Лекция 3. Речевая деятельность
Вопросы:
1. Речевая деятельность. Этапы речевой деятельности.
2. Механизмы речи.
3. Речевая стратегия и тактика.
4. Виды речевой деятельности.
5. Текст – продукт речевой деятельности.
Терминологическая спецификация понятия «речь»:
1. Речевая деятельность, процесс (психологическое определение). Объект исследования
психолингвистики, общего языкознания, теории речевых актов, теории речевого
развития, психологии речи.
Актуальны понятия: речевой акт, речевая способность, речевое умение, речевая ошибка;
общение, контакт, обмен мыслями, чувствами.
2. Результат речевой деятельности, текст (письменный, устный, мыслительнаявнутренняя речь).
Объект интереса лингвистики текста, теории речи, стилистики, поэтики, орфографии, графики,
герменевтики, языкознания.
Актуальны понятия: диалектная речь, речь ребенка, научная, культура речи (языковая норма),
речевой стандарт, прямая речь.
3. Ораторский жанр, монолог в художественном произведении, реплика (речь адвоката, речи
Демосфена). Объект риторики, литературоведения.
Актуализация понятий: речь информационная, дискуссионная, убеждающая, побуждающая,
воодушевляющая, разоблачительная.
Речевая деятельность является содержательной стороной речевого общения и
осуществляется в следующих видах:
Речевое общение (взаимодействие)
/ \
1.содержание 2.форма
/ \
Речевая деятельность Речевое поведение
/ \
Речевой акт (вид) Вербальное (вид)
Речевое общение проявляется в форме речевого поведения. Поведение превращение
внутреннего состояния человека в поступки по отношению к людям, миру. Виды поведения:
вербальное, реальное.
Речевая деятельность есть а) процесс функционирования языковых единиц, языковых
структур; б) процесс реализации мысли посредством языка (как кода действительности); в)
комбинирование языковых единиц для порождения, выражения, восприятия мысли (речи) –
психофизический механизм отражения через язык реалий действительности.
Речевая деятельность есть коммуникативная составляющая всякой деятельности человека,
предполагающей еще и некоммуникативную сторону. Коммуникативная составляющая –
важнейшая, приоритетная в особых сферах человеческой деятельности (сферах повышенной
речевой ответственности), где достижение целей, решение задач осуществляется посредством
общения, где речь – средство, орудие деятельности: политика, образование, наука,
журналистика, дипломатия, писательство. Это сферы интеллектуальноречевой деятельности,
творческой: деятельности, основанной на умении создавать и воспринимать тексты
(высказывания) в процессе речевой коммуникации. Здесь РД – самостоятельный,
самодостаточный вид деятельности. Коммуникативная составляющая – важное условие
результативности любого вида деятельности: врач, швея, продавец, социальный работник…
Здесь РД является компонентом другой деятельности. Деятельность учителя – деятельность познания и преобразования внутреннего мира ученика в
учебнопознавательновоспитательном процессе.
Психофизиологическая работа человека по созданию высказываний реализуется в говорении,
письме. Это продуктивные виды РД, обеспеченные, соответственно, устной и письменной
формой речи (внешней речью).
Психофизиологическая деятельность восприятия, осмысления, понимания высказываний
осуществляется при помощи слушания, чтения. Это рецептивные виды РД, обеспеченные
мыслимой речью (внутренней).
Внутренняя речь. Защищена от вмешательства, контролируется только субъектом; использует,
кроме языкового кода, образы, представления, схемы – код мышления. ВР – вербализованное
мышление. Актуальна при решении задач, слушании, чтении про себя, планировании,
запоминании; построении обобщений, вербальном оформлении формирующихся понятий,
определений; самоконтроле, анализе, оценке…
Ведущая функция ВР – подготовка внешней, внутреннее программирование. Психология
(Л.С. Выготский) отождествляет ВР и мышление.
Степень вербализации ВР – индивидуальна. Кроме вербального компонента во ВР участвуют
другие кодовые системы: зрительные, слуховые, обонятельные образы; нравственные чувства,
настроения.
Ситуации ВР: чтение, обдумывание, выделение главного и второстепенного, отбор языковых
средств…
Глубина ВР определяется степенью отрыва от вербального кода. На уровне 5 ступени глубины
ВР (по И.Н. Горелову) приобретает статус «функционального базиса речи», когда слова
утрачивают ведущую роль в мысленной речи; ослабляются функции контроля сознания. Главную
роль начинают играть образы. Состояние характеризуется полным погружением в мир музыки,
медитации, отрешенностью от реальности. Такой уровень ВР есть уровень понятий, еще не
оформленных вербально (М.Р. Львов).
