Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
русский язык
11 кл
27.02.2017
Одним из наиболее слабых мест в выполнении ЕГЭ по русскому языку является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических и лексических норм русского языка. В данной презентации рассмотрены правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями , словообразовательные, морфологические и синтаксические грамматические нормы употребления слов, словосочетаний и предложений в современном русском языке и проанализированы основные ошибки, связанные с нарушением этих норм.Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Лексические+и+грамматические+нормы.ppt
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Лексические
нормы
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Задание 5
В одном из приведённых ниже
предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Паронимы
(от греч. para — возле + onima —
имя)
разные по значению и близкие по
звучанию однокоренные слова,
относящиеся к одной части речи
адресант — адресат,
костный — костяной,
единый — единственный,
каменистый — каменный,
искусный — искусственный.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Причины смешения
паронимов
наличие у паронимов нескольких
значений, которые могут вступать
в синонимические отношения
между собой, что выражается в их
способности сочетаться с
одинаковыми словами
далёкий край — дальний край
частичное сходство, которое
обусловлено общим корнем
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Чем же различаются слова в
паронимических рядах?
лексическим значением
сочетаемостью
паронимов с другими
словами
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Одно слово сочетается с узким,
ограниченным кругом слов, другое — с
широким кругом слов
будний сочетается
будничный
употребляется в
сочетании с
различными
словами,
конкретными и
отвлечёнными
будничный день
(время, пора),
будничная работа
(труд, занятие),
будничная одежда
(платье, пальто),
будничная жизнь
(обстановка, событие)
с очень
ограниченным
разрядом слов,
обозначающих
понятия времени
(день, время, пора)
будний день, буднее
время, будняя пора
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Один компонент паронимической пары
сочетается с конкретной лексикой,
другой — с отвлечённой, абстрактной
бывший сочетается
былой используется
при определении
того, что было в
прошлом, что
прошло, и
сочетается, как
правило, с
существительными
отвлечёнными.
Всё это я сделал в
память нашего
былого знакомства с
твоими родителями
(В. Панова)
лишь с
существительными
конкретными,
одушевлёнными и
неодушевлёнными
За каменной
высокой стеной
находятся бывшие
архиерейские
палаты (В.
Солоухин)
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Одно слово в паронимической паре
сочетается с одушевлёнными именами
существительными,
а другое — с неодушевлёнными
понятливый
соседский
желанный
понятный
соседний
желательный
героизм
партизан, солдат,
народа
героика войны,
труда, эпохи,
борьбы
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Одно слово возможно в сочетаниях со
словами специальной сферы
употребления,
а другое — со словами
общеупотребительными
глубинный
добротный
Голосовой
ветряной
глубокий
добрый
голосистый
ветреный
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
ПАРОНИМЫ.ЗАДАНИЕ
5.
Виды упражнений
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
В каком варианте ответа выделенное слово
употреблено верно?
1) На выставке мы увидели красивый
КОСТНЫЙ нож.
2) В классах необходимо было
ПРОВЕСТИ ремонт.
3) Был такой ливень, что хоть сапоги
ОДЕВАЙ.
4) В летний зной приятно пройтись по
ТЕНИСТЫМ аллеям парка.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
В каком варианте ответа
выделенное слово употреблено
верно?
1) На выставке мы увидели красивый
КОСТНЫЙ нож.
2) В классах необходимо было
ПРОВЕСТИ ремонт.
3) Был такой ливень, что хоть сапоги
ОДЕВАЙ.
4) В летний зной приятно пройтись по
ТЕНИСТЫМ аллеям парка.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Вставьте на месте пропуска один из
паронимов пары АРОМАТНЫЙ –
АРОМАТИЧЕСКИЙ.
Свежий берёзовый сок прозрачен,
_______________, вкусен и полезен.
Воздух в наших лугах душистый,
_______________, наполненный медовым
запахом трав.
_______________ напиток был так горяч, что
жёг губы.
Древние греки и римляне, как и египтяне,
использовали _______________ масла в
питании, ритуальных обрядах и лечении.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Вставьте на месте пропуска один из
паронимов пары АРОМАТНЫЙ –
АРОМАТИЧЕСКИЙ.
Свежий берёзовый сок прозрачен,
АРОМАТЕН, вкусен и полезен.
Воздух в наших лугах душистый,
АРОМАТНЫЙ, наполненный медовым
запахом трав.
АРОМАТНЫЙ напиток был так горяч, что
жёг губы.
Древние греки и римляне, как и
египтяне, использовали
АРОМАТИЧЕСКИЕ масла в питании,
ритуальных обрядах и лечении.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
В одном из приведённых ниже предложений
неверно употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная
в нужный момент в нужном месте.
Маститые учёные предлагали массу
замотавшийся человек.
Ответ: _______________________
вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений
результатов опытов.
На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит
холодный осенний дождь.
Это был очень ДОБРЫЙ и очень
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
В одном из приведённых ниже предложений
неверно употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная
в нужный момент в нужном месте.
