Материал составлен с целью отработки задания № 13 ЕГЭ, вызывающее затруднение.Тренажер поможет учащимся успешно подготовиться к экзамену. Подобранный словарный диктанат и задания к нему - полезная информация,которая воспринимается зрительно и на слух. Задания №13 и словарный диктант подобраны из тестов известных преподавателей - составителей тренировочных тестов ЕГЭ.
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» С. КИНЕЛЬ ЧЕРКАССЫ
ПОДГОТОВКА К
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
( ЕГЭ, 11 КЛАСС)
Автор: Г.Ж. Ходова, учитель
русского языка и
литературы
ЗАДАНИЕ 13
Определите предложение, в котором оба
выделенных слова пишутся слитно.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1.
a) Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я,
(НЕ)СМОТРЯ на холод, скоро заснул самым
крепким сном.
b) Иногда на базаре какаянибудь барыня давала
Ванюше свою корзину и платила ему пятак
ЗА(ТО), что он (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа таскал
за ней эту корзину.
c) Стоит прочесть ХОТЯ(БЫ) несколько строк из
любимой книги – и ТОТ(ЧАС) же хочется писать
самому.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ веков люди пытались
изобрести летательный аппарат, ЧТО(БЫ)
подняться ввысь.
(В)ВИДУ ремонта пути ДА(ЖЕ) поезда
отменены.
d)
e)
Ответ:___________________________________________
2.
a)
b)
(И)ТАК, лирический герой Пастернака
чувствует, что любовь помогает преодолеть суету
и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о
погасшей когдато искре любви с сожалением.
(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию
по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего
места, чем отчий край, не нашел.
c) Исходя из представления о предопределённости,
можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок
человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или
преступным он нам ни казался.
d) Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с
Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.
(И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.
e)
Ответ:___________________________________________
3.
a) ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета
b)
необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ многие из них
легли в основу романсов.
(В)ОТЛИЧИЕ от других представителей либерального
лагеря, Павел Петрович всегда тверд в отстаивании
своих принципов, и (ПО)ТОМУ он смело противостоит
Базарову.
c) В разные концы планеты попадают керамические
изделия из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать быт людей, а
ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство прекрасного.
d) Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и
пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ
предопределения, ТАК(КАК) это было очень важно.
e) Басни Крылова в (ТО)ВРЕМЯ явились совершенно
новым явлением в русской литературе
(ПО)СРАВНЕНИЮ с баснями Сумарокова, которые
были написаны в традициях классицизма.
Ответ:______________________________________________
4.
a) К вечеру , облака, как дым, ложатся розовыми клубами (НА)
ПРОТИВ заходящего солнца, которое и вечером ТАК(ЖЕ)
спокойно, как на восходе; алое сияние стоит недолгое время над
потемневшей землей, и , тихо мигая, как бережно несомая
свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.
b) Цвет небосклона, легкий, СВЕТЛО(ЛИЛОВЫЙ), не изменяется
весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет ,не густеет гроза;
разве что КОЕ(ГДЕ) протянутся сверху вниз голубоватые
полосы: то сеется едва заметный дождь.
c) Чтение литературных произведений перед аудиторией
слушателей в 1840х годах (НА)КОНЕЦ начало складываться в
самостоятельный жанр, (С)НАЧАЛА же интерес к нему
проявляли только сами художники слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ очень короткого времени, (В)ТЕЧЕНИЕ
десяти пятнадцати минут, царит зловещая тишина, и вдруг все
небо покрывается тучами.
d)
e) Вводные слова образованы от самостоятельных частей речей,
утративших свое прямое значение и (В)МЕСТЕ с ним
способность выполнять функцию КАКОГО(ЛИБО) члена
предложения.
Ответ:______________________________________________
5.
a)
(С)НАЧАЛА Вовка повёл нас по дну оврага узкой
тропинкой между зарослей КАКИХ(ТО) растений.
b) Длинноухий, с выпученными глазами, заяц с треском
выскочил (ИЗ)ПОД земли у самых ног песцов и
(С)ХОДУ пошел сигать по вырубке, перепрыгивая
пеньки.
c) ЧТО(БЫ) овладеть искусством каллиграфии, нужно
d)
e)
заниматься (В)ТЕЧЕНИИ долгого времени.
(НА)КОНЕЦ графу Шереметеву наскучили
строительные затеи, и он велел полному планов и
свежих сил зодчему Павлу Аргунову
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ оставшегося до завершения
строительства времени самостоятельно ездить за
покупками для оформления господского дома.
(В)ПЕРЕДИ нас, (В)ДАЛИ, сходились острые скалы:
левая – озёрная отблесками заходящего солнца, первое –
почти черное.
Ответ:______________________________________________
6.
a) Он отжевал (С)НАЧАЛА один угол переплета, потом
второй, а забывшись, выволок незадачливую книгу
(НА)СЕРЕДИНУ комнаты и начал терзать лапами…
b) Отвлекитесь (НА)ВРЕМЯ от всего, сядьте
c)
d)
e)
(ПО)УДОБНЕЕ, возьмите любимую книгу…
(В)ТЕЧЕНИИ XI века европейские короли и
князья устремились в Средиземноморье, а Папа
Римский (В)СЛЕД за этим провозгласил крестовый
поход на «неверных» жителей Руси.