В теории речевой деятельности, психолингвистике, психологии речи, исследующих
механизмы порождения (создания) и восприятия (понимания) речевых произведений, имеются
данные (косвенные признаки, поскольку
механизмы РД работают в коре головного мозга) о том, как это происходит.
Этапы речевой деятельности:
I.
Побудительномотивационный. Ситуация вызывает желание высказаться (мотив:
сильный, слабый), осознается, взвешивается, созревает (почему?), перерастает в цель
(для чего?), или сформировавшееся намерение вступить в контакт.
Амагова Ф.Г. Педагогическая риторика. РЛ, 3 семестр. Лекция 3 «Речевая деятельность».
II. Ориентировочный этап. Осуществляется в режиме внутренней речи (право полушарие
мозга): формирование замысла высказывания на эмоциональночувственном уровне; вербальная
обработка – выбор целесообразных средств реализации речевого поведения: жанра речи, стиля
языка, функции речи, способа предъявления коммуникативного намерения (убедить,
потребовать) – это уже рациональная обработка материала, накопленного во внутренней речи
(левое полушарие) – Н.И. Жинкин.
Восприятие на этом этапе работает в режиме активного поиска сути высказывания: вначале
на эмоциональночувственном уровне, затем подключается механизм вербализации: суждение,
вывод.
III. Исполнительский этап. Озвучивание замысленного речевого произведения (текста):
кодирование его звуковыми знаками (говорение) или письменными знаками (писание).
Восприятие РП – декодирование, дешифровка, перевод предлагаемого РП на свой понятийно
языковой материал («на свои слова» по Н.И. Жинкину) и сличение его с реалиями
действительности. Результат – понимание или непонимание: а) Хроматографией, радиологией и иммуноферментными методами квалифицируются
практически все стероидные гормоны;
б) Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут… (А. Пушкин);
в) Морозом выжитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).
Речевые примеры характеризуются разным уровнем сложности языковой организации: б) – в)
– а) – возрастание степени затруднения в процессе декодирования речи в явления реальной
действительности. Причина? Характер языкового материала – кода, обусловленного уровнем
интеллектуальноречевого развития индивида, использующего для выражения мысли не
являющиеся общедоступными языковые средства [примеры а) и в)] и поэтому нуждающиеся в
дополнительном переводе «с русского не русский» или пояснения [в случае с примером а)],
поскольку последний перенасыщен иностранного происхождения научными терминами.
IV. Этап контроля. Достигнута ли цель РД: объяснил? рассмешил? адекватно ли тебя
поняли? что удалось? Каковы коммуникативные неудачи?
Механизмы речи имеют отношение к процессам порождения и восприятия речи, в ходе
реализации которых участвуют память, внутренняя речь, внешняя речь, понимание. Последние –
это компоненты речи и также являют собой процессы, осуществляющиеся по моделям, часто
еще неясно представляемым, поэтому и описываемым в науке как гипотетические. К
механизмам речи относят способности, обеспечивающие речевую деятельность, развитие
коммуникативноречевых умений. Научный приоритет в этом вопросе принадлежит Н.И.
Жинкину (психология речи).
Текст (РП) – целое, членится на составляющие: грамматические, словесные эквиваленты
образов, представлений, рождающихся во ВР, которая богаче и индивидуальнее, чем внешняя; а
стало быть и сложнее «вгоняется» в
структуры внешней – языковой, стандартной речи.
1. Механизм эквивалентных замен элементов внутренней и внешней речи: перевод
внутренней речи во внешнюю.
Развитие этого механизма осуществляется в процессе овладения словарным составом языка и
анализа его средств для построения высказывания внешней речи; для интерпретации чужого
высказывания (В) в структуры языка и словесные элементы собственного выбора. «Прочтение»
чужой мысли – есть перевод ее содержания в языковые средства моего личного выбора – в «свои
слова» (говорить «своими словами). Это есть процесс овладения РПми всех уровней (от
бытовых В. до научноакадемических).
2.Механизм памяти. Здесь актуален активный и пассивный словарь, долговременная память
(словарный запас, умение синонимичных замен языковых единиц всех уровней). Оперативная
память (не терять в процессе речи
нить разговора, помня о том, что было сказано и что предстоит).Методы формирования: работа
со справочниками, синонимией языковых средств.
