Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
Оценка 4.9

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
pptx
русская литература +1
10 кл—11 кл
01.04.2017
Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
На основе небольшого отрывка из рассказа Людмилы Л.Куликовой "Свиделись" представлен лингвистический анализ текста: определены стиль речи, тип речи, тема, идея, лексические, грамматические, синтаксические средства, которые помогают реализовать основную мысль текста. Предложенные вопросы имеют ответы, которые ребята получают в ходе работы.
Моисеева М.Г..pptx

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ) Выполнила: учитель высшей категории ГБ ОУ РМЭ «Лицей им. М.В.Ломоносова» Моисеева М.Г.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
Перед нами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовёт Вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. (Николай Васильевич Гоголь) Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
СХЕМА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Немного теории  1.Какого типа речи текст перед вами?  2.Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей).  3.Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?  4.С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?  5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?  6.Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?  7. Какова идея текста (основная мысль)?

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
ТИПЫ РЕЧИ     Повествование  ( рассказ,  протяженность во времени)     Описание     (картина, состояние, статичность)     Рассуждение   (тезис, доказательство, вывод )  СТИЛИ РЕЧИ (сфера  распространения, задачи): Научный  Официально­деловой Разговорный Публицистический Художественный

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
ТЕОРИЯ: ВИДЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. Цепная связь предложений отражает последовательное развитие  мысли. Соседние предложения как бы цепляются друг за друга (как  звенья цепи). Предложения при цепной связи связаны между собой так:  второе предложение — с первым, третье – со вторым, четвёртое – с  третьим и т.д.  .В классе на стене висит доска. На ней написано слово текст. Текст – это  несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
ТЕОРИЯ: ВИДЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 2.При параллельной связи все предложения соединены не последовательно, а как бы  централизованно: второе, третье, четвёртое предложения связаны по смыслу с первым  предложением. При этом предложения одинаково относятся как друг к другу, так и к  первому предложению.  Параллельная связь отражает перечисление, противопоставление или сопоставление.  Каждое новое предложение не продолжает предыдущее, как при последовательной  (цепной) связи, а раскрывает, детализирует одно общее – первое – предложение.  Предложения не сцепляются, а сопоставляются. Как правило, в них одинаковый порядок  слов, похожи и члены предложения и т.д.  У нас замечательный кабинет русского языка! В классе на стене висит доска. В комнате  много разных книг. Здесь светло и уютно.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
ТЕКСТ? ТИП СВЯЗИ? СРЕДСТВА СВЯЗИ?  Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к  маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом,  на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной  избе. Шёл странной походкой ­ на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью,  пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась.  Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета ­ серого. Кое­где  ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное,  вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому  дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди  небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ещё раз, прошагал к избе и ступил на  порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в  сумрак горницы.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
ТИП РЕЧИ, СТИЛЬ РЕЧИ, ТЕМА, ИДЕЯ Определите тип речи, стиль речи.  (тип речи ­ поветвование с элементами описания, стиль речи художественный, т.к. сфера  возможного распространения – художественная литература, задача – создать  художественный образ человека, который возвращается домой после долгого отсутствия)  ­ О чём предложенный текст? Озаглавьте.  (о возвращении домой, «Возвращение») Какова идея текста?  Показать, как герой волнуется перед встречей с родными, как сильно изменилась родная  деревня.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
Как автору удалось донести до нас эти чувства? Какими средствами? На эти вопросы поможет ответить лингвистический анализ текста отрывка из рассказа Л.Куликовой «Свиделись»

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
1 ГРУППА Что значит  выражение  “вымороченное  отчаяньем”?  Какова его роль?  Почему автор его  употребляет?   Вымороченное отчаяньем ­ выморочный ­  Оставшийся без хозяина после смерти владельца,  не имевшего наследника или преемника.  (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь  русского языка.) Вывод: автор подчёркивает настроение  тоскливости от увиденного в деревне,  заброшенность, покинутость.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
1 ГРУППА Толкование  слов  “окрест” и  “запустенье” . Подберите  к ним  синонимы и  антонимы.   Окрест (устар.). 1. нареч. В окрестности, вокруг. О. ни  души. Тишина о. 2. чего, предлог с род. п. То же, что  вокруг (во 2 знач.). Взглянуть о. себя. Скитаться о. селений. Синонимы – вокруг, рядом. Антонимы – нигде, далеко.   Запустение ­я, ср. Состояние по знач. глаг. запустеть; упадок,  заброшенность, безлюдность. Место, где должны быть дворы, покрыто  одними развалинами. Повсюду кругом веяло  запустением и заброшенностью. Каронин­ Петропавловский, Рассказы о парашкинцах. Грустью и запустением пахнуло на Григория,  когда через поваленные ворота въехал он на  заросший лебедою двор имения. Шолохов,  Тихий Дон. Синонимы: Запустенье – заброшенность,  запущенность, одичание, беспризорность.  Антонимы: процветание, уют, ухоженность

