В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни. Свадебные обрядовые песни русского народа богаты изобразительно - выразительными средствами. Свадебный обряд - это целый комплекс обрядовых действий, элементов устной поэзии, народной мифологии и народного, красноречия. Это энциклопедия крестьянской жизни. Некоторые свадебные песни сохранили древнюю связь с календарно - обрядовой поэзией.
Свадебные
обрядовые
песни на Руси
Свадебные обрядовые песни на Руси
Как в былые времена, так и
теперь свадьба немыслима без
песен. Раньше песнями
сопровождались все этапы
свадебной церемонии, они
были неотъемлимой частью
обряда в целом, причем не
просто украшали
празднование, но выполняли
также магическую и
юридическую функции.
Свадебный обряд, во время
которого не спели бы
традиционных песен, не мог
считаться состоявшимся, как не
считался он «законным» и без
свадебного пира. До нашего
времени дошли удивительные
по красоте свадебные напевы и
тексты, уходящие корнями в
глубокую древность.
Все свадебные песни — величальные,
корильные, обрядовые лирические и
плачи-причитания являются песнями
магического характера. В них
содержатся древние
слогоритмические формулы. В
каждой традиции есть свои типовые
напевы, имеющие варианты в разных
местностях, но всегда узнаваемые.
Эта устойчивость объясняется их
сакральным значением.
В более близкие к нашим временам
свадебные обряды стали
сопровождать песни и других
жанров: популярные романсы,
рекрутские прощальные песни. На
свадебном пиру в доме жениха
исполняли плясовые и шуточные
песни. На предсвадебных вечерках
пели вечерочные припевки, многие
из которых являлись
трансформацией старинных
свадебных песен.
Величальные, корильные и лирические
обрядовые песни, несмотря на разную
смысловую нагрузку, могли исполняться на
один напев. Обрядовые лирические песни
отличались от необрядовых тем, что, как
правило, включали в себя прямую речь,
описывали, объясняли обрядовые ситуации,
возникавшие на девичнике и во время бранья.
Во время прощальных обрядов девичника
многие напевы служили фоном для
причитаний и были похожи на причеты. Они
настраивали невесту и все окружение на
горестный лад. Но более поражает
драматизмом северорусский контраст плача
невесты на фоне веселой хороводной песни
подруг, постепенно отчуждавший невесту от
ее рода, подруг и девический развлечений.
Величальные песни восхваляли
свадебных персонажей, именовали
их по имени-отчеству, каждому
гостю пелась особая песня. В песнях
для жениха и невесты обязательно
присутствовали свадебные символы,
выражавшие единство молодых:
лебеди, селезень и утица,
виноградные ветви и т. Д.
Корильные песни представляют
собой свадебные дразнилки,
откликание на дары. В
древности их, вероятно, пели
только жениховой родне и
только на территории двора
невесты как чужакам.
Величальные исполнялись в
доме жениха, на пиру, чтобы
умилостивить духов его рода и
заставить их принять нового
члена рода — невесту — под
свое покровительство.
В дальнейшем и те и другие песни
потеряли свое магическое
значение и стали звучать в течение
всей свадьбы. В них «корили»
только тех гостей, которые плохо
угощали «песельниц». Корильные
песни могли подвергать сомнению
истинность того, о чем говорилось
в величальных песнях.