3. Механизм предвидения (антиципации) – суждения, развитие речевой ситуации, замысла
речи («к чему ты клонишь?»). Средства развития умений: упражнения на изменение Т.,
перестановку его частей, создание РП по заданным схемам, моделям.
Речевая стратегия – линия речевого поведения, намеренно выбираемая (организуемая) для
достижения целей речевого взаимодействия; прогнозирование конечного результата.
Полный перечень речевых стратегий еще не определен. Словарь Матвеева Т.В. предлагает
следующие: информативная, модальная, регулятивная, фатическая, диалоговая. Более
разработана дифференциация РСий по разным основаниям:
I. Стратегия как поиск общего языка и выработка тональности общения в качестве основы
диалогового сотрудничества предусматривает а) соблюдение принципов речевого поведения;
или б) намеренное их нарушение. Это
основание для дифференциации РСий на а) кооперативные (солидарные); б) некооперативные.
Кооперативная РС осуществляется посредством диалогов разного типа: информационный,
интерпретационный, поиск истины, диалог с ожиданием ответной реакции. Некооперативная РС
реализуется в жанровоситуативном
разнообразии ссоры, претензии, иронии, лжи; конфликта, угрозы, агрессии. В основе всякой РС прослеживаются мотивы, потребности, установки, убеждения, цели: а)
информировать (конкретно, беспристрастно); б) убедить (склонить) – апелляция к разуму в)
внушить – обращение к чувствам
предполагает использование логических и эмоциональных средств воздействия; г) побудить к
действию; и т.д.
II. А.К. Михальская развивает на основе правил вежливости стратегию положительной и
отрицательной вежливости, не вкладывая в формулировки оценочного значения. Первая
предполагает использование всех способов проявления стремления к сближению; вторая –
систему средств соблюдения дистанции (признание неравного статуса собеседников). В целом
это выглядит следующим образом:
1. Стратегия отстранения (дистанцирования). Характеризуется сдержанностью, холодностью,
безэмоциональностью общения. Опирается на правило: Соблюдай дистанцию. Не будь
навязчивым.
2. Стратегия близости (эмоционального контакта). Правило: Будь дружелюбен,
непосредствен.
3. Стратегия отказа от выбора: отдать собеседнику право определять отношения в речевой
ситуации. Правило: Уважай – предоставь право выбора.
Выбор стратеги неслучаен и определяется: а) особенностями речевой ситуации (участники,
отношения, предмет речи); б) личностными особенностями говорящего; в) психофизиологией
(темпераментом, характером); г) речевыми традициями окружения, социальной группы, семьи.
Речевая тактика. Способы осуществления стратегии речи; выбор способов, позволяющий
оптимально решить коммуникативную задачу. РТ формируют части диалога, национально
окрашены. Стратегия отказа может быть реализована а) тактикой демонстрации
некомпетентности; б) тактикой уклонения от ответа; в) тактикой явного отказа.
Приемы реализации стратегий и тактик подразделяются на:
а) тривиальные: стереотипы выражений (извинения, внедрения своего мнения); молчание;
оценка собственной речи; регулятивные действия – реплики (вводные конструкции, междометия,
вопросы, комментарии, слова «да», «нет»);
Амагова Ф.Г. Педагогическая риторика. РЛ, 3 семестр. Лекция 3 «Речевая деятельность».
б) нетривиальные: намеки, двусмысленность, иносказание…
Виды речевой деятельности. РД человека осуществляется посредством разной
психофизиологической работы по созданию или восприятию высказываний:
Продуктивные виды РД – говорение, письмо (создание); рецептивные виды – слушание,
чтение (восприятие, осмысление) речевых произведений.
Виды речевой деятельности осуществляются в формах устной (говорение, слушание) и
письменной (чтение, писание) речи.
Продуктом речевой деятельности является речевое произведение, или текст. Текст также
определяется как результат речевого творчества; речевая реализация авторского замысла;
сложное речевое единство, подчиненное общей мысли; коммуникативная система с иерархией
категорией.
«Текст – письменное по форме РПе, принадлежащее одному участнику коммуникации,
законченное и правильно оформленное» (Т.М. Николаева). Вместе с тем Т. может быть озвучен.
В настоящее время вполне приемлемо утверждение и об устной форме Т.
