разнообразием в выборе тематики, оригинальностью самостоятельностью школьников в выполнении, художественным и музыкальным сопровождением выступлений. Отметим лишь некоторые из тем: «Наши сердца будут стучать в унисон», «Способы приобщения ребенка к знакомству с классической музыкой», «Значение игры на блокфлейте при заболеваниях дыхательной системы, «Смуглянка», Встране музыкальных загадок» и др.
Проектная работа учащихся в общеобразовательной школе имеет образовательное, воспитательное и развивающее значение. С ее помощью дети приобретают дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, развивают способность и стремление к творчеству.
Включение проектного метода в содержание урока музыки позволило убедиться в его действенности: ученики более ответственно стали относиться к выполнению домашних заданий по предмету, на уроках стали вести себя активно, проявляли заинтересованность в изучении музыкального искусства.
С помощью проектной методики возможно достижение одновременно ряда результатов, а именно: побуждение детей к музыкально-творческой деятельности, закрепление изученного материала, сотворить в учебном процессе атмосферу праздника. Важными условиями при этом являются: активизация самостоятельности обучающихся; поддержка их инициативности; внимательное и уважительное отношение к идеям и предложениям учащихся; предоставление возможности самостоятельно выбирать содержание и способы выполнения проекта.
Заключение
Чтобы повысить эффективность проектной работы необходимо создавать таки педагогические условия, как учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения ,адаптация понятий, связанных с проектной деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам школьников. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.