Муниципальный методический конкурс
педагогов образовательных организаций
Костромской области
Номинация:
Методические разработки по модулю,
разделу преподаваемого предмета
Тема работы:
Разработка урока по окружающему миру
«Твой родной край»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3
Демидова Оксана Николаевна 1. Пояснительная записка
2018 год
Методическая разработка представлена по разделу Окружающий мир 4 класс
УМК «Перспективная начальная школа» по разделу «Родной край – часть великой
России»
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных
и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения
мира в его важнейших взаимосвязях.
Одной из основных задач реализации содержания курса является: формирование
уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают
дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
И поскольку региональный компонент в преподавании данного предмета имеет
свое место я считаю, что данная тема актуальна и востребована.
Каждый ребенок, еще с детского сада запоминает свой адрес: дом, улицу, где
он живет, и, конечно же, название села, города. У каждого есть свой любимый уголок,
и каждый посвоему любит свой край. Но не каждый задумывается о том, как его село,
маленький городок появились, какие люди построили их, кто жил и живет здесь, затем
происходит открытие целого края, который вмещает множество городов и сел. И если
уж когото заинтересовал этот вопрос, то он узнает много интересного и еще сильнее
полюбит свою «маленькую родину». И тем более понятен интерес к изучению родного
края, когда речь идет о нашем родном крае – Костромской области
Природное, культурноисторическое, социальноэкономическое своеобразие
местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования,
усвоение которого позволяет школьникам адаптироваться к условиям жизни в
ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя
потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей
среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать
формированию у школьников духовнонравственных ориентаций, развитию их
творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Главная цель — краеведческое просвещение детей с опорой на их творчество.
Эта цель предполагает решение следующих задач:
воспитать у детей любовь к Родине, к родному краю, научить видеть
местоположение маленько Родины в большой стране; научить чувствовать красоту
и неповторимость своей местности
развить творческие и интеллектуальные способности детей через активное
участие в учебном процессе.
Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту
природы родного уголка, красоту творений рук человека, живущего рядом. На уроках
окружающего мира в разделе по изучению родного края работаю с учащимися над
созданием образа территории, на которой мы живём. И в этом мне помогают
разнообразные формы организации учебной деятельности, а так же различные источники
информации.
Свой вклад в экономическое и культурное развитие области вносит каждый
населённый пункт, его жители, гордящиеся не только общими успехами, но и своими
собственными делами и достижениями, преобразованием своего края, того «своего», что
получило название «чувство родной земли». Вот этот непреходящий интерес к «своему»,
к отчим местам и призвано удовлетворять изучение родного края – своей малой Родины.
На местном материале легче всего воспринимаются и формируются географические
понятия. И не только! Самое главное, воспитывается в детях любовь к родному краю,
чувство гордости за свою Малую Родину Цель: сформировать представление учащихся о родном крае, изучить географическое
положение Костромской области.
Задачи:
Образовательные:
помочь учащимся уточнить название родного края;
обобщение и расширение ранее усвоенных знаний;
знакомство с политико – административной картой России и обозначение границ
Костромской области на карте;
анализ карты Костромской области, умение определять, в каком направлении от
Москвы находится административный город Кострома и г. Мантурово;
вспомнить природу и климатические условия зоны лесов;
работа с Толковым словарем
Развивающие:
повышение мотивации к обучению;
повышать интерес к окружающему миру, к родному краю;
применение полученных ранее знаний в новых условиях;
совершенствование умения ориентироваться в информационном материале
развитие творческих способностей учащихся,
умение передавать полученные знания.
Воспитательные:
Воспитание любви к малой Родине;
формирование нравственноэтической ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
Тип урока: комбинированный
Универсальные учебные действия:
личностные
смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и
“незнания”)
o o
o
o
o
o
o
o
o
самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка)
моральноэтическая ориентация (ориентация на выполнение моральных
норм работы в группе)
метапредметные
регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность)
коммуникативные (речевая деятельность; навыки сотрудничества)
познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение
под понятие)
предметные
основы системы научных знаний
опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и
применению знаний
предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы
(фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с
таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при
решении проблемных вопросов; работа с атласом)
Оборудование: презентация «Твой родной край», компьютер, мультимедийный
проектор, экран; административная карта России; административная карта
Костромской области
Для детей: атласы с административной картой для 4 класса (6 шт), лист самооценки
(тест).
Звуковой ряд: песня «Наш край» стихи А.Пришельца, музыка Д.Кабалевского
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Эмоциональный настрой
– Добрый день, ребята. Я рада Вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу и
послушаем песню. (Звучит запись песни «С чего начинается Родина».)
2. Постановка задачи урока.
О чем эта песня? (о Родине)
Что обозначает слово Родина?
Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что, говорить сегодня мы
будем о нашем крае.)
Да, совершенно верно.
Какая цель нашего занятия? (ответы детей)
Цель нашего занятия изучение «Родного края как часть великой России». (слайд
№1) И сегодня мы попытаемся определить местонахождение нашего края. Наша страна Россия очень огромна! Но у каждого человека есть особенно дорогие,
близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и
прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина.
3. Актуализация знаний
Мы с вами изучали природные зоны России и знаем , что повсюду живут люди, и
каждый ценит то место где он живет.
И прежде чем начать путешествие вспомним природные зоны, а поможет нам в этом
небольшой кроссворд (слайд 2) (Работа с кроссвордом)
Какое слово вы здесь еще можете прочитать? (край)
А что обозначает это слово? Оказывается, это слово имеет много значений.
(работа с толковым словарем)
Прочитаем (слайд № 3)
О каком крае сегодня пойдет речь?
II. Открытие новых знаний
Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких людей. Но ведь
родной дом это не только жилой дом , это еще и село, в котором ты родился, край, в
котором ты живешь, и страна, в которой находится твой край. Для нас наш край это
наша область.