С позиции коммуникации Т. – единица общения. Цель создания Т. – общение. Процесс
общения – создание высказывания (Т.) с целью общения, его интерпретации (понимания).
Человек занимается различными видами деятельности, осваивает их для того, чтобы жить и
работать, приобретать знания и овладевать умениями, необходимость которых определяется
характером социальной роли, избранной тем или иным членом общества в процессе решения
жизненно важных задач.
Человеческая деятельность различна по своим целям, задачам, содержанию, способам
получения результата и т.п. Так, совершенно очевидно, что, скажем, характер деятельности ткача во многом отличается от характера деятельности журналиста, преподавателя,
проповедника, администратора и т.п.
И эти различия обусловлены, помимо других факторов, прежде всего тем, что деятельность
журналиста, преподавателя, проповедника, администратора непосредственно связана с умением
человека общаться, с умением достигать своей цели с помощью речевых действий, имеющих
целенаправленный характер.
Другими словами, деятельность ткача и журналиста можно противопоставить по признаку
коммуникативности/некоммуникативности, что, конечно, является противопоставлением во
многом условным.
В реальной практике коммуникативная и некоммуникативная деятельность человека
протекает в единстве, так как трудно себе представить процесс деятельности без речевого
общения между людьми, вовлеченными в эту деятельность. Однако степень и значение
коммуникативной стороны (коммуникативности) во многом определяет ее характер в целом.
Таким образом, умение человека общаться, овладение коммуникативной стороной
деятельности является необходимым условием ее результативности, эффективности и
успешности. При этом существуют такие сферы жизнедеятельности человека, в которых слово,
речевое действие, умение общаться становятся важнейшим (если не основным) инструментом
деятельности, главным средством реализации ее целей и решения основных задач.
Это сферы жизнедеятельности «с повышенной речевой ответственностью» (Ю. В.
Рождественский), к которым принадлежит и сфера обучения. Следовательно, профессиональное
владение речью является необходимым условием, обеспечивающим результативность работы
учителя.
Сказанное позволяет сделать два значимых для дальнейших рассуждений вывода:
— любая деятельность человека связана с умением человека общаться;
— значение этого умения (коммуникативная сторона деятельности) в профессии учителя
приобретает особое значение, так как именно умение общаться позволяет ему утвердить
себя в определенной социальной сфере, обеспечить результативность и эффективность
решения разнообразных методических и дидактических задач. Коммуникативная
сторона деятельности обеспечивается речевой деятельностью. Знание ее специфики,
законов, этапов протекания во многом обеспечивает формирование и
совершенствование умения общаться с учетом ситуации, характера поставленных целей
и задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности человека.
Речевая деятельность — это способ реализации общественно коммуникативных
потребностей человека в процессе общения.
Речь при этом становится средством формирования и формулирования мысли, что определяет
творческий интеллектуальный характер речевой деятельности.
Формулируя мысль, человек создает (порождает) высказывание, осмысливает его, то есть
снова формулирует мысль на основе осознания содержательных компонентов текста,
соотнесения их значения с определенным объектом действительности, с той оценкой автором
фактов, явлений и событий, о которых говорится в тексте.
В процессе восприятия текста (высказывания) человек создает, условно говоря, новый текст,
свидетельствующий о том, как, в какой степени адекватно было воспринято исходное
сообщение. Это может быть, в частности, и новое высказывание в виде ответа, возражения,
согласия, развития темы исходного текста. Это может быть деятельностная реакция на
сообщение (закрыть окно, передать соль, дать посмотреть книгу и т.п.). Это может быть
отсроченная реакция в виде создания нового текста (письмо, заметка в газету, отзыв, рецензия и
т.п.)
Другими словами, речевая деятельность — это деятельность текстовая, основанная на
умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.
При этом важно учитывать, что текст является продуктом социального взаимодействия, что
его создание и восприятие обусловлено целями, задачами и характером коммуникативно
познавательной деятельности человека, в основе которой лежит усвоение «такой информации,
которая обеспечивает понимание действительности и ее перестройку соответственно
потребностям человека» (Н. И. Жинкин). Представляется, что эта мысль имеет особое значение для осознания специфики речевой деятельности учителя, который, конечно, должен учитывать
также и другие особенности этой деятельности.
Любая деятельность связана с познанием (воспроизведением) действительности и ее
творческим преобразованием. Речевая деятельность учителя направлена не столько на внешний,
материальный мира ученика, сколько на преобразование его внутреннего, духовного мира.