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
1 ГРУППА Найдите в тексте  фразеологизм.  Какова его роль?   Продолжите ряд, выпишите   слова из отрывка: грядки,  огороды, изба, штакетники..  Что объединяет  эти слова? С  какой целью писательница  их использует?   На ватных ногах ­ Прост. ирон. С трудом, ощущая физическую  слабость (идти, держаться на ногах). Я не заболела и на другой день  шла в школу на ватных ногах — боялась разоблачения (Т. Горбулина.  Эпидемия). Фразеологический словарь русского литературного языка.  — М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 Куликова обращает внимание читателя на необычайное волнение героя, который едва держался на ногах. + подворье, калитка, сени, порог, горница.  Эти слова называют предметы, связанные с крестьянским бытом, домом.  Вероятно, герою хорошо знакомы эти понятия и слова, но он давно их не  вспоминал.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
Метафоры  Сравнения  Метонимия  К Деревня   Выгнутому  Зеленели  огороды изменилась.  Обветшали и  вросли в землю  избы. дугой  штакетнику 1 ГРУППА           Эпитеты серый Цветовые Эмоциональные Три тягучих дня,  родной избе,  странной  походкой, часто  вздыхал, полной  грудью,  внимательно  смотрел,  безрадостное  запустенье Вывод: изобразительно­выразительные средства помогают  передать картину  тягостного запустения родного края,  взволнованное состояние долго  отсутствовавшего героя.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
1 ГРУППА Ассонанс Аллитерация Звукопись Дорога заняла три тягучих дня                       (о­а­и­а) Создаёт образ стона Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и  вошёл в сумрак горницы.                                           (р­т­р­к­н­л­р­л­р­р) Создаёт настроение тревоги Вывод: Лексические особенности текста подчинены основной идее: автор  показывает, как герой – простой человек ­ волнуется перед встречей с  родными, как сильно изменилась деревня, где он вырос.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
2 ГРУППА  Дорога заняла три т…гучих дня. Толику стра…но было думать, что он едет домой  к маме.  Столько  лет  (не)  был  в  этих  краях!  Доб…рался  сначала  поездом,  потом  автобусом,  на  попутке и пешком. Он пр…одолевал последние сотни метров, ведущие к р…дной избе. Шёл  стра...ной походкой ­ на ватных ногах, часто в…дыхал полной грудью, пытаясь уменьшить  волнение,  и    вн…мательно  см..трел  окрест.  Деревня  изм...нилась.  Обв...тшали  и  вр…сли  в  землю  избы.  Все  постройки  были  одного  цвета  ­  серого.  (Кое)  где  ровными  грядками  зеленели огороды, но в основном – запустенье,  безрадостное,  вымороч….ное отчаяньем. С  трудом  узнал  родительский  двор,  подошёл  к  выгнутому  дугой  штакетнику,    толкнул  к… литку,  сделал (не)сколько шагов и остановился посреди (не)большого подворья. Огл..делся,    в..дохнул  ещё  раз,    прошагал  к  избе  и  ступил  на  порог.  Дверь  ок..залась  (не)запертой.  Пересёк  сени,  горницы.   торкнул  ещё  одну  дверь  и  вошёл  в  сумрак

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
2 ГРУППА 1. Вставьте  пропущен­ ные  орфограмм ы и  объясните  их,  сгруппируй­ те  Безуд.гласн.:  Сомнительные  Правописа­ согл.:  походкой,  грядками,  безрадостные ние  приставок:  вздыхал,  безрадост­ ные,  преодолева л ведущие,  изменилась,  обветшали,  оказалась  (проверяемые);  калитку  (непроверяемы е) добирался,  внимательно,  вросли  (чередующиеся Написа­ ние н/нн:  выморо­ ченные Написание  не  с  разн.ч.р.:  небольшого  (маленького )незапертой  (полное  страд.прич.,  нет  зависимых  слов)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
2.Слова каких  частей речи чаще  используются в  тексте? Почему?   3.Обозначьте вид  глаголов. Какие  из них  преобладают?       Объясните такое  видовое  соотношение.      4. Найдите имена  прилагательные.  Какова их роль?    5. Найдите наречия.  Какова их роль? Существительные (36) Глаголы (28) Прилагательные (13)  Наречия (7) Причастия,  Большое количество сущ­х  свидетельствует о  разнообразии предметов,  картин, состояний (дорога,  автобус, попутка, огороды,  волнение, запустенье).  Экспрессивное использование  разных категорий падежа, р  конструкции с творительным  падежом, придают  живописность,  непринуждённость описаниям:  выгнутому дугой штакетнику. Интересно употребление слов  «Толик», «мама». Взрослый  мужчина назван Толиком.  Вероятно, автор подчёркивает  незримую, неосознанную   связь с детством, с мамой, для  которой сын навсегда  останется ребёнком, а  возможно, Куликова обращает  Глаголы употреблены в  прошедшем времени, так  как речь идет о событиях  прошлого. Достаточно  глаголов несовершенного  вида (был, добирался,  преодолевал), потому что  они указывают на  длительное,  неокончившееся  действие,  поэтому используются в  повествовании о давно  минувшем и о том, что с   путником происходило  при возвращении.  Меняется вид глаголов на  совершенный, когда  мужчина оказался в  родных местах  (изменилась, обветшала,  вросли, зазеленели). Они  указывают на законченное  действие. Повествование,  насыщенное глагольными  связями, становится  динамическим, а также  Образность  повествовательной  речи создается  интенсивным  использованием  определений ,  большинство которых  являются эпитетами.  деепричастия (5) Наречия, причастия,  деепричастия способствуют  заострению свойств предметов,   образов, их состояний (странно,  сначала, потом, кое­где,  пытаясь, выгнутой, незапертой) С помощью  Помещая причастие рядом с  прилагательным, Куликова   прилагательных   затушевывает его глагольность ,  самостоятельную роль и  подчеркивает  общую с  прилагательными функцию  признака предмета: запустенье,  безрадостное, вымороченное  отчаяньем. Л.Куликова  раскрывает свойства  предметов, выражая   эмоционально­ оценочное отношение  к  изображаемому  (три тягучих дня,  последние сотни  метров, безрадостное  запустенье) .

