МБОУ СОШ № 31
г. Владикавказа
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе «Начальная школа ХХI век»
Тема: «Твои помощники – органы чувств».
Разработка учителя начальных классов:
Слановой Людмилы Митяевны
Цель: познакомить детей с органами чувств и их значением.
Задачи: Образовательные: Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать, группировать, развивать познавательный интерес к природе.
Воспитывающие: воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность, совершенствовать культуру речи.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация.
3. Постановка учебной задачи.
4. Постановка проблемы.
5. «Открытие» детьми новых знаний, работа в группах.
6. Физминутка.
7. Первичное закрепление.
8. Самостоятельная работа.
9. Итог урока.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», рабочие тетради.
Ход урока
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
А теперь сядут, те, чьи ушки и глазки готовы к работе, а ротик готов отвечать на уроке.
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
2. Постановка учебной задачи.
3.Актуализация.
- Сегодня к нам на урок пришёл гость. Попробуйте отгадать кто это. Жил он в дремучем лесу, был он одинок, его боялись люди, потому что он был огр, но со временем у него появились друзья: весёлый осёл и кот в сапогах, он нашёл своё счастье с Феоной. Кто же это?
- Правильно Шрек. А пришёл он к нам за помощью. Фея крёстная, наказала его за то, что он купался в грязи, ковырял в ушах различными предметами и не любил мыться. Он и так был не красавец, а сейчас выглядит совсем странно.
Закройте глазки и не подглядывайте, Шрек очень стесняется. Презентация №1. Фея оставила его без помощников. Давайте ему поможем справиться с колдовством.
- Скажите, сможет он теперь увидеть свой любимый лес и друзей? А почему, какого помощника ему не хватает? Презентация №1
- Почему он не сможет услышать пение Феоны и шум леса? Презентация №1
- Какого помощника ещё нет у Шрека, что бы почувствовать запах цветов? Презентация №1
- А что бы почувствовать вкус еды, какой помощник ему нужен? Презентация №1
- Какого помощника ещё нет у Шрека, что бы он смог обнять Феону и почувствовать её тепло? Презентация №1
- Теперь Шрек стал прежним, но всё-таки он ещё не совсем понял для чего нужны эти помощники и как их надо беречь. И в этом ему поможем мы.
-Может быть кто то уже догадался какая тема сегодняшнего урока? Презентация №2
- Правильно «Наши помощники», а уши, нос, глаза – это части нашего организма. Значит это что…? (органы)
- Раз эти органы помогают нам чувствовать запах, чувствовать вкус, чувствовать тепло – это, органы чего? (чувств) Презентация №2. Правильно тема нашего урока «Наши помощники – органы чувств». На уроке мы с вами выясним, какая же «профессия» у каждого органа и Шреку поможем понять, зачем и как их надо беречь.
- Что бы нам с этим разобраться, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( Это люди, которые что-то изучают.)
Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (Мы будем исследовать человека .)
- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.
1)И первое наше исследование – У меня в руках коробочка, вы можете сказать, что у меня там лежит?
Почему не можем сказать? Какой орган помогло нам узнать, что у меня спрятано?
Распредели по группам (работа на компьютере, с последующей проверкой)
Что помогло нам распределить предметы по группам? Что мы смогли определить с помощью глаз? (форму, цвет, размер)
А что помогло прочитать задание?
- Кто догадался, глаза – это орган чего? (зрения) Что глазки помогают нам определить? (цвет, форму, размер) Презентация №2. Вывод.
- Как вы думаете, а надо ли беречь глаза? Давайте попробуем сформулировать – эти правила. Учебник.
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
Продолжаем наше исследование.
2) – Игра «Угадай голос» Один ребёнок поворачивается спиной к классу и пытается определить голос. (крякать, мяукать и т.д.)
Что помогло определить звуки? Ухо – это орган чего? Что помогает ухо определить? Презентация №2. Вывод
- А как надо правильно ухаживать за ушами? Презентация №2
3) Посмотрите на баночку, попробуйте определить, что здесь. Послушайте. Смогли определить? А теперь закройте глазки и попробуйте определить, что у меня. понюхайте. (апельсин) Какой орган нам помог определить, что в баночке?
С помощью носа, что мы смогли определить? (запах)
Нос – это орган, который называется очень сложным словом, обоняние. С помощью носа, что мы смогли определить? Презентация №2. Вывод
- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и пищи. Запах гари может предупредить об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния . И этот орган то же надо беречь, кто знает как? Презентация №2
4) Давайте исследуем ещё один орган. (стаканы с водой: солёная, сладкая, простая) Посмотрите, понюхайте, послушайте, попробуйте. Какой орган помог нам определить вкус? Как по научному сказать, язык это орган..? Это орган, помог нам определить…? Презентация №2. Вывод
Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Орган вкуса тоже надо беречь, а кто знает как? Презентация №2
Физкультминутка
Мы с вами немного отдохнули и теперь можем продолжать наше исследование дальше.
5) Игра: «Волшебная корзинка» ( яблоко, клубок, мячик, апельсин) (дети трогают предметы в рукавичке), А теперь попробуй без рукавички.
- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? ( При помощи рук)
-Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа.) Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?
Игра «Узнай предмет» ( Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их –(кружка, вата, игрушка) - При помощи чего вы отгадали предметы?
На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания. Презентация №2. Вывод
- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей) Презентация №2
Мы с вами хорошо потрудились, провели исследования и Шрек всё понял и снова со своими друзьями. А как вы поняли тему нашего урока? Презентация №2
Давайте вспомним, как они называются? (самостоятельная работа на компьютере, с последующей проверкой)
- Что мы сегодня исследовали на уроке? Что нового узнали?
- Давайте ещё раз напомним Шреку, с какими органами чувств он сегодня познакомился и как их надо беречь (самостоятельная работа на компьютере)
Я думаю, что теперь Шрек, будет бережно относится к своим помощникам. Понравился вам урок?
- А теперь определите, как вы сами работали на уроке, если вы работали в полную силу и отвечали правильно, поднимите зелёную карточку, если могли бы работать лучше, жёлтую, а если, что то плохо поняли или не очень хорошо работали, то красную. Всем спасибо.
Дома родителям, сёстрам и братьям расскажите, что вы узнали об органах чувств, как они нам помогают и как их надо беречь.
Библиографическое описание документа
В документах Google использованы картинки и фотографии Яндекс
Использованы выводы из учебника Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.