Исходя из этого, нужно учитывать следующее:
— полноценная (результативная, эффективная) речевая деятельность основана на субъект
субъектных
отношениях между коммуникантами, когда учитель и ученик становятся равноправными
субъектами учебнопознавательного процесса;
— эффективная, результативная речевая деятельность реализуется прежде всего в
диалоге (в широком смысле), в диалоговой форме общения, которая создает базу для
совместных размышлений в поисках истины, знания, идеи, преобразующей представление
о действительности.
Амагова Ф.Г. Педагогическая риторика. РЛ, 3 семестр. Лекция 3 «Речевая деятельность».
Речевая деятельность реализуется в различных формах и видах. Обычно виды речевой
деятельности вычленяются в зависимости от характера психофизиологической деятельности
человека, связанной с созданием и восприятием тестов (высказываний).
Продуктивные виды речевой деятельности — говорение и письмо — предполагают
создание текстов (высказываний) в устной (говорение) и письменной (письмо) форме.
Рецептивные виды речевой деятельности связаны с восприятием и осмыслением устных
(слушание) и письменных (чтение) текстов.
При этом необходимо помнить, что и при создании, и при восприятии текстов главным
является смысл высказывания, его передача в процессе создания текста или его познание в
процессе восприятия (слушания, чтения) высказывания.
Как происходит процесс создания и восприятия текстов? Ответ на этот вопрос дать очень
сложно, потому что процесс этот скрыт от нашего непосредственного наблюдения. Процесс
приготовления борща, обработки детали описать гораздо проще, так как при этом мы опираемся
на материальные, осязаемые объекты, а способ воздействия на них тоже вполне реален:
механизмы и способы действия становятся понятными в ходе повторения какихлибо реально
осознаваемых операций, их воспроизведения, репродукции.
Механизмы речевой деятельности «работают» в коре головного мозга, и о том, как это
происходит, исследователи узнают по косвенным признакам. Тем не менее, на современном
этапе развития теории речевой деятельности и таких областей знания, как психолингвистика,
психология речи и другие, получены данные о том, как (в самом общем виде) происходит
процесс создания и восприятия текстов (высказываний).
Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.
I. П о б у д и т е л ь н о м о т и в а ц и о н н ы й этап предполагает возникновениемотива
речевой деятельности, что связано с характером общения, с особенностями речевой и
коммуникативной ситуации, в которой оказался человек.
В процессе деятельности возникает ситуация, которая побуждает человека высказать свою
точку зрения, возразить по поводу сказанного и т.п. В ряде случаев эта ситуация неизбежно
влечет к речевой деятельности: иду на урок, следовательно, буду говорить; завтра экзамен,
следовательно буду читать и т.п.
В других ситуациях мотив, побуждение к деятельности могут быть не реализованы:
высказать свою точку зрения можно, но в данном случае лучше воздержаться.
Таким образом, на этом этапе мотив речевой деятельности осознается, и, если человек решил
включиться в нее, формируется коммуникативное намерение участника общения, которое
представляет собой единство мотива (уместно ли говорить, читать, писать в данном случае) и
цели (зачем говорить? зачем читать? что я буду утверждать?) речевого действия. II. Ориентировочный этап является, пожалуй, одним из важнейших в процессе порождения (и
восприятия) высказывания.
На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор класса (характера) речевого
поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания.
Другими словами, человек выбирает способ решения сформулированной на предыдущем этапе
коммуникативной задачи, способ реализации коммуникативного намерения: попросить —
потребовать — убедить в необходимости чего либо — выклянчить; прочитать — прочитать все
внимательно — прочитать бегло — прочитать и найти ответ на определенный вопрос —
прочитать, чтобы найти ошибку у ученика — прочитать, чтобы понять, где ты ошибся, когда
объяснял чтолибо ученику и т.п.
В связи с этим возникает общий замысел будущего высказывания. Сначала это происходит во
внутренней речи, за «работу» которой отвечает правое полушарие головного мозга. Общий
замысел высказывания формируется на эмоциональночувственном уровне, что предполагает
действие центростремительных процессов речемыслительной деятельности, направленных на
удержание цельного представления о характере замысла.
Вербальная обработка высказывания носит минимальный характер, происходит
приблизительный перевод эмоций, чувств, мыслей на словесный уровень.
