Презентация по повести Ю. Тынянова "Подпоручик Киже"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 13.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация может быть использована на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Она предназначена для учащихся 8 классов. Презентация состоит из двенадцати слайдов, иллюстрирующих основные веки биографии писателя (детские и юношеские годы, творчество, болезнь, война) и анализ повести "Подпоручик Киже"
Иконка файла материала Биогр+Киже+воск.персона.ppt
Родился 18 октября в городе Режице Витебской губернии в семье врача, большого любителя литературы.  • В девять лет будущий писатель идет учиться в Псковскую гимназию,  после окончания которой в 1912 поступает на славяно­русское  отделение историко­филологического факультета Петербургского  университета.  • Произведения: • "Гоголь и Достоевский" (историческое  исследование, 1921); "Кюхля" (о Кюхельбекере,1925);  • • «Смерть Вазир­Мухтара» (жизнь и творчество  Грибоедова, 1927); • «Поручик Киже» (эпоха Павла I,1928); •  «Восковая персона» (эпоха Петра, 1930)
Писатель, литературный критик,  литературовед, учитель литературы,  переводчик.              В 1930­е начинает  развиваться страшная,  неизлечимая болезнь  (рассеянный склероз), и  хотя писатель дважды с  помощью Горького ездил  лечиться за границу (в  Германию, Францию),  врачи не смогли помочь.              Болезнь не лишила его  душевной бодрости, энергии,  живого интереса ко всему, что  происходило в стране и  литературе. Он возглавлял  научно­исследовательскую  работу, связанную с изданием      серии "Библиотека поэта",  задуманной М.Горьким.
• Войну Тынянов встречает в состоянии  инвалида. Однако до конца жизни он  продолжал работать над третьей частью  своего последнего романа («Пушкин»,  незавершён) и писать рассказы (во время  войны в провинциальных изданиях  опубликованы как минимум три его  рассказа). • Умер Ю.Н. Тынянов в декабре 1943 года,  вернувшись из эвакуации в Москву. • Похоронен на Ваганьковском кладбище.
• • «В одном из приказов по Военному ведомству писарь, когда  писал «прапорщики – жъ такие­то в подпоручики», перенёс  на другую строку слог кижъ, написав при этом большое К.  Второпях, пробегая этот приказ, государь слог этот, за  которым следовали фамилии прапорщиков, принял также за  фамилию одного из них и тут же написал: «подпоручик  Кижъ в поручики». На другой день он произвёл Кижа в  штабс­капитаны, а на 3­й – в капитаны. Никто не успел ещё  опомниться и разобраться, в чём дело, как государь  произвёл Кижа в полковники и сделал отметку: «Вызвать  сейчас ко мне». Тогда бросились искать по приказам, где  этот Киже. Он оказался в Апшеронском полку на Дону, и  фельдъегерь сломя голову поскакал за ним… Донесение  полковника, что у него в полку никогда не было никакого  Кижа, всполошило всё высшее начальство. Стали искать по  приказам и, когда нашли первое производство Кижа, тогда  только поняли, в чём дело. Между тем государь уже  спрашивал, не приехал ли полковник Киже, желая сделать  его генералом. Но ему доложили, что полковник Киж умер. «Жаль, ­ сказал Павел, ­ был хороший офицер».
• • Одного офицера драгунского полка по ошибке  выключили из службы за смертью. Узнав об этой  ошибке, офицер стал просить у шефа своего полка  выдать ему свидетельство, что он жив, а не мёртв.  Но шеф, по силе приказа, не смел утверждать, что  тот жив, а не мёртв. Офицер поставлен был в  ужасное положение, лишённый всех прав, имени и  не смевший называть себя живым. Тогда он подал  прошение на высочайшее имя, на которое  последовала такая резолюция:  «Исключённому поручику за смертью из службы,  просившему принять его опять в службу, потому что  жив, а не умер, отказывается по той же самой  причине».
• Таким образом, рассказ Ю.Н. Тынянова  «Подпоручик Киже» начинается как  веселый анекдот: по ошибке в приказе  появилось новое лицо — подпоручик  Киже, которого на самом деле в  Преображенском полку вовсе не было.  Император велел назначить его в караул, а  потом — сослать в Сибирь. Синюхаева же  тоже случайно посчитали в приказе  мертвым и по службе выбыв­шим. Ю.Н.  Тынянов с иронией пишет о его поведении  после прочтения приказа: «Он ни разу не  подумал, что в приказе ошибка. Напротив,  ему показалось, что он по ошибке, по  оплошности жив».
• сюжетная композиция рассказа  строится на 2­х параллельных  сюжетных линиях, восходящей и  нисходящей: история жизни  несуществующего человека  соседствует с историей гибели  живого человека, объявленного  умершим.
• Мотив страха, зазвучавший в 1 главе, становится  одним из важнейших в рассказе. (молодой писарь боялся опоздать с приказом  к  назначенному часу, паническим страхом перед  императорским гневом. Чем мотивирован гнев императора? Заметим, что  глава о писаре  начинается с краткого сообщения о  судьбе его предшественника, который «был сослан  в Сибирь по наказанию». Однако гнев императора,  сначала ­  небольшой, затем – большой и, наконец,  великий (гл. 3) также вызван страхом, что он, как и  предшественник, «будет сослан в Сибирь по  наказанию».      • • •
• На примере описания дня поручика Синюхаева  мы видим, что офицерство в полку живет  однообразной, бесцельной жизнью: карты,  курение. Лишь осмотр амуниции был важен для  того, чтобы умело создавать видимость военной  выправ­ки. Самыми нужными вещами для  офицера являются щипцы для завивки да с  баночка с пудрой. Не менее театрально вы­глядят  и фрейлины при дворе Павла Петровича: они  одеты пастушками, им даны новые благозвучные  имена и сделаны однообразные кудрявые  прически.
Рассказ «Подпоручик Киже» ­   историческое произведение:  • с большой точностью воспроизведены  особенности быта и нравов эпохи Павла I. • не только описаны конкретные предметы  и обычаи, но и те ситуации, которые  порождены особенностями времени.  Бюрократическая неразбериха,  характерная эпохе, породила даже сам  анекдот, от которого идет название  рассказа.