Монплезир (Голландский домик) - загородный дворец Петра Первого в Петергофе -означает "мое удовольствие". Тонкий европейский вкус царя позволил подобрать очаровательные настенные гобелены, инхрустированные полы, панно с миниатюрной живописью. Китайский фарфор - особая гордость владельца. Панорама дополняется удивительными просторами моря, морским бризом, закатами. Перед дворцом вас очарует великолепие садов и фонтанов.
МОЁ УДОВОЛЬСТВИЕ-
МОНПЛЕЗИР
Шиженская Н.Н., ГБОУ школа №104 Санкт-
Петербурга
На самом берегу
Финского залива
стоит любимый
загородный
дворец Петра I –
"Монплезир" (фр.
monplaisir — "моё
удовольствие").
Замысел
постройки
определялся
набросками и
схематическими
рисунками самого
царя,
наметившего не
только
местоположение,
но и внутреннюю
планировку,
некоторые
В облике "Монплезира"
отразились
незаурядность
личности первого
российского
императора, его
эстетические вкусы,
интересы и
привязанности:
декоративное
оформление явно
задумано под влиянием
голландской
архитектуры XVIII века,
поэтому дворец иногда
называли
"Голландским
домиком".
Французский
посол Кампредон
писал: "Комнаты в
"Монплезире"
малы, но очень
удобны, и заметно
подражание
голландским
экономии и
опрятности в
кухнях, а также в
вымощенной
террасе на берегу
моря, осененной
липами, подобно
гаагским
каналам".
Галереи и комнаты дворца украшены полотнами западноевропейской
живописи XVII-XVIII веков, большая часть из которых относится к
первоначальной коллекции, собранной Петром. Для размещения
большой коллекции китайского фарфора в "Монплезире" был создан
уголок Востока – Лаковый кабинет. Его стены декорированы большими
черно-лаковыми панно с миниатюрной живописью, выполненной в
китайском стиле. На прикрепленных между панно полочках-консолях
размещен восточный фарфор, который в петровскую эпоху чрезвычайно
ценился и являлся предметом особой гордости владельцев.
Парадный зал,
находящийся в
центре дворца, –
одно из лучших
достижений
петровского
барокко.
Характерные темы
смены времен года,
изменчивости
мироздания,
построенного на
четырех стихиях,
отражены в
скульптурном и
живописном
оформлении купола.
Для отделки стен на
английский манер
использован
благородный
Парадный зал
"Монплезира" – свидетель
самых разнообразных
событий. Здесь отмечались
семейные праздники и
победы русского оружия,
проводились приемы
иностранных послов.
Огромный стеклянный
кубок на столе напоминает
о серьезном наказании:
штрафном "Кубке Большого
орла", который во время
пиров наполняли до краёв
вином и подносили
нарушителям правил,
введенных царем.
Редкие предметы
кухонной посуды
выставлены в опрятной
Кухне, оформленной на
голландский манер. Здесь
иногда готовила и супруга
царя Екатерина
Алексеевна. Особенностью
монплезирской кухни
является наличие
каменной раковины для
мытья посуды, вода для
которой подавалась по
трубе от фонтана "Сноп".
Водопровод и проточно-
промывная канализация,
созданные для
"Монплезира", были
значительными
новшествами для XVIII
века.
Рабочий кабинет Петра I
связан с морской темой.
Одним из важнейших
направлений деятельности
царя было создание флота.
Из окон кабинета
открывается вид на
Финский залив, Кронштадт
и Санкт-Петербург. Нижняя
часть стен кабинета
украшена плитками, на
которых мастера
изобразили 13 типов
парусников того времени.
Забавные обезьянки в
росписи потолка
напоминают о путешествиях
в заморские страны.
Навигационные и
измерительные
инструменты,
представленные на полках
шкафа-поставца,
Особую атмосферу ушедшей эпохи создают сохранившиеся личные вещи
царя, которыми он пользовался в повседневной жизни: фетровый ночной
колпак, полотенце, кувшин и тазик для умывания.
Ни один российский
монарх не забывал о
"Монплезире" – на него
смотрели, прежде всего,
как на одну из самых
почитаемых реликвий
отечественной истории.
Дворец, сохранивший до
наших дней
значительную часть
подлинной отделки и
убранства, является
жемчужиной в дворцовой
коллекции Петергофа.
Райский уголок для удовольствий и наслаждений
В Монплезире
представлена
собранная самим
Петром I коллекция
картин европейских
художников,
коллекция
китайского фарфора,
голландского фаянса,
русского стекла и
коллекция кухонной
утвари первой
четверти XVIII века. В
оформлении
использованы
голландские изразцы,
лаковые панно
(выполненные по
китайскому образцу),
Блеск золота и радуги струй водных потоков, ароматы
цветов и лазурное небо, крики чаек и всплеск волн
Финского залива.