Только после этого проявляется рациональный характер обработки материала, накопленного
во внутренней речи, начинают активно работать средства внешней речи (за эти процессы
отвечает левое полушарие головного мозга). Происходит структурирование информации,
представление целого в виде его частей, начинают действовать центробежные процессы,
связанные с обработкой отдельных фрагментов будущего высказывания, подбором более точных
и уместных средств языка и т.д.
При восприятии текста ориентировочный этап также имеет большое значение. Именно на
этом этапе начинаются активные поиски общей мысли высказывания, суть которой во многих
случаях начинает осознаваться на эмоциональном уровне, только потом общий смысл по
необходимости верба лизируется в виде суждений, умозаключений, выводов и т.п.
Это происходит в процессе выделения и осознания значимых элементов речевого
высказывания, соотнесения этих значений с реальной ситуацией общения, с определенным
объектом действительности.
На этой основе происходит свертывание речевого произведения, в результате чего
выявляется сначала «смысловой сгусток текстового фрагмента» (Н. И. Жинкин), а затем —
замысел произведения в целом.
III. Исполнительский этап речевой деятельности завершает многомерный, многоаспектный
процесс создания или восприятия высказывания. Происходит озвучивание замысленного
текста: кодирование его звуковыми знаками — говорение — или кодирование
письменными знаками — письмо. Другими словами, мы произносим или записываем
обдуманное высказывание.
При восприятии текста (слушание, чтение) происходит его декодирование (дешифровка), что
проявляется в умении читающего или слушающего перевести воспринятый текст «на свои слова»
и соотнести его смысл с реальной ситуацией, с действительностью. Именно понимание
действительности, отраженной в тексте, является основной целью смысловой обработки текста,
ибо «понимаем мы не речь (не текст), а действительность» (Н. И. Жинкин).
IV. На этапе контроля необходимо ответить на вопрос: «Достигнута ли цель, поставленная
на начальной стадии речевой деятельности?» Если хотел рассмешить, то рассмеялись ли
собеседники? Если хотел объяснить, то понято ли твое объяснение? Если хотел понять
суть какоголибо явления, описанного в учебнике, то понял ли?
В данном случае важно проанализировать как коммуникативные удачи (что удалось и
почему), так и коммуникативные неудачи (помехи), которые привели к неадекватности
понимания слушателями или читателями созданного автором высказывания или к непониманию
читающего или слушающего чьеголибо сообщения.
Таким образом, речевая деятельность реализуется посредством сложных умственных
действий, суть которых заключается в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые речемыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом
создания и восприятия речевых высказываний.
Для того чтобы создать текст или понять его в процессе чтения (слушания), человек должен
обладать целым рядом способностей, без которых он не сможет определить тему высказывания,
его основную мысль и тем более сформулировать (передать) ее при создании собственного
текста. При этом, безусловно, имеются в виду высказывания, обладающие сложной жанровой и
стилистической природой, — при оформлении высказываний, несложных по форме и
содержанию, отсутствие определенных способностей не обнаруживается.
Эти способности, на базе которых развивается речевая деятельность, формируются и
совершенствуются коммуникативноречевые умения, которые Н. И. Жинкин, известный своими
трудами в области психологии речи, назвал механизмами речи. Он вычленил эти механизмы,
определил их сущность и специфику действия в реальной речевой ситуации.
Коротко охарактеризуем некоторые из важнейших механизмов речи.
Известно, что основой речевой деятельности является вычленение элементов из целого
сообщения (текста) либо реализация задуманного говорящим или пишущим целого сообщения.
Другими словами, слушающий (читающий) или говорящий (пишущий) должен, осмысливая текст
или реализуя задуманный замысел, найти эквивалентные словесные (грамматически
оформленные) замены тем образам, представлениям, схемам, которые мимолетно возникают у
него в процессе говорения (письма) или чтения (слушания). Эти представления, схемы,
наглядные образы рождаются во внутренней речи, которая богаче, чем речь внешняя. Перевод
внутренней речи во внешнюю осуществляется с помощью языковых средств — от
эквивалентности подбора этих средств зависит эффективность речевого общения. Таким
образом, развитие речи человека основывается прежде всего на развитии и совершенствовании
механизма эквивалентных замен. Суть этого механизма, по мнению Н. И. Жинкина,
заключается в способности приравнивать одни словесные и наглядные структуры к другим
словесным и наглядным структурам. Такое приведение к эквивалентности может быть названо
переводом.