(В)ЧЕСТЬ князя Александра Невского был учрежден
орден, которым (В)ПОСЛЕДСТВИИ были
награждены тысячи воинов в Великую
Отечественную Войну.
(В)НАЧАЛЕ я поехал в Москву и в Ленинской
библиотеке смог договориться (НА)СЧЁТ работы с
архивными материалами.
Ответ:______________________________________________
7.
a) Данте упоминает церковь СанМиниато и ведущую к ней
лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны
были для людей лестницы, высеченные в склонах
священной горы.
b) Корсакову казалась, что авторы критических статей говорят
не то, ЧТО(БЫ) им хотелось сказать, и (ПО)ТОМУ
пребывают в раздражении.
(В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг
интересов «Мира искусства» был необычайно широк:
«мирискусники» много работали в театре, оформляли книги,
занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали
печати по разным вопросам искусствам.
c)
e)
d) В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию,
(ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с
Фенечкой.
Для И.А.Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л.Н.Толстой оставался
создателем абсолютных ценностей в сфере художественного
творчества.
Ответ:______________________________________________
8.
a)
(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка
прибавила жизненных сил; Я говорил ТО(ЖЕ)
самое.
b) ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к
успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться
благородству по отношению к окружающим
людям.
(С)НАЧАЛА мая лес наряжается изумрудной
листвой, (ЗА)ТЕМ приглашает нас в гости.
(В)СЛЕДСТВИЕ дождя утреннее выступление
детей на летней площадке парка перенесли
(НА)КОНЕЦ дня.
c)
d)
e) Я хочу, ЧТО(БЫ) у тебя, (ПО)МИМО небольших и
временных личных целей, в жизни была и одна
большая цель.
Ответ:____________________________________________
9.
a) КАК(БУДТО) (ОТ)ТОГО, что траве не видно своей
b)
c)
старости, в ней поднимается веселая, молодая
трескотня.
(В)ТЕЧЕНИЕ часа совсем стемнело, и (НА)ВСТРЕЧУ
нам двинулась темная таежная ночь.
(В)СЛЕДСТВИЕ яркого художественного освещения,
направленного на эти черты, внимание
сосредоточивается на этой священной стороне
фигуры, (ОТ)ЧЕГО и сам персонаж выдвигается на
первый план.
d) Он не заметил, как (В)ОДИНОЧЕСТВЕ постепенно
привык говорить (В)СЛУХ ей или даже самому себе, а
теперь и Биму.
e) Писала она (НА)СПЕХ, но (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ не
забыла попросить о помощи.
Ответ:______________________________________________
10.
a)
(В)ТЕЧЕНИИ лесной речки наблюдалось
КАКОЕ(ТО) умиротворение.
b) Дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового леса,
всё время отклоняясь (В)БОК.
c) Эти места, знакомые нам (ПО)НАСЛЫШКЕ,
(ПО)ИСТИНЕ великолепно.
d) Сосна стала (ПО)НЕМНОГУ редеть, и открылась
(ПО)ОСЕННЕМУ серое небо.
e) Кухня находится (В)КОНЦЕ коридора,
(НА)ЛЕВО.
Ответ:___________________________________________
Проверьте себя
Ответы
ввидудаже
итакпотому
чтобытакже
наконецсначала
впередивдали
вначаленасчет
затемчтобы
чтобыпомимо
вследствиеотчего
понаслышкепоистине
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Коегде, какнибудь, ктолибо, чтото, коекому, никто
ничего не говорил, в отличие от, в течение года, в
течении реки, вследствие (изза) дождя, помимо, тут
же, на протяжении, ввиду, иметь в виду, холодно по
осеннему, по осеннему лесу, понаслышке, налево,
направо, как будто, будто бы, как бы, так как, во что
бы то ни стало, светлолиловый, иссиня черный, по
собачьи, насчет (о) работы, на счет в банке, в
продолжение, в заключение, бок о бок, точь вточь.
Задания:
1. Сгруппируйте слова (словосочетания) по их
написанию :
а) всегда раздельно;
б) всегда слитно;
в) всегда через дефис;
г) и слитно, и раздельно;
2. Повторите правописания наречий;
предлогов, частиц.
союзов,
3. Правописание омонимичных частей речи и
союзов: чтобы (чтоб)
тоже
также
притом
причем.
Источники,
использованные в тренажере
1. Ю.Л. Бондарцова, О.Е. Ерофеева, Н.А. Родионова.
Единый государственный экзамен – 2017. Русский
язык. 11 класс
2. И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, Г.Т. Егорова.
Русский язык. Типовые тестовые задания. М., изд.
«Экзамен», 2017 г.
3. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные
варианты. Под ред. И.П. Цыбулько. 2015, 2016,
2017 годы.
Спасибо за внимание ! Желаю удачи !