Данная презентация поможет как психологу, так педагогу, классному руководителю работать с родителями, коллегами, учениками, студентами.
Она поможет легко показать и рассказать о мышлении, как математика помогает развивать мышление. Так же поможет понять, что такое математическое мышление, его структуру и подструктуры.
математическое мышлеие.pptx
Презентация по психологии
ПЯТЬ ПОДСТРУКТУР
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
КАК ИХ ВЫЯВИТЬ И
ИСПОЛЬЗОВАТЬ В
ПРЕПОДАВАНИИ
Презентация по психологии
Актуальнос
ть
Математика – царица наук, пожалуй, самая точная и
въедливая наука из всех. Ученыепсихологи пришли к
интересному выводу. В общей структуре мышления можно
типов математического мышления.
выделить
пять
тип
Доминирующий
мыслительную
Для адаптации человека в обществе и полноценного
деятельность человека в разных практических случаях.
функционирования в нем необходим высокий уровень общего
развития. Математическое образование вносит свой вклад в
формирование общей культуры человека. Одной из основных
целей обучения математике является развитие мышления
учащихся.
и
определяет
Математика – царица наук, пожалуй, самая точная и въедливая наука из всех. Ученыепсихологи пришли к интересному выводу. В общей структуре мышления можно выделить пять типов математического мышления. Доминирующий тип и определяет мыслительную деятельность человека в разных практических случаях. Для адаптации человека в обществе и полноценного функционирования в нем необходим высокий уровень общего развития. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Одной из основных целей обучения математике является развитие мышления учащихся.
Презентация по психологии
Топологическое мышление
Задачу сто раз
«проверят»,
ошибок не
допускают
Люди-топологи не любят действовать
наобум
Склонны проделывать постоянные преобразования
с объектом.
Им необходимо всегда начать действие с начала,
не торопясь,
довести до конечного результата.
Топологическое мышление Задачу сто раз «проверят», ошибок не допускают Люди-топологи не любят действовать наобум Склонны проделывать постоянные преобразования с объектом. Им необходимо всегда начать действие с начала, не торопясь, довести до конечного результата.
Презентация по психологии
Порядковое
мышление
Задачу
решают
строго по
алгоритму
«Порядковцы» любят строгий линейный порядок
В любых действиях стараются
выработать алгоритм,
зависящий от какого-то
объективного принципа.
Порядковое мышлениеЗадачу решают строго по алгоритму«Порядковцы» любят строгий линейный порядок В любых действиях стараются выработать алгоритм, зависящий от какого-то объективного принципа.
Презентация по психологии
Алгебраическое мышление
Задачу решают
быстро без
объяснений, часто
ошибаются
Алгебраистов сложно заставить делать что-
то по правилам
К решению каких-либо задач подходят с
хаотическим настроем –
начинают с того места, которое им
нравится
Алгебраическое мышление К решению каких-либо задач подходят с хаотическим настроем – начинают с того места, которое им нравитсяАлгебраистов сложно заставить делать что-то по правилам Задачу решают быстро без объяснений, часто ошибаются
Презентация по психологии
Метрическое мышление
Задачу
решают
действия
по
м
Они всегда
ясно
представляю
т себе, что
выйдет в
результате
работы
«Метристы» не любят образность и общность
Всегда и во всем они пытаются сводить к
конкретным величинам
Задачу решают по действиямОни всегда ясно представляют себе, что выйдет в результате работыМетрическое мышление Всегда и во всем они пытаются сводить к конкретным величинам «Метристы» не любят образность и общность
Презентация по психологии
Проективное мышление
Задачу решают
самым
неожиданным
способом
Самый сложный тип из всех пяти
«Проективисты» склоны рассматривать предмет с
разных точек зрения
Мыслят нестандартно, удивляют окружающих
многовариантностью решений
Задачу решают самым неожиданным способомПроективное мышление
Презентация по психологии
Тест, позволяющий определить
ведущую подструктуру мышления
• Учащимся предлагается исключить из
ряда фигур лишнюю фигуру и
обосновать свой ответ
Презентация по психологии
Дети с ведущей топологической
подструктурой мышления
• Исключают
фигуру 5 на том
основании, что
она находиться
вне замкнутого
контура
Презентация по психологии
Дети с ведущей метрической
подструктурой мышления
• Исключают
фигуру 4,
поскольку у нее
только пять
граней, в то
время как у всех
остальных фигур
– по шесть
Презентация по психологии
Дети с ведущей алгебраической
подструктурой мышления
• Исключают
фигуру 2 как
единственную не
цельную, а
сложенную из
нескольких
частей
Презентация по психологии
Дети с ведущей проективной
подструктурой мышления
• Утверждают, что
логическую
закономерность
нарушает фигура
3, так как, в
отличии от всех
остальных, центр ее
проецирования на
чертеж находится
слева, а не справа
от фигуры
Презентация по психологии
Дети с ведущей порядковой
подструктурой мышления
• Утверждают, что
лишней является
фигура 1, и
обосновывают
это тем, что она
резко отличается
от остальных
своими
размерами
(значительно
больше)
Презентация по психологии
Исследование на базе начальных
классов
13%
21%
13%
13%
17%
25%
Топологи
Метристы
Алгебраисты
Проективисты
Порядковцы
Смешанные
Исследование на базе начальных классов
Презентация по психологии
Исследование на базе 9-11
классов
21%
20%
4%
13%
16%
26%
Топологи
Метристы
Алгебраисты
Проективисты
Порядковцы
Смешанный тип
Исследование на базе 9-11 классов
Наши рекомендации
Проводить входящее тестирование (1й класс; 5й класс;).