Чтобы развить механизм эквивалентных замен, необходимо учитывать следующее:
1) словарный запас человека должен накапливаться не только в процессе коротких
обыденных разговоров, но и в процессе анализа и построения связного проду
манного текста, в котором надо контролировать и отбор слов, и грамматические
конструкции, и, главное, зависимости предметных смысловых связей;
2) в процессе развития речи необходимо формировать критику учащихся в области
отбора и сочетания слов, побуждать учеников к поиску слов, адекватных замыслу
высказывания;
3) при восприятии текста следует добиваться понимания его общего смысла и
передачи его путем перевода на свои слова.
Действие механизма эквивалентных замен обеспечивается наличием достаточного запаса
слов, что связано с действием механизмов памяти. Любое слово вводится в память путем
проговаривания, и чем активней оно применяется, тем крепче запоминается. Слова, мало
применяемые в процессе общения, переходят из активного словаря в пассивный.
Таким образом, долговременная память обеспечивает человеку накопление словарного
запаса, а механизм подбора эквивалентных замен — возможность не только отыскать адекватное
для данной речевой ситуации слово, но и предусмотреть употребление синонимических
вариантов.
Не менее существенную роль в механизме речи играет короткая, оперативная память,
работающая несколько секунд. За это время надо отобрать какуюто синтаксическую схему и
включить в нее отобранные из долговременной памяти слова (схемы, модели синтаксических
конструкций хранятся в долговременной памяти).
Следовательно, сущность оперативной памяти сводится к двум функциям: в ходе
составления предложения удерживать в памяти уже сказанное и в то же время упреждать то, что
должно быть произнесено (написано, услышано).
Развитие механизма памяти предполагает: 1) обучение подбору адекватных слов независимо от времени поиска (работа с
книгами, словарями, заметками и другими вспомогательными средствами);
2) обучение созданию различных синтаксических конструкций с целью
автоматизации процесса «выдачи» тех или иных предложений;
3) формирование умения подчинять составление синтаксических конструкций
общему замыслу высказывания, а также удерживать общий смысл уже ска
занного для дальнейшего развития основной мысли целого текста.
Действие механизма памяти приводит в движение механизм антиципации — предвидения,
предугадывания. В процессе создания высказывания говорящий (пишущий), опираясь на его
общий замысел, должен предвидеть, предвосхитить особенности развития замысла, структуру и
композицию текста в целом, реакцию слушателей (читателей), наиболее трудные части текста и
т.п.
Таким образом, понимание чужой речи и создание собственной связано с такой способностью
человека, как предвидение, предугадывание, предчувствие, упреждение, прогнозирование. Еще
не зная содержания предложения или текста в целом, пишущий (читающий) и говорящий (слу
шающий) уже предугадывают его общий смысл, синтаксическую структуру, даже его
пунктуационное оформление по тем или иным элементам, характерным для предложений и
текстов определенных типов.
Развитие механизма антиципации предполагает:
1) формирование умения видеть и предугадывать структуру
предложения и текста (составляющие их смысловые блоки;
количество блоков; их расположение и т.п.);
2) упражнения в дополнении, трансформировании текста с учетом
характера тех компонентов, которые уже осмыслены в процессе
чтения или слушания;
3) обучение умению моделировать текст (составлять текст на основе
предъявленной модели).
Очевидно, что описанные нами механизмы речи действуют и развиваются в органическом
единстве. Совершенствование механизмов речи обеспечивает взаимосвязанное развитие всех
видов речевой деятельности, создает базу для формирования всего комплекса коммуникативно
речевых умений, необходимых для восприятия и создания высказываний различного характера.
Анализируя специфику речевой деятельности, мы пришли к выводу о том, что процесс ее
реализации связан с созданием и восприятием высказываний (текстов) в ходе общения, что само
общение основано на обмене текстами, актуальными для определенной речевой ситуации.
Следовательно, единицей общения является текст (высказывание), созданный для
достижения целей общения.
К этому выводу исследователи пришли в ходе изучения процесса речевой деятельности, а
отправной точкой для подобных выводов послужили труды Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, М.
М. Бахтина и других ученых. В подтверждение сказанного приведем некоторые положения их
исследований.
Амагова Ф.Г. Педагогическая риторика. РЛ, 3 семестр. Лекция 3 «Речевая деятельность».
«Научиться говорить — значит научиться строить высказывания», — утверждал М. М.
