Презентация по обучению лепке детей дошкольного возраста

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал в презентации подробно раскрывает методику работы по обучению детей дошкольного возраста лепки из пластического материала. Раскрываются виды, способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от возрастных особенностей детей, представлен иллюстрированный материал, по технике овладения формообразующими движениями и декорированию продуктов творческой деятельности.
Иконка файла материала способы лепки.pptx
Обучение лепке  детей дошкольного возраста  Выполнил:  Преподаватель АСК(ф)СахГУ Сергиенко К.И.
Оборудование для лепки Рис. Поворотный станок для лепки
Способы  и  приемы  лепки  разных  предметов  в   зависимости  от особенностей развития детей. В детском саду используется в основном пластилин и глина.  Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная. В средней группе – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок  встретил зайца). В старшей группе – декоративная лепка, которая требует украшения.  В подготовительной группе – все виды лепки.
Вначале  идет  знакомство  ребенка  с  материалом  и  его  свойствами.  Ребёнок  осваивает  пластичные  материалы  и  делает  новые  «открытия».  Он  исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на  материал.  Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска  небольшой  кусочек  глины  или  пластилина,  который  легко  изменяется  в  результате тех или иных действий.
Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть,  или сделать что­нибудь ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт,  будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке.  На нём можно что­нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и  процарапанный рисунок исчезнет.
Как создать цилиндрическую форму и как её можно изменить «Колбаска» или валик ­ первая форма, которую ребёнок может  вылепить самостоятельно уже в 1 ­1,5 года. В  дальнейшем  он  совершенствует  своё  умение  ­  раскатывает  длинные  и  короткие,  толстые  и  тоненькие,  одноцветные  и  многоцветные валики.  И,  конечно,  лепит  не  просто  так,  а  потому,  что  это  карандаши,  палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое.  К  2,5­3  годам  ребёнок  начинает  более  внимательно  относиться  к  форме и старается точнее её передать. Он видоизменяет цилиндр всеми  доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку,  то в пирамидку.
Как получить цилиндрическую форму •раскатать  кусочек  пластилина  (глины,  теста)  в  ладонях  продольными движениями туда­обратно;  •раскатать  кусочек  пластилина  одной  ладонью  на  твёрдой  поверхности прямыми движениями;  •раскатать  кусочек  пластилина  кончиками  двух  пальцев  (большим  и  указательным);  при  таком  способе  получаются  очень  маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.
Как преобразовать форму цилиндра •свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);  •скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);  •сплющить в ленту (листок, шарфик);  •раскатать в конус (морковка, колпачок);  •свить или сплести 2­3 «колбаски» (коса, растение, колонна).
Как создать шарообразную форму и как её можно изменить Шар  ­  ещё  одна  форма,  которую  ребёнок  осваивает  в  раннем  детстве.  Малыши  с  удовольствием  лепят  конфеты,  ягоды,  яблоки  и  «угощают»  ими  свои игрушки.  Нужно  заметить,  что  техника  получения  шара  сложнее,  чем  создание  цилиндрической  формы,  так  как  требует  более  точной  и  согласованной  координации движений обеих рук. Как получить шарообразную форму •  раскатать кусочек пластилина (глины, теста) круговыми движениями; • раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности; • раскатать  кусочек  пластилина  кончиками  двух  пальцев;  при  таком  способе получаются очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т.д.).
Как преобразовать форму шара слегка  вытянуть  с  обеих  сторон  и  раскатать  овоид  или  эллипс  (киндер­ сюрприз, воздушный шарик, дыня); • оттянуть с одной стороны (груша, матрёшка); • раскатать  и  по  необходимости  согнуть  (банан,  огурец);  сплющить  между  ладонями в диск (колесо, лепёшка);  • • • • раскатать в конус (мороженое, пирамида);  • некоторые формы, например, конус, можно создать как из цилиндра, так и из  шара; сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки); сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза). Формы  шара,  цилиндра  и  производные  от  них  формы  ­  это  своеобразная  «азбука»  лепки,  на  основе  которой  ребёнок  начинает  «читать»  и  самостоятельно  создавать  любые  «произведения»,  постепенно осваивая технику лепки.
