Любава Вологжанка
На Руси заветное есть место,
Где луга, озера и поля,
Где душе просторно, а не тесно,
Где родные воздух и земля..
Родина бесценная, святая,
Нет нигде ни краше, ни милей
Кружевного северного края
С песнями летящих журавлей.
Вологда – красавица резная,
Величава исстари, скромна,
Куполами храмов вся сверкает
Близкая мне с детства сторона.
Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции его живут и развиваются на Вологодской земле. Они выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла, сохранившегося в форме домашнего творчества в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины – в ткачестве, вышивке, плетении из бересты и лыка, резьбе и росписи по дереву, а также во всемирно известных вологодских кружевах, устюжской черни, шемогодской бересте.
Берестяные изделия
Берестой называется верхний слой коры березы. Способы плетения берестяных изделий были несложными. Поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.
Шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области, на реке Шемогсе - откуда и ее название. Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную или токарную заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с включением в него плоскостных изображений птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга.
Вологодская финифть
Роспись по белому эмалевому фону.
Начало этого промысла относится к середине XVII века – на Русском Севере в городе Сольвычегодске мастера создали свой неповторимый стиль росписей по эмали. Росписи получили название усольских эмалей, так как город Сольвычегодск в древних документах и описях назывался Усольском.
Усольские росписи отличались разнообразием цветов: красные, лиловые, желтые, зеленые, коричневые, розовые, синие тона составляли основную палитру узора. Росписи выполнялись, как правило, на белых фонах. В орнаменты растений умело вписывались декоративные изображения птиц, насекомых, мифологических зверей.
Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства. На Вологодчине распространению гончарного промысла способствовало наличие залежей гончарных глин. Традиции, технологии и приемы передавались от деда к отцу, от отца к сыну. Образовывались гончарные центры - они снабжали глиняной посудой ближайшие деревни и широко развозили посуду по ярмаркам и базарам. Вологодская керамика очень разнообразна по форме и назначению. Здесь встречаются простые печные горшки и миски, сковороды и блюда,
Лоскутное шитье тесно переплетается с другими видами женского рукоделия – ткачеством и вышивкой. В Древней Руси лоскутное шитье было широко распространено в деревнях. По причине трудоемкости и дороговизны изготовления льняных тканей женщины на Руси очень трепетно и бережно относились к остаткам ткани. Поэтому поначалу это рукоделие служило для подновления и перешивания одежды и предметов быта.
Искусство лоскутного шитья
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает второе рождение. Простая по исполнению, но очень эффектная техника декорирования ткани позволяет создавать оригинальные яркие изделия – покрывала, пледы, салфетки, сумки, кошельки.
Народная кукла
Самые первые куклы появились еще на заре человечества и делались они из золы. Такие куклы звались Баба (женское божество). «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась она в день свадьбы. Эта кукла считалась оберегом женщины, дома, очага.
Известна еще одна очень древняя кукла – кукла из остриженных волос девушки. Считалось, что такая кукла может лечить человека в случае болезни.
Кукла «зерновушка» или «крупеничка» делалась для того, чтобы в доме было сытно и богато. Делали ее после сбора урожая из разного зерна, собранного с поля. Также эта кукла была символом деторождения.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.
На Руси в игрушку всегда вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья. Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью
Роспись по дереву
Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков . В росписях преобладал растительный орнамент с пышными вазонами и букетами роз, тюльпанов и гроздьями винограда. Привлекательной особенностью продукции вологодских мастеров является многоцветность.
Традиционная вышивка
Вышивка «двухсторонний шов» или «роспись» представляла собой четкий графический рисунок, одинаковый на лицевой и изнаночной стороне. Вышивка состоит из узорных розеток, обшитых петельным швом с легким воздушным геометрическим орнаментом на сквозных ажурных фонах. Узорами вышивок служили величественные павы, женские фигуры, барсы, кони, олени, растительные мотивы. Они выполнялись обычно красными нитями по белому или серому фону.
Узорное ткачество
Крестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке. Характер орнамента народных тканей разнообразен: простые и сложные геометрические фигуры (ромбы, квадраты, многоугольники), на Севере России преобладали обобщенные изображения растений, животных, человека.
Катавальный промысел
Валенки - удобная и теплая обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти. Валяльный промысел в Вологодской губернии не являлся основным средством для существования, а служил лишь подспорьем к земледелию и сельскому хозяйству. При небольших объемах производства, большинство местных каталей работало единолично. Все орудия катавалей были самодельные. Они содержали в себе только конструктивные детали, необходимые для работы. Все принадлежности для изготовления валенок хранили и передавали по наследству по мужской линии.
Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.
Великоустюгская чернь
Со времен Киевской Руси черневое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства. Технология чернения состоит в том, что черный сплав, состоящий из традиционных компонентов на основе серебра, вплавляют в углубления основного металла (в частности серебра), чтобы украсить изделие путем достижения в рисунке цветового контраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.