Бахтин.
Ему же принадлежит и следующее утверждение: «Предложениями не обмениваются, как не
обмениваются словами <...> и словосочетаниями, — обмениваются высказываниями, которые
строятся с помощью единиц языка: слов, словосочетаний, предложений».
«Человек не говорит отдельно придуманными предложениями, а одним задуманным
текстом». Этими словами Н. И. Жинкина можно закончить перечень положений, под
тверждающих вывод о том, что именно текст (высказывание) является единицей общения.
Следовательно, повторим еще раз, чтобы полноценно результативно общаться, нужно
научиться создавать высказывания и уметь интерпретировать (понимать) высказывания,
созданные партнерами по общению. Признавая бесспорным положение о том, что продуцирование текстов и их осмысление
происходит в процессе коммуникации и для достижения целей общения, исследователи тем не
менее не дают однозначного, всеми признанного определения текста как единицы общения.
Наиболее часто в связи с этими цитируется определение текста, данное И. Р. Гальпериным:
«Текст — произведение речетворче ского процесса, обладающее завершенностью, объективи
рованное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом
этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц
(сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической,
логической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку».
Все другие определения текста содержат примерно те же его характеристики,
представленные в разном объеме. При этом актуализируются те или иные компоненты,
имеющиеся в определении И. Р. Гальперина, в соответствии с той позицией, которая
проявляется в освещении этой проблемы у того или иного автора.
Представляется, что, определяя текст, И. Р. Гальперин указал на наиболее важные его
признаки и тем самым подчеркнул, что не всякий «связный знаковый комплекс» (М. М. Бахтин)
является единицей общения. Чтобы стать единицей общения этот «связный знаковый комплекс»
должен обладать целым рядом признаков. Перечислим наиболее важные, значимые из них.
Текстом может быть названо любое по объему высказывание — от одного слова до целой
книги:
— если оно подчинено единой теме;
— если эта тема излагается (раскрывается) в соответствии с авторским замыслом;
— если высказывание комулибо адресовано (другу, группе студентов, читателям газет и т.п.);
— если оно создано в соответствии с определенной целевой установкой.
Кроме того, любое высказывание характеризуется, по словам М. М. Бахтина, своим
отношением к другим высказываниям в пределах данной сферы общения и вне этого отношения
оно реально не существует.
Высказывание характеризуется законченностью, завершенностью в передаче информации, в
раскрытии темы, в выражении авторского замысла.
В строении, создании текста участвуют все единицы языка, но, безусловно, основным
элементом текста является предложение, которое в структуре текста воспринимается не само
по себе, а «в отношении своих связей с другими предложениями, как часть целого, как
компонент, «клеточка» текста» (Е. И. Шендельс).
В структуре текста отдельные предложения могут объединяться в группы, которые у разных
исследователей получили разные названия: фразовые единства, сверхфразовые единства,
сложное синтаксическое целое, прозаическая строфа.
В свою очередь, группы предложений объединяются в более крупные блоки, которые также
имеют различные названия: текстовые, коммуникативные, смысловые.
Еще более крупные объединения связываются с такими отрезками текста, как абзац,
параграф, часть, глава.
Таким образом, текст обладает определенной структурой, выражающейся во взаимосвязи
отдельных предложений и частей текста. Всякий текст имеет соответствующее композиционное
оформление, которое обусловлено типом высказывания (повествование, описание, рассуждение),
его жанровыми и стилистическими особенностями.
Композиционное оформление текста помогает более оптимально раскрыть его содержание и
смысл, которые обозначены (или могут быть обозначены) в названии (заголовке) текста.
И, наконец, всякий текст, создаваемый в процессе коммуникации, должен быть литературно
обработан: ему нужно придать соответствующую жанровую форму и стилистическую окраску.
Вопросы для контроля:
1. Что такое речевая деятельность?
2. В каких видах реализуется речевая деятельность?
3. Что такое речевая стратегия и тактика?
4. Каковы этапы речевой деятельности?
5. Каковы механизмы речевой деятельности? 6. Что такое текст?
7. Какова роль текста как единицы общения?
Литература:
1. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2004.
2. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в
зарубежной лингвистике. – М., 1978. – Вып. 8. – С. 642.
3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи // Русский язык в школе. –
1985 – № 1.
4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
5. Матвеев Т.В. Учебный словарь: Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика. – М.:
Флинта: Наука, 2003.
6. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.