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
2 ГРУППА Слова каких  частей речи  чаще  используются  в тексте?  Почему? Существительные (36) используются чаще, они  обозначают предметы, явления, состояния.  Автор показывает, как меняются картины, состояния,  настроения . Вывод  Морфологические особенности текста тоже помогают  раскрыть идею.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
3 ГРУППА  1.Дорога  заняла  три  тягучих  дня.  2.Толику  странно  было  думать,  что  он  едет  домой,  к  маме.3. Столько лет не был в этих краях! 4.Добирался сначала поездом, потом автобусом,  на попутке и пешком. 5.Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе.  6.Шёл  странной  походкой  ­  на  ватных  ногах,  часто  вздыхал  полной  грудью,  пытаясь  уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. 7.Деревня изменилась. 8.Обветшали и  вросли  в  землю  избы.  9.Все  постройки  были  одного  цвета  ­  серого.  10.Кое­где  ровными  грядками  зеленели  огороды,  но  в  основном  –  запустенье,  безрадостное,  вымороченное  отчаяньем.  11.С  трудом  узнал  родительский  двор,  подошёл  к  выгнутому  дугой  штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого  подворья.12.  Огляделся,  вздохнул  ещё  раз,  прошагал  к  избе  и  ступил  на  порог.  13.Дверь  оказалась незапертой. 14.Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
3 ГРУППА 2. Выделите основы предложений Какие  предложения преобладают? Обратите  внимание на их роль в тексте. 3. Найдите все виды осложнения  предложений.   4. Проанализируйте предложение №2 по  структуре. Чем оно отличается от  остальных? (Толику странно было думать, что он едет  домой, к маме.) Чаще встречаются простые предложения,  осложнённые однородными членами. Они лаконично  рассказывают о событиях, рисуют картины, передают  чувства. 2 – СПП, в придат.из. – ут. обст.места                                        4,6,8, 11,12,14 ­ однор. сказуемые                                                                    5, 10 – обос.опр. – прич.об.                                                          6 – однор. сказ., обос. обст – деепр.об Предложение СПП. Придаточное изъяснительное  осложнено уточняющим обстоятельством места. Домой –  значит к маме.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
3 ГРУППА 5. Проанализируйте  предложение №3 по  структуре. Чем оно  отличается от остальных? (Столько лет не был в этих  краях!) 6. Какова роль  однородных членов  предложения и  обособленных  определений,  обстоятельств?      Вывод  Третье предложение по структуре простое, произносится с особой интонацией, в конце  имеет восклицательный знак. По смыслу это риторическое восклицание, помогающее  передать сложную гамму чувств героя.  За подобной недосказанностью мы чувствуем смятение и переживание. 4,6,8, 11,12,14 предложения простые, осложненные однородными членами. Это  синтаксическое средство позволяет подчеркнуть стремительность и порыв в развитии  событий.  Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства  “расширяют” рамки повествования.  Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя мысли и  переживания персонажа, передаёт его волнение и впечатления.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
ОБЩИЙ ВЫВОД Итак, лингвистический анализ ­  ключ, с  помощью которого мы можем лучше  понять  произведение, проникнуть в  замысел писателя.

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)

Презентация по рускому языку на тему "Лингвистический анализ текстав прещзентации" (10 класс)
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  задание №20 – понимание текста;   задание №21 – определение типа речи, стиля речи;   задание №22 – работа с лексическими средствами выразительности;   задание № 23 – определение лексических, грамматических,  синтаксических средств связи предложений в тексте;   задание №24 – определение изобразительно­выразительных средств;   часть «С» ­ определение проблемы, авторской позиции (основной мысли  автора), комментарий текста, создание собственного текста сочинения,  в котором должен прослеживаться коммуникативный замысел, логика и  т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017