Разработка урока Обособленные обстоятельства 8 класс
8 класс
Урок русского
языка
Учитель: Балтышева Г.А
ОСШ села Тасарал
20152016 уч.год
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
ЛЮБВИ ЛУЧИК НАПРАВЛЯЮ...
Проверка домашнего задания:
- защита презентации на тему
«Заповедники Казахстана»
І. Организационный момент
Деление на группы:
Подчеркнутые слова заменить
деепричастиями.
Работа с
текстом
Картина «Море» вызывает
восхищение, поражает своей
красотой. Тишиной,
спокойствием веет от этой
картины. Море ещё
неподвижно, но лёгкий
ветерок уже играет парусами,
надувает их и заставляет
скользить по морской глади.
Небо сливается с морем,
подхватывает его оттенки и
настроение. Кричат чайки,
носятся над безбрежной
водяной гладью.
Художник постарался
передать нам своё настроение,
использовал не звуки, а
краски.
поражая
Картина «Море» вызывает
восхищение, ……………своей
красотой. Тишиной, спокойст
вием веет от этой картины.
Море ещё неподвижно, но
лёгкий ветерок уже играет
парусами, …….. …….. их и
заставляя
……… ….. скользить по морской
глади. Небо, ……………с морем,
подхватывает его оттенки и
настроение. ….. …..., чайки
носятся над безбрежной
водяной гладью. Художник
постарался передать нам своё
настроение, …….. ……… не
звуки, а краски.
используя
сливаясь
надувая
Крича
Текст 1
Перед ними необозримо расстилалось море,
залитое лучами утреннего солнца. Волны,
маленькие игривые барашки, рождаемые
ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт.
Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса.
И там, на краю моря, облаков было бесконечно
много.
Текст 2
Перед ними необозримо расстилалось море.
Волны тихо бились о борт. Далеко в море
виднелась коса. И там облаков было бесконечно
много.
Двадцать седьмое февраля
«Обособленные обстоятельства»
Выраженные деепричастными оборотами
и существительными с предлогами
несмотря на, согласно, благодаря, помимо, по,
по случаю, вопреки, наподобие, по причине,
ввиду,
в отличие.
Обособленные члены предложения
обособленные члены,
близкие по значению к предложению
уточняющие члены
обособленны
определения
е
обособленные
дополнения
обособленные
обстоятельства
несогласованн
согласованн
определения
определения
ые
ые
причастны
е обороты
определения,
выраженные
прилагательны
ми
деепричаст
ные
обороты
обстоятельства,
выраженные
существительны
ми
с предлогами
Правило на стр.195,198 ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
( что делая?)
с деепричастными оборотами и существительными с предлогами
Обстоятельство, выраженное деепричастным
оборотом, всегда выделяется запятыми:
( что сделав?)
Защищая природу, человек защищает себя.
Любопытство свойственно фазанам и часто
губит их, притупляя чувство опасности.
Обстоятельства, выраженные одиночными
деепричастиями, обособляются, если стоят перед
сказуемым: Улыбаясь, он заснул.
Роса, блестя, заиграла на зелени.
Обстоятельства, выраженные существительными
с предлогами : несмотря на, согласно, благодаря,
помимо, по, ввиду, по случаю, вопреки, наподобие, по
причине, в отличие и др. обособляются, то есть
являются обособленными обстоятельствами.
Например:
Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.
Благодаря хорошей погоде, в этом году был прекрасный
урожай.
Вопреки плохой погоде, в этом году был хороший
урожай.
Поезд, согласно расписанию, прибыл в 8 часов утра.
Выполнение заданий :
1группа: Списать предложения и вместо точек написать
нужные деепричастия.
1. Море, …………, выкатывало небольшие волны.
2. Разведчик, ……….., стал следить за дорогой.
3. Он, ……………., увидел, как мелькнула и пропала во тьме лодка.
Слова для справок: спрятавшись, вздыхая, оглянувшись.
2группа: Списать предложения и вместо точек написать нужный
деепричастный оборот.
1. ……….., гимнаст быстро поднимался вверх по канату.
2. На севере слабо, ………, подымались какието белесоватые облака.
3. Ветер крепчал, …….. .
Слова для справок: сильнее закутывая город пеленой
морских туманов, ловко перебирая руками, слабо мерцая.
Работа по учебнику.
/защита постера/
•1 группа выполняет Упр.4 стр.195
Спишите, подчеркните обособленные
обстоятельства.
Чем они выражены?
•2 группа выполняет Упр.5 стр.202
Дополните предложения подходящими
по смыслу обособленными
обстоятельствами. Чем они выражены?
Этап синтеза материала.
Тестовые вопросы по пройденной теме:
1. Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки
препинания не проставлены).
А) Путники устали и остановились отдохнуть.
Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь.
В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К.Пауст.)
Г) На востоке уже занималась синея заря.
Тест (ответы).
2. Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены
одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
А) Приехав я первым делом побежал на речку.
Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.)
В) Шофёр затормозив остановил машину.
Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.
I – В, Г.
II – А, В.
III – А, В, Г.
3.Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены
существительным с предлогом.
А) Чёрная речка, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов и затопила
низинные пастбища. (С.М.)
Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. (А.Гайдар)
В) Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. (В.Катаев)
Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Оценивание:
Ф.И.О ученика
Взаимооценка
Самооценка
Оценка
учителя
Аманкул Гулим
Алпысбай Аружан
Балтышев Азат
Жанай Гульнур
Жакат
Рауан
Касен Гульзат
Толеубай Гульнур
Тулеуханова Айжан
3 балла – за активное участие
ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ, ОШИБОК ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ
2 балла за принятие участие
НЕ ВСЁ УДАЛОСЬ, КАК ХОТЕЛОСЬ
1балл за внесенное предложение
ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОРАБОТАТЬ, ПОВТОРИТЬ, ВЫУЧИТЬ.
Рефлексия
Н и ч е г о н е п о н я л …
Х о р о ш о п о с
Всё не так: как я зол!!!
!
!
л !
а
п
Есть над чем подумать…
Отличный урок!!!
Домашнее задание:
- Из произведений художественной
литературы выпишите примеры
предложений с обособленными
обстоятельствами.
- Выучите правила на стр.195198.
Спасибо за урок!
До скорой встречи!