Данная презентация может быть использована на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Она предназначена для учащихся 8 классов. Презентация состоит из двенадцати слайдов, иллюстрирующих основные веки биографии писателя (детские и юношеские годы, творчество, болезнь, война) и анализ повести "Подпоручик Киже"
Родился 18 октября в городе Режице Витебской губернии в
семье врача, большого любителя литературы.
• В девять лет будущий писатель идет учиться в Псковскую гимназию,
после окончания которой в 1912 поступает на славянорусское
отделение историкофилологического факультета Петербургского
университета.
• Произведения:
•
"Гоголь и Достоевский" (историческое
исследование, 1921);
"Кюхля" (о Кюхельбекере,1925);
•
• «Смерть ВазирМухтара» (жизнь и творчество
Грибоедова, 1927);
• «Поручик Киже» (эпоха Павла I,1928);
•
«Восковая персона» (эпоха Петра, 1930)
Писатель, литературный критик,
литературовед, учитель литературы,
переводчик.
В 1930е начинает
развиваться страшная,
неизлечимая болезнь
(рассеянный склероз), и
хотя писатель дважды с
помощью Горького ездил
лечиться за границу (в
Германию, Францию),
врачи не смогли помочь.
Болезнь не лишила его
душевной бодрости, энергии,
живого интереса ко всему, что
происходило в стране и
литературе. Он возглавлял
научноисследовательскую
работу, связанную с изданием
серии "Библиотека поэта",
задуманной М.Горьким.
• Войну Тынянов встречает в состоянии
инвалида. Однако до конца жизни он
продолжал работать над третьей частью
своего последнего романа («Пушкин»,
незавершён) и писать рассказы (во время
войны в провинциальных изданиях
опубликованы как минимум три его
рассказа).
• Умер Ю.Н. Тынянов в декабре 1943 года,
вернувшись из эвакуации в Москву.
• Похоронен на Ваганьковском кладбище.
•
•
«В одном из приказов по Военному ведомству писарь, когда
писал «прапорщики – жъ такието в подпоручики», перенёс
на другую строку слог кижъ, написав при этом большое К.
Второпях, пробегая этот приказ, государь слог этот, за
которым следовали фамилии прапорщиков, принял также за
фамилию одного из них и тут же написал: «подпоручик
Кижъ в поручики». На другой день он произвёл Кижа в
штабскапитаны, а на 3й – в капитаны. Никто не успел ещё
опомниться и разобраться, в чём дело, как государь
произвёл Кижа в полковники и сделал отметку: «Вызвать
сейчас ко мне». Тогда бросились искать по приказам, где
этот Киже. Он оказался в Апшеронском полку на Дону, и
фельдъегерь сломя голову поскакал за ним… Донесение
полковника, что у него в полку никогда не было никакого
Кижа, всполошило всё высшее начальство. Стали искать по
приказам и, когда нашли первое производство Кижа, тогда
только поняли, в чём дело. Между тем государь уже
спрашивал, не приехал ли полковник Киже, желая сделать
его генералом. Но ему доложили, что полковник Киж умер.
«Жаль, сказал Павел, был хороший офицер».
•
•
Одного офицера драгунского полка по ошибке
выключили из службы за смертью. Узнав об этой
ошибке, офицер стал просить у шефа своего полка
выдать ему свидетельство, что он жив, а не мёртв.
Но шеф, по силе приказа, не смел утверждать, что
тот жив, а не мёртв. Офицер поставлен был в
ужасное положение, лишённый всех прав, имени и
не смевший называть себя живым. Тогда он подал
прошение на высочайшее имя, на которое
последовала такая резолюция:
«Исключённому поручику за смертью из службы,
просившему принять его опять в службу, потому что
жив, а не умер, отказывается по той же самой
причине».
• Таким образом, рассказ Ю.Н. Тынянова
«Подпоручик Киже» начинается как
веселый анекдот: по ошибке в приказе
появилось новое лицо — подпоручик
Киже, которого на самом деле в
Преображенском полку вовсе не было.
Император велел назначить его в караул, а
потом — сослать в Сибирь. Синюхаева же
тоже случайно посчитали в приказе
мертвым и по службе выбывшим. Ю.Н.
Тынянов с иронией пишет о его поведении
после прочтения приказа: «Он ни разу не
подумал, что в приказе ошибка. Напротив,
ему показалось, что он по ошибке, по
оплошности жив».
•
сюжетная композиция рассказа
строится на 2х параллельных
сюжетных линиях, восходящей и
нисходящей: история жизни
несуществующего человека
соседствует с историей гибели
живого человека, объявленного
умершим.
• Мотив страха, зазвучавший в 1 главе, становится
одним из важнейших в рассказе.
(молодой писарь боялся опоздать с приказом к
назначенному часу, паническим страхом перед
императорским гневом.
Чем мотивирован гнев императора? Заметим, что
глава о писаре начинается с краткого сообщения о
судьбе его предшественника, который «был сослан
в Сибирь по наказанию». Однако гнев императора,
сначала небольшой, затем – большой и, наконец,
великий (гл. 3) также вызван страхом, что он, как и
предшественник, «будет сослан в Сибирь по
наказанию».
•
•
•
• На примере описания дня поручика Синюхаева
мы видим, что офицерство в полку живет
однообразной, бесцельной жизнью: карты,
курение. Лишь осмотр амуниции был важен для
того, чтобы умело создавать видимость военной
выправки. Самыми нужными вещами для
офицера являются щипцы для завивки да с
баночка с пудрой. Не менее театрально выглядят
и фрейлины при дворе Павла Петровича: они
одеты пастушками, им даны новые благозвучные
имена и сделаны однообразные кудрявые
прически.
Рассказ «Подпоручик Киже»
историческое произведение:
• с большой точностью воспроизведены
особенности быта и нравов эпохи Павла I.
• не только описаны конкретные предметы
и обычаи, но и те ситуации, которые
порождены особенностями времени.
Бюрократическая неразбериха,
характерная эпохе, породила даже сам
анекдот, от которого идет название
рассказа.