Маститые учёные предлагали массу
вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений
результатов опытов.
Ответ: ЦЕЛЫЙ
На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит
холодный осенний дождь.
Это был очень ДОБРЫЙ и очень
замотавшийся человек.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Грамматические
нормы
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Морфологические нормы
Окончания родительного
падежа множественного числа
существительных
Степени сравнения
прилагательных
Склонение составных
числительных
Особенности сочетаемости
числительных
Повелительное наклонение
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
допущена
6. В одном из выделенных ниже
в
слов
слова.
образовании
Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
ошибка
формы
свежие ТОРТА
КРАСИВЕЕ всех
более ЧЕТЫРЁХСОТ лет
нет ЯБЛОК
ЛЯГТЕ удобнее
Ответ: _________________________
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Степени сравнения
прилагательных
Сравнительна
я
Простая
Суффиксы
-ее, -е, -ше
Составная
более, менее
Превосходная
Суффиксы
-айш-, -ейш-
1) полная форма
+самый, наиболее,
наименее
2) простая
сравнительная ст.
+ всего, всех
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Синтаксические нормы
употребление падежной формы
существительного с предлогом
видовременная соотнесённость
глагольных форм
построение предложений с
деепричастным оборотом
построение предложений с
причастным оборотом
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Синтаксические нормы
построение предложений с
несогласованным приложением
связь между подлежащим и
сказуемым
построение предложений с
однородными членами
построение предложений с
косвенной речью
построение сложного предложения
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
7. Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОШИБКИ
А) нарушение видовременной
соотнесённости
глагольных
форм
в
ошибка
построении
Б)
предложения с однородными
членами
В) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
1) Голубой
горький
дымок
стелется вниз по течению
реки,
листва
старых тополей.
шелестит
Более
восьми
минут
2)
необходимы, чтобы солнечный
свет дошёл до Земли.
3) Старик подбросил в костёр
свежих щепок ведёт пальцем по
острию топора.
Г) нарушение в построении
предложения
с
несогласованным приложением
4) На последних соревнованиях
автомобиль «Жигули»
пришёл первым.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
неправильное
Д)
употребление
падежной
формы существительного с
предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5) В журнале «Смене» сообщается
о самых ярких литературных
открытиях года.
6) Дети редко прислушиваются к
советам родителей и выполняют
их.
7) Повесть «Последний поклон»
Виктор Астафьев называет своей
лучшей книгой.
обеспокоено
8)
проблемой вымирания крупных
животных,
тигров и
других.
9) Согласно утверждений учёных,
сейчас на Земле около шестисот
действующих вулканов.
Общество
слонов,
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Нормы управления
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Управление с предлогами «по
окончании»,
«по приезде», «по завершении», «по
прибытии»:
По окончанию лекции у студентов была
возможность задать вопросы преподавателю.
Управление с предлогами благодаря,
вследствие,
вопреки,
согласно,
подобно:
Настоящий успех может быть достигнут только
благодаря
настойчивости,
целеустремленности и глубоких знаний
человека.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Употребление предложного
сочетания вместо
беспредложного:
установить о причинах аварии, не
партнёр в игре в теннис.
касаться к этим вопросам.
Употребление беспредложного
сочетания вместо предложного:
характерная им особенность.
Неправильный выбор предлога:
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Видовременная
соотнесённость
глагольных форм
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Видовой разнобой
Хотелось найти человека, который
понимал (несов.вид) и поддержал (сов.
вид) бы меня.
Например: Хотелось найти человека,
который понимал (несов.вид) и
поддерживал (несов. вид) бы меня.
Временной разнобой
Если столбики разрушались
(прошедшее время), то приходится
(настоящее время) разбирать кладку.
Например: Если столбики
разрушались (прошедшее время),
то приходилось (прошедшее время)
разбирать кладку.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Построение предложений
с деепричастным оборотом
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Трудности вызывают
конструкции, в которых
субъектность предикативного
центра явно не выражена
безличные конструкции:
Читая древние рукописи, можно
узнать много любопытного;
односоставные определённо- и
неопределённо-личные
предложения:
Познакомившись со статьей учёного,
задумываешься о вещах, на которые
раньше не обращал внимания.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Деепричастный оборот не
употребляется,
если действие, выраженное
сказуемым, и действие,
выраженное деепричастием,
относятся к разным лицам
(предметам):
Подъезжая к городу, начался сильный
ветер;
если в безличном предложении
есть смысловое подлежащее в
косвенном падеже и нет
инфинитива:
Приехав в Сибирь, мне стало грустно;
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Построение предложений
с причастным оборотом
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Нормы согласования
Согласование определительного
оборота с сочетанием слов:
По письмам и мемуарам,
написанными современниками А.С.
Пушкина, историкам литературы с
точностью до деталей удалось
восстановить день дуэли.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Построение предложений
с несогласованным
приложением
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Названия книг, газет, журналов
и т.п., заключённые в кавычки,
не изменяются, если относятся к
нарицательному
существительному:
Среди научных трудов
Ф.И.Буслаева прежде всего
следует упомянуть его книгу
«Историческую грамматику
русского языка».