– Давайте познакомимся с административной картой России (атласы с
административной картой России, слайд № 4).
(дети работают по подгруппам) Внимательно посмотрите на эту карту и изучите
условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей.)
– Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе
нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (Ответы
детей.)
– Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край,
Краснодарский край и т.д.)
– Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики,
округа? (Они находятся на ЗападноСибирской равнине и Среднесибирском
плоскогорье.)
– А что вы можете сказать о ВосточноЕвропейской равнине? (На ней расположено
очень много небольших по площади республик, областей.)
– Еще мы можем сказать, что ВосточноЕвропейская равнина густо населена.
Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.
– Найдите на карте территорию, где мы живем. (Дети находят на картах в атласах)
Попробуйте показать на карте. (Ученик, с помощью учителя показывает на стенной
карте.)
– Какой город является главным на нашей территории? (Кострома. Находят на
карте.)
В каком направлении от Москвы находится Костромская область? (к северу) От Москвы до Костромы 301 км по прямой, 5 с небольшим часов на машине.
– Это наш край, наша маленькая Родина. Как называется наша маленькая Родина?
(Костромская область)
– Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками,
краями?
– В какой природной зоне мы живем? (зона лесов, тайга)
Итак, Костромская область имеет значительное количество соседей– их 5, она
характеризуется большим количеством водных ресурсов, главная река области – Волга,
озера – Галичское и Чухломское.
_ У каждой страны есть своя символика. Что относится к государственным
символам? (Герб, флаг, гимн)
У Костромской области тоже есть свои герб и флаг. Посмотрите на наш стенд.
Рассмотрите их. (слайд 6) О них нам расскажет …. (Сообщение ученика) см.
Приложение 1
А рядом вы видите герб нашего города. (слад 7)
А как называется главный город нашей области? (Кострома) (слад 89)
А как назовем людей, живущих в нашей области (костромичи)
Рассмотрите карту нашей области. Как она разделена. ( на районы) Сколько районов в
нашей области? В каком районе живем мы. (слайд 10)
Физминутка.
По родному краю дружно мы шагаем. (марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг. (поворот направо)
Слева от нас находится лес. (поворот налево)
В таком лесу полно чудес. (круговые движения руками)
Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам грибам! (наклоны)
А как называется наша малая родина? (слайд 11) ( Это наш город. Город Мантурово)
Как назовем людей проживающих в нашем городе (Мантуровцы)
Какие чувства вы испытываете к своей малой Родине?
А что значит любить Родину? (Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное беречь
Родину.) (слайды 12 – 14)
IV. Подведение итога урока
1. Первичное закрепление материала
Понравилось вам путешествовать по родному краю и изучать его?
Как называется наш край? Где расположена Костромская область?
Каких соседей нашего края вы запомнили?
Что нового вы узнали о Костромской области?
Что особенно запомнилось, было интересно?
Сумели ли мы достигнуть поставленные задачи?
2. Рефлексия
Тест (в системе голосования мимио)
Узнали ли вы сегодня на уроке где находится наш край? (да\нет)
Как вы оцените свою работу на уроке? (я работал хорошо и много узнал\ я мог бы
работать лучше, не все мне было понятно\ я недоволен своей работой на уроке) (слад 15)
Конечно, сегодня на уроке окружающего мира пока вы получили лишь самые основные
сведения о родном крае, но в нашей области осталось ещё очень много тайн и загадок, не
открытых вами. Эти тайны мы с вами будем открывать на последующих уроках.
3. Задание на дом.
Написать другу, проживающему в другой области, письмо в котором вы расскажете о
том где находится твой край, на следующем уроке мы выберем лучшее письмо.
Список использованной литературы:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс:
2.
Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник. 2011.
В. Хорошев, А. В. Немчинова, В. О. Авданин ; Ландшаты и экологическая
сеть Костромской области: . Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013.
3. Атлас с административной картой для 4 класса
Приложение №1.
Герб Костромы с украшающим его изображением галеры (боевое деревянное гребное
судно с одним рядом весел) был утвержден 24 октября 1767 года. Появление герба
связано с посещением Екатериной II в мае 1767 года города во время ее путешествия по
Волге на галере "Тверь", сопровождаемой флотилией из 11 судов. Императрица была
сердечно тронута оказанным ей пышным приемом Костромскими властями. И в знак
благодарности одарила Кострому гербом с изображением галеры, схожей с той, на
которой прибыла в город. Указом Екатерины II в 1778 году открывается Костромское
наместничество, которое указом Павла 1 в 1797 году переименовывается в губернию. По
его повелению герб с екатерининской галерой был пожалован не городу, а Костромской
губернии. Во второй половине XIX века этот герб подвергается серьезным изменениям.
Вместо галеры на гербе появляется корабль, который движется не в левую, а в правую сторону, число гребцов сокращается с десяти до семи. В результате герб Костромской
губернии в 1878 году получил следующее описание: "В лазуревом щите, на серебряной
воде, золотой древний Варяжский корабль с орлиной головой и крыльями на носовой
части, с парусом, флагом, на котором Императорский орел, и с семью гребцами. Щит
увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями,
соединенными Андреевскою лентою".
Флаг Костромской области представляет собой прямоугольное полотнище красного
цвета с голубой полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей одну
восьмую длины, с двусторонним изображением в центре герба Костромской области.
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему" Родной край - часть великой Родины"
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему" Родной край - часть великой Родины"
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему" Родной край - часть великой Родины"
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему" Родной край - часть великой Родины"
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему" Родной край - часть великой Родины"
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему" Родной край - часть великой Родины"
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему" Родной край - часть великой Родины"
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему" Родной край - часть великой Родины"
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему" Родной край - часть великой Родины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.