Цель: познакомить уч-ся с разделительным мягким знаком и его ролью в словах
Задачи:
- организовать наблюдение за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком;
- упражнять в списывании слов с разделительным мягким знаком;
- развивать творческое отношение к слову.
Планируемые результаты:
- уч-ся научатся писать слова с разделительным мягким знаком;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
- подтверждать аргументы фактами.
Ход урока I Организационный момент
(Дети проверяют, чтобы на столе были учебник, тетрадь)
II Актуализация знаний
1. Чистописание
2. Орфографическая работа
(Взаимодиктант. Учащиеся получают карточки со словами. По очереди диктуют их друг другу.)
1-я карточка: Чудак, туча, щука, жираф, чаща, широкий.
2-я карточка: Чайник, роща, чугун, шило, лыжи, чучело.
Взаимопроверка.
Взаимооценка:
«!» – молодец, все выполнил верно;
« +» – выполнил, но ошибки были.
На доске слова:
Окун.ки, кон.ки, сем., пен.ки, крыл.цо, коп.ё
Задание: вставьте, где необходимо ,букву ь.
(Фронтальная работа. Окуньки - нужно поставить Ь [н’]- мягкий.
Далее аналогично.
Затруднение.(слово копьё, т .к. буква Ё обозначает мягкость согласного и, значит, Ь не нужен, но получается слово «копё»).
III. Самоопределение к деятельности.
Создание проблемной ситуации.
IV. Изучение нового материала.
Затруднение.
-Какой выход из затруднительного положения можете предложить?
(Дети предлагают поставить разделительный мягкий знак)
-Что показывает разделительный Ь знак в этом слове?
(Буква разделительный Ь знак показывает, что буква Ё обозначает два звука.
Появляется слово :
копьё
[й’]
[о]
Работа по учебнику
Упр.192.стр.99
Прочитайте пары слов. Прислушайтесь к их звучанию. Есть ли разница? Запишите слова.
Коля-колья
Семя-семья
Для чего нужен разделительный ь во втором слове?(Мягкий знак разделяет буквы)
(Аналогично рассматривают вторую пару слов.
Сделайте вывод: для чего нужен разделительный ь?
Прочитайте стихотворение.
Какое правило в этих словах?
(Разделительный мягкий знак.)
Слова собрал я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья.
Что в них за правило, друзья?
Спишите слова, подчеркните разделительный Ь и
букву, стоящую после неё.
Ь
Подведение итогов урока.
-Для чего нужен разделительный мягкий знак в словах?
-Когда ставится разделительный мягкий знак?
-Приведите примеры слов с разделительным
мягким знаком.
Ь
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.