Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 15 «Светлячок»
Коломенского городского округа
Тема: «Развитие познавательной
активности у старших
дошкольников через организацию
краеведческой деятельности»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Рябова М.С.
поднявшегося
над землёй, заботливый садовник
укрепляет
корень, от мощности которого зависит
жизнь
растения на протяжении нескольких
десятилетий,
так воспитатель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства
безграничной
любви к Родине».
В основе существования и развития любой исторической общности
В.А. Сухомлинский.
стержень, который базируется на чувстве
людей лежит духовный
патриотизма, чувстве любви, уважения к предкам, долга перед Отечеством.
своеобразное
патриотическое
Анализ источников (причин) патриотизма, проявляемого россиянами,
подтверждает, что первоосновой их патриотических поступков и дел
является чувство Родины, сознание долга перед ней и ответственности за ее
судьбу. Патриотическое поведение человека становится возможным лишь в
тех случаях, когда он глубоко сознает кровную связь со своей Отчизной,
вследствие чего в его внутреннем мире рождается специфическое
душевное
настроение,
утвердившееся в обыденном языке как чувство любви к Родине, Отчизне.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства.
Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений
является патриотическое воспитание.
состояние,
Краеведение лучше других отраслей
знания
способствует воспитанию патриотизма, любви к родному
краю, формированию общественного сознания.
Что же такое краеведение?
Краеведение – это:
совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту,
культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам
предками;
живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и
богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные
свершения отцов и дедов;
опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура;
то самое наследство, которое мы должны не только
использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и
распространяя среди потомков.
Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста
состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное
представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной
природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного
края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего
села, района, а, значит, и страны.
Расширение
кругозора детей на
основе материала,
доступного их
пониманию
Формирование
представления о
Родине как месте,
родился и где он
где человек
живет
Воспитание
уважения к людям
труда, знаменитым
землякам
Воспитание
потребности
узнавать о
культурных и
природных
ценностях родного
края, беречь и
охранять их
Воспитание чувства
привязанности к
своей малой
родине, гордости за
неё, восхищение её
красотой
Задачи
краеведения
Развитие у
дошкольников
способности
эмоционально-
эстетического
восприятия
окружающего мира
Задачи краеведения Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякамРасширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманиюФормирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живетВоспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за неё, восхищение её красотойРазвитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира
Краеведческая деятельность как средство
приобщения детей к культуре родного края может
развиваться по ряду направлений:
Историческое краеведение
Естественно-научное краеведение
(географическое, экологическое, биологическое
и др.)
Этнокультурное и социолого-демографическое
краеведение (фольклорное, художественное,
литературное и др.)
Туристско-краеведческая деятельность
(краеведческие исследования во время прогулок,
туристических походов)
Музейное краеведение (изучение родного края
на базе краеведческого музея)
Экскурсионное краеведение (изучение родного
края во время подготовки и проведения
экскурсий)
Семейное краеведение
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ:
Совместная непосредственно организованная образовательная
деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого
содержания.
Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как
самостоятельная форма работы с детьми на разные темы.
Экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным
разнообразием родного города.
Праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой т
традициями народа, населяющего родной край.
Прогулки, путешествия, походы – эти формы незаменимы в краеведческой
работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой,
погружения в её мир.
Значимым в работе методом является метод проектов.
Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность
приобщить ребёнка к истории, археологии, географии, природе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ:Совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания.Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы.Экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города.Праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой т традициями народа, населяющего родной край.Прогулки, путешествия, походы – эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в её мир.Значимым в работе методом является метод проектов.Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребёнка к истории, археологии, географии, природе.
«УГАДАЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ»
Цель: приобщить детей к
знанию национального
костюма и национальных
костюмов народов родного
края
«СОБЕРИ ГЕРБ, ФЛАГ»
Цель: закрепить знания о
символике; развивать
мелкую моторику
«КРАСНЫЙ ОГОНЁК»
Цель: закрепить знания о
растениях и животных
родного края, занесённых
в Красную книгу
«НАЙДИ ГЕРБ»
Цель: научить узнавать
герб города
(района,округа);
развивать мелкую
моторику, внимание,
память; воспитывать
чувство гордости за
свою малую Родину
Краеведческие
игры
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?»
Цель: знакомить детей со
знаменитыми людьми
родного края
Краеведческие игры«НАЙДИ ГЕРБ»Цель: научить узнавать герб города (района,округа); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину«СОБЕРИ ГЕРБ, ФЛАГ»Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику«УГАДАЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»Цель: приобщить детей к знанию национального костюма и национальных костюмов народов родного края«КРАСНЫЙ ОГОНЁК»Цель: закрепить знания о растениях и животных родного края, занесённых в Красную книгу«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?»Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края
Практика показывает, что пространственные краеведческие
представления у дошкольников формируются быстрее, чем
временные.
Поэтому необходима организация
-
пространственной среды, так называемых - центров краеведения, где бы
дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о
родном крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь,
мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному
становлению
социально-
нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному селу,
краю, стране.
соответствующей предметно
личности,
расширяет
область
Федеральный
государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
требует поиска и
внедрения новых подходов к воспитанию и обучению
детей.
является
Одним
образования.
информатизация
Информатизация образования
перед
педагогом новые возможности для широкого внедрения в
педагогическую практику новых вариантов работы по
краеведческой деятельности с детьми дошкольного
возраста, например таких, как виртуальные экскурсии
дошкольного
открывает
из
таких
подходов
Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более
эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы
наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности,
навыков самостоятельной работы у дошкольников.
В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал
появляться такой элемент как мини-музей.
среды. Назначение
В рамках патриотического воспитания мини-музей
- необходимая часть
развивающей
создаваемых мини-музеев краеведческого
содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их
эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к
малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств,
речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой
деятельности интерес представляет такое направление, как коллекционирование.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда
связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического
использования, но вызывающих к размышлению. С коллекционирования начинается
приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и
приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о
явлениях и объектах окружающего мира, на положительное
эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на
содержание и качество детских взглядов на культурно-
исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю,
педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что
целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что
характерно, только для данной местности, что есть только здесь.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями
о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств,
раскрывает связи родного края с Родиной.
Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан
– труженику, защитнику, достойному
воспитанием уважения к человеку
гражданину своей Отчизны.
Хотя воспитанникам нашим мало лет,
Уже неплохо знают,
Что же значит «краевед».
Через эмоции, игру и интерес,
Внедрённые в образовательный
процесс,
Мы им поможем гражданами стать.
И Родину любить и уважать!
«Родина для человека –
самое дорогое и
священное, без чего
человек перестаёт быть
личностью».
В.А. Сухомлинский.
«Я значу много для своей страны, частичка целого,
я гражданин Коломенской земли»