Чем раньше учитель узнает тип мышления ученика, тем проще
потом будет строить процесс обучения, и благодаря этому,
ребенку в будущем будет легче раскрыть свои способности, и
он сможет легче усваивать учебный материал.
Не навязывать детям тот способ рассуждения, который
свойствен самому учителю.
В этом случае дети, ведущая подструктура которых совпадает
с ведущей подструктурой педагога, легко его понимают, для
них он понятно и доступно объясняет. Для остальных же
школьников усвоение математики становится мукой.
Наши рекомендацииПроводить входящее тестирование (1й класс; 5й класс;). Чем раньше учитель узнает тип мышления ученика, тем проще потом будет строить процесс обучения, и благодаря этому, ребенку в будущем будет легче раскрыть свои способности, и он сможет легче усваивать учебный материал. Не навязывать детям тот способ рассуждения, который свойствен самому учителю. В этом случае дети, ведущая подструктура которых совпадает с ведущей подструктурой педагога, легко его понимают, для них он понятно и доступно объясняет. Для остальных же школьников усвоение математики становится мукой.
Презентация по психологии
Наши рекомендации
Зная математические особенности учеников,
учитель может учитывать их при составлении учебного плана, а также
подбирать задачи с несколькими вариантами решения.
Проводить выходящие тесты (9й класс; 11й класс). Этот вид тестирования сможет
помочь выпускникам подобрать правильный курс при подготовке к предстоящим
экзаменам, а также, возможно, поможет определиться с выбором будущей
профессии.
Не ломать математическую индивидуальность ученика, а
учитывать ее и строить процесс обучения в соответствии с ней
– главная задача.
Наши рекомендации Проводить выходящие тесты (9й класс; 11й класс). Этот вид тестирования сможет помочь выпускникам подобрать правильный курс при подготовке к предстоящим экзаменам, а также, возможно, поможет определиться с выбором будущей профессии.Не ломать математическую индивидуальность ученика, а учитывать ее и строить процесс обучения в соответствии с ней – главная задача. Зная математические особенности учеников, учитель может учитывать их при составлении учебного плана, а также подбирать задачи с несколькими вариантами решения.
Презентация по психологии
Список использованной литературы:
•Каплунрович И.Я. Пять подструктур математического мышления// «Математика в школе» [Текст] // И.Я.
Каплунрович, Т.А. Петухова//1998. – №5. – с.45
•Баженова И.Н. Педагогический поиск [Текст]//Сост. И.Н. Баженова. – М.: Изд. П24 Педагогика,1987. – 544с.
•Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект Екатеринбург:
Деловая книга, 2000. — 624 с.
•Дорофеев Г.В. «Математика в школе» [Текст]//Дорофеев Г.В.//2007. – №3. – С.17
•Зинченко В.П. Большой психологический словарь [Текст]//Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.:
Изд. ПраймЕВРОЗНАК, 2007.672с.
•Иванов П.И. «Общая психология» [Текст]// (Переработ. и доп. изд.) Ташкент. 1967.
•Корзникова Г.Г. Обучение интеллектуально одаренных старшеклассников: содержание умений и навыков
самообразования: Метод. Рекомендаций [Текст] //Урал. Гос. пед. унт. Екатеринбург,2004.29с.
•Немов. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст] В 3 кн. Кн. 2. Психология
образования/ Р. Немов.— М.: Изд. «Просвещение»: ВЛАДОС, 1995. 496 с
•Петровский А.В. Введение в психологию [Текст]/ / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр
"Академия", 1997. 496с.
•Фридман Л.М. Психологическая наука – учителю [Текст]// Л.М. Фридман, К.Н. Волков. – М.: Изд. «Просвещение»,
1985. – 224с.
• Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и
педагогических высших учебных заведений.[Текст]// М. Московский социальный институт: Флинта 1998.
•Шумилин Е.А. Психологические особенности личности школьников [Текст]//Под. ред. В.В.Давыдова. – М.: Изд.
Педагогика, 1979. – 152с.
Список использованной литературы:•Каплунрович И.Я. Пять подструктур математического мышления// «Математика в школе» [Текст] // И.Я. Каплунрович, Т.А. Петухова//1998. – №5. – с.45•Баженова И.Н. Педагогический поиск [Текст]//Сост. И.Н. Баженова. – М.: Изд. П24 Педагогика,1987. – 544с.•Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.•Дорофеев Г.В. «Математика в школе» [Текст]//Дорофеев Г.В.//2007. – №3. – С.17 •Зинченко В.П. Большой психологический словарь [Текст]//Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: Изд. ПраймЕВРОЗНАК, 2007.672с. •Иванов П.И. «Общая психология» [Текст]// (Переработ. и доп. изд.) Ташкент. 1967. •Корзникова Г.Г. Обучение интеллектуально одаренных старшеклассников: содержание умений и навыков самообразования: Метод. Рекомендаций [Текст] //Урал. Гос. пед. унт. Екатеринбург,2004.29с.•Немов. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст] В 3 кн. Кн. 2. Психология образования/ Р. Немов.— М.: Изд. «Просвещение»: ВЛАДОС, 1995. 496 с•Петровский А.В. Введение в психологию [Текст]/ / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр "Академия", 1997. 496с.•Фридман Л.М. Психологическая наука – учителю [Текст]// Л.М. Фридман, К.Н. Волков. – М.: Изд. «Просвещение», 1985. – 224с. • Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений.[Текст]// М. Московский социальный институт: Флинта 1998.•Шумилин Е.А. Психологические особенности личности школьников [Текст]//Под. ред. В.В.Давыдова. – М.: Изд. Педагогика, 1979. – 152с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.