Материал в презентации подробно раскрывает методику работы по обучению детей дошкольного возраста лепки из пластического материала. Раскрываются виды, способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от возрастных особенностей детей, представлен иллюстрированный материал, по технике овладения формообразующими движениями и декорированию продуктов творческой деятельности.
Обучение лепке
детей дошкольного возраста
Выполнил:
Преподаватель АСК(ф)СахГУ
Сергиенко К.И.
Оборудование для лепки
Рис. Поворотный станок для лепки
Способы и приемы лепки разных предметов в
зависимости от особенностей развития детей.
В детском саду используется в основном пластилин и глина.
Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная.
В средней группе – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок
встретил зайца).
В старшей группе – декоративная лепка, которая требует украшения.
В подготовительной группе – все виды лепки.
Вначале идет знакомство ребенка с материалом и его свойствами.
Ребёнок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Он
исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на
материал.
Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска
небольшой кусочек глины или пластилина, который легко изменяется в
результате тех или иных действий.
Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть,
или сделать чтонибудь ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт,
будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке.
На нём можно чтонибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и
процарапанный рисунок исчезнет.
Как создать цилиндрическую форму и как её можно изменить
«Колбаска» или валик первая форма, которую ребёнок может
вылепить самостоятельно уже в 1 1,5 года.
В дальнейшем он совершенствует своё умение раскатывает
длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и
многоцветные валики.
И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши,
палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое.
К 2,53 годам ребёнок начинает более внимательно относиться к
форме и старается точнее её передать. Он видоизменяет цилиндр всеми
доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку,
то в пирамидку.
Как получить цилиндрическую форму
•раскатать кусочек пластилина
(глины, теста) в ладонях
продольными движениями тудаобратно;
•раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой
поверхности прямыми движениями;
•раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев
(большим и указательным); при таком способе получаются очень
маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.
Как преобразовать форму цилиндра
•свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);
•скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);
•сплющить в ленту (листок, шарфик);
•раскатать в конус (морковка, колпачок);
•свить или сплести 23 «колбаски» (коса, растение, колонна).
Как создать шарообразную форму и как её можно изменить
Шар ещё одна форма, которую ребёнок осваивает в раннем детстве.
Малыши с удовольствием лепят конфеты, ягоды, яблоки и «угощают» ими
свои игрушки.
Нужно заметить, что техника получения шара сложнее, чем создание
цилиндрической формы, так как требует более точной и согласованной
координации движений обеих рук.
Как получить шарообразную форму
•
раскатать кусочек пластилина (глины, теста) круговыми движениями;
• раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности;
• раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев; при таком
способе получаются очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т.д.).
Как преобразовать форму шара
слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс (киндер
сюрприз, воздушный шарик, дыня);
• оттянуть с одной стороны (груша, матрёшка);
• раскатать и по необходимости согнуть (банан, огурец); сплющить между
ладонями в диск (колесо, лепёшка);
•
•
•
• раскатать в конус (мороженое, пирамида);
• некоторые формы, например, конус, можно создать как из цилиндра, так и из
шара;
сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки);
сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза).
Формы шара, цилиндра и производные от них формы это
своеобразная «азбука» лепки, на основе которой ребёнок начинает
«читать» и самостоятельно создавать любые «произведения»,
постепенно осваивая технику лепки.
Существует 3 способа лепки:
1. Конструктивный – предмет делится из отдельных частей,
затем скрепляется;
2. Скульптурный (пластичный) – лепка из единого куска, путём
преобразования;
3. Комбинированный
пластичного способов.
–
сочетание
конструктивного
и
Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём
богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в
виду, что классификация способов достаточно условна, возможны
переходы одного способа в другой и дополнение основного способа
одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
Конструктивный способ
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как
из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает
образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает
лепить.
Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано
уже в 23 года и часто сами «открывают» его для себя.
Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие
варианты:
1.
2.
3.
объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
объединение похожих форм, отличающихся по величине
(пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
объединение различных форм
чебурашка).
бабочка, птичка,
(грибок,
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из
целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по
цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его.
Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать
материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если
задумано какоето животное или хочется вылепить пришельца из космоса;
лепёшка, если лепится светильник, и т.д.
Скульптурный способ
На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более
мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные
особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или,
наоборот, торчащие уши).
Он моделирует формуоснову разнообразными движениями: оттягивает,
загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где
нужно, сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ
Этот
способ
два
объединяет
способа: конструктивный и
скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и
из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются
скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к
скульптурной форме. К 58 годам дети предпочитают именно этот способ как
более доступный и универсальный по своим возможностям.
Способы оформления и декорирования образа
более мелкие по движению, разнообразные по
В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов.
Они
возможности
моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ
неповторимым. Чаще
следующие
вспомогательные способы и приёмы.
всего дети применяют
в лепке
Оттягивают от основной формы мелкие детали клювик, ушки,
хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение заостряют,
сплющивают, загибают.
Защипывают край или какуюто часть формы хвост и плавники,
гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют
передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор,
передать движение.
Загибают края формы горлышко вазы, бортики тарелок, листочки,
тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и
передавая их функциональность.
Используют
стеку и другие приспособления
колпачки
фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать
многое: передать особенности поверхности тех или иных образов прорезать
штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых,
волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить
таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например,
черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать
отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.
Дополняют вылепленный образ различными элементами из
других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных
птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок
делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для
глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для
брошек, перышки и стружки для комбинированных поделок.
3. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1987. 128 с.
4. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.:
Просвещение, 1982. 266 с.
5. Секреты пластилина: Учебное пособие. – М.: Махаон, АзбукаАттикус, 2012. 96 с.
6. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. М.: АСТ
7. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М:
ПРЕСС. 1999. 144 с.
ТЦ Сфера. 2007. 112 с.
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Изд.
Список литературы:
2. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Лепим из пластилина. СПб.: Издательский дом
центр «Академия», 2000. 136 с.
«Кристалл», 2001. 192 с.
8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред.
Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. М., 1979.
9. Погодина С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных
видов деятельности детей дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования М.: Издательский центр Академия, 2015. — 272 с.
10. http://www.maam.ru/detskijsad/metodyobuchenijalepkedeteiranegovozrastav
detskomsadu.html