Существует 3 способа лепки: 1. Конструктивный  –  предмет  делится  из  отдельных  частей,  затем скрепляется; 2. Скульптурный  (пластичный) – лепка из единого куска, путём  преобразования; 3. Комбинированный  пластичного способов. –  сочетание  конструктивного  и   Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём  богатстве  и  разнообразии  способов  и  приёмов.  Следует  иметь  в  виду, что классификация способов достаточно условна, возможны  переходы  одного  способа  в  другой  и  дополнение  основного  способа  одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
Конструктивный способ   При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как  из  деталей  конструктора  (отсюда  и  название).  Ребёнок  задумывает  образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает  лепить.  Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано ­  уже в 2­3 года ­ и часто сами «открывают» его для себя.  Чаще  всего  в  лепке  маленьких  детей  наблюдаются  следующие  варианты: 1. 2. 3. объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски); объединение  похожих  форм,  отличающихся  по  величине  (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка); объединение  различных  форм  чебурашка). бабочка,  птичка,  (грибок,
Этот  способ  иногда  ещё  называют  пластическим  или  лепкой  из  целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по  цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его.  Вспоминает  самые  общие  очертания  образа  и  старается  придать  материалу  такую  же  форму.  Это  может  быть  форма  вытянутого яйца, если  задумано  какое­то  животное  или  хочется  вылепить  пришельца  из  космоса;  лепёшка, если лепится светильник, и т.д.  Скульптурный способ На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более  мелкие,  части  (но  не  отрывая  их)  и  стараясь  передать  характерные  особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или,  наоборот, торчащие уши).  Он моделирует форму­основу разнообразными движениями: оттягивает,  загибает,  скручивает,  сминает,  придавливает,  прищипывает  и  т.д.  там,  где  нужно, ­ сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ   Этот  способ  два  объединяет  способа:  конструктивный  и  скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и  из  отдельных  частей.  Как  правило,  крупные  детали  выполняются  скульптурным  способом,  а  мелкие  создаются  отдельно  и  присоединяются  к  скульптурной форме. К 5­8 годам дети предпочитают именно этот способ как  более доступный и универсальный по своим возможностям.
Способы оформления и декорирования образа более  мелкие  по  движению,  разнообразные  по   В  лепке  используется  много  вспомогательных  способов  и  приёмов.  Они  возможности  моделирования  образа.  Именно  они  позволяют  сделать  каждый  образ  неповторимым.  Чаще  следующие  вспомогательные способы и приёмы. всего  дети  применяют  в  лепке
Оттягивают  от  основной  формы  мелкие  детали  ­  клювик,  ушки,  хвостик  и  т.д.,  придают  им  необходимую  форму  и  положение  ­  заостряют,  сплющивают, загибают.  Защипывают  край  или  какую­то  часть  формы  ­  хвост  и  плавники,  гриву,  юбочку,  лепестки  цветка.  Щипковые  движения  пальцев  позволяют  передать  рельеф  и  фактуру,  изобразить  отдельные  детали,  создать  декор,  передать движение.  Загибают края формы ­ горлышко вазы, бортики тарелок, листочки,  ­  тем  самым  усиливая  сходство  образов  с  реальными  предметами  и  передавая их функциональность.  Используют  стеку  и  другие  приспособления  ­  колпачки  фломастеров,  крышки,  палочки,  печатки.  С  помощью  стеки  можно  сделать  многое:  передать  особенности  поверхности  тех  или  иных  образов  ­  прорезать  штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых,  волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить  таким  образом  лапы,  крылья  и  т.д.;  прорисовать  сложные  детали,  например,  черты  лица.  С  помощью  мелких  бытовых  предметов  можно  сделать  отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.
Дополняют  вылепленный  образ  различными  элементами  из  других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных  птиц,  бижутерию,  крылышки  бабочек,  из  отдельных  бисеринок  делают  глазки  для  насекомых  и  птиц,  пуговицы  используют  для  глаз,  шляпок  и  других  мелких  деталей,  а  также  как  основу  для  брошек, перышки и стружки ­ для комбинированных поделок.
3. Косминская  В.Б.,  Халезова  Н.Б.  Основы  изобразительного  искусства  и  методика  руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1987. 128 с. 4. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.:  Просвещение, 1982. 266 с. 5. Секреты пластилина: Учебное пособие. – М.: Махаон, Азбука­Аттикус, 2012. 96 с. 6. Федотов  Г.Я.  Послушная  глина.  Основы  художественного  ремесла.  М.:  АСТ­ 7. Халезова  Н.Б.  Декоративная  лепка  в  детском  саду:  Пособие  для  воспитателя.  М:  ПРЕСС. 1999. 144 с. ТЦ Сфера. 2007. 112 с. 1. Григорьева  Г.Г.  Развитие  дошкольника  в  изобразительной  деятельности.  М.:  Изд.  Список литературы: 2. Данкевич  Е.В.,  Жакова  О.В.  Лепим  из  пластилина.  СПб.:  Издательский  дом  центр «Академия», 2000. 136 с. «Кристалл», 2001. 192 с.  8. Методика  обучения  изобразительной  деятельности  и  конструированию  /  под  ред.  Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. М., 1979. 9. Погодина С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных  видов  деятельности  детей дошкольного возраста :  учебник для студ.  учреждений  сред. проф. образования М.: Издательский центр Академия, 2015. — 272 с. 10. http://www.maam.ru/detskijsad/­metody­obuchenija­lepke­detei­ranego­vozrasta­v­ detskom­sadu.html