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Те, кто интересовался литературными
течениями начала ХХ века, читал
стихотворения футуриста В.
Маяковского, символиста
К. Бальмонта, акмеиста О.
Мандельштама.
Вопросительно-относительные местоимения
кто, что;
отрицательные никто, ничто;
неопределённые кто-то, что-то
требуют после себя глаголов в
единственном числе.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Построение предложений
с однородными членами
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
В предложениях при двух и более
управляющих словах может быть
общее дополнение.
В таких конструкциях управляющие
слова требуют одинакового падежа и
предлога от зависимого слова: читать и
конспектировать книгу.
Неправильны конструкции, в которых
общее зависимое слово находится
при словах, требующих разного
падежа или предлога:
Плохая погода препятствует или
затягивает уборку урожая.
Школьники изучают и с интересом
занимаются родным языком.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Пропуск предлога:
Группы туристов можно встретить на
улицах, площадях, скверах.
Нарушение согласования в падеже
Неправильное положение
компонентов двойного союза:
Пресса не только следит за ситуацией в
регионе, но и во всей стране.
членов однородного ряда и
обобщающего слова:
В форуме принимали участие
представители разных стран: Англия,
Франция, Бельгия.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Употребление в качестве
однородных компонентов
различных синтаксических
элементов предложения –
член предложения и придаточное
предложение:
Надо поощрять учеников,
стремящихся к знаниям и которые
активно участвуют в ходе урока.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Смешение прямой и
косвенной речи
придаточное предложение,
образующее косвенную речь,
сохраняет элементы прямой речи
(формы личных местоимений и
глаголов),
например: Автор сгоряча заметил
рецензенту, что как же вы можете не
замечать того нового, что имеется в
книге.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Построение
сложноподчинённых
предложений
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Неправильное употребление
союзов и союзных слов
лишний союз после вводного слова,
которое ошибочно принимается за
часть главного предложения
«Докладчик привел новые данные,
которые, кажется, что где-то частично
были уже опубликованы»;
лишнее соотносительное
слово (указательное местоимение в
главном предложении)
«Укажите то кратчайшее расстояние,
которое разделяет обе
точки» (кратчайшее расстояние может
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
повторение частицы бы в
придаточных предложениях, в
которых сказуемое выражено
глаголом в форме условного
наклонения (получаются
сочетания чтобы... бы,
если бы... бы),
например: «Было выражено
пожелание, чтобы контакты,
установившиеся между российскими
и американскими
предпринимателями,
получили бы свое дальнейшее
развитие»; «Если бы предложения
западных держав были бы приняты,
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Неправильный порядок слов в
сложном предложении с придаточным
определительным
«Студенты проходили практику в
одном из цехов завода, который
недавно был реконструирован» –
союзное слово который может иметь
двоякую соотнесенность
(был реконструирован один из цехов
или завод в целом?).
По правилу слова который, какой,
чем замещают ближайшее к ним
существительное в форме того же
рода и числа.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Типичные грамматико-
синтаксические ошибки
учеников
Жизненный путь героя тяжел и
трагичный.
В составном сказуемом нельзя
одновременно употреблять полную и
краткую формы прилагательного.
Сюжет рассказа интересный во
многих отношениях.
Зависимые слова могут быть только при
краткой форме прилагательного
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Самый способнейший студент.
Нельзя соединять формы
сравнительной и превосходной
степеней, а также простые и
составные формы обеих степеней
сравнения .
Его вклад в работу был
Это произведение более худшее.
существенен.
Формы на -енен в современном языке
малоупотребительны, более
предпочтительны формы на –ен.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
«Двое шахматисток» вместо «две
шахматистки», «трое зайцев» вместо
«три зайца».
Собирательные числительные (двое,
трое) и проч. не должны употребляться с
существительными, обозначающими
животных и лиц женского пола.
в обоих квартирах, обоими
подругами.
Недопустимо употребление формы «оба»
с существительными женского рода.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Встреча Чацкого с Фамусовым не
принесла ему (кому – Чацкому или
Фамусову?) ничего хорошего.
Местоимения 3-го лица обычно
указывают на ближайшее к ним
существительное.
В комедии обличается
провинциальное чиновничество.
Среди них процветает
взяточничество, беззаконие,
воровство».
Нельзя заменять личным местоимением
3-го лица множественного числа
существительные, имеющие
собирательное значение (студенчество,
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
уговаривает Павла Ивановича
поехать к себе
(к кому – к помещику или к самому
себе?).
Местоимения «свой» и «себя»
указывают на тех лиц, которые
производят действие.
Каждый из помещиков
Результаты подытоживовались
Недопустимо использование
суффикса -ывова- (-ивова-) вместо
-ова(-ива):.
Презентация по русскому языку "Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ: трудные случаи разбора" (11 класс)
Использованный источник:
Автономная некоммерческая
организация «Центр независимой
оценки качества образования и
образовательного аудита (АНО
ЦНОКО и ОА) «Легион»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.