Данная презентация была использована на открытом уроке по русскому языку в 6 классе. С помощью слайдов было объяснено откуда пришло слово суффикс.Были проведены различные формы работ.Это групповая, парная, самостоятельная работы.Также были использованы загадки и игра "Собери разрезанные слова».В конце урока был проведен тест.В данном файле находится презентация открытого урока по русскому языку на тему "Образование слов при помощи суффиксов"
Настрой на урок
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
«Мозговой штурм»
1.Как называется часть слова без окончания?
2.Что такое окончание?
3.Где стоит приставка и для чего она служит?
4.Назовите способы образования слов.
5. Какой части слова нет в казахском языке и есть ли
приставка З в р/яз ?
6. Когда пишутся приставки раз,рас, с?
Проверка домашнего задания (упр.164)
Пришло, напечатайте, подсказывает,
не выучил, сломал, рассказала, не
забудьте, приписать, забыл, напишите,
опоздал, разбирали, сумели,
разобрать, назвать, назовите,
подписалась.
Отгадайте загадку и определите тему нашего урока.
После корня он стоит
Перед окончанием
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю …
Двадцать второе ноября
Классная работа
Образование слов при помощи суффиксов.
• Слово суффикс пришло к нам из латинского языка
– suffixus: suf (между) + fixus (прикреплённый).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после
корня и служит для образования новых слов. Суффикс
обозначается значком ^.
• Суффиксов, как и приставок, в русском языке много:
• к, ник, чик, щик, онок, енок, ик, очк, ечк, и т.д
• Каждый суффикс вносит свое значение в слова. Способ, когда
слова образуются при помощи суффиксов, называется
суффиксальным. Суффикс показахски «жұрнақ», а по
английски «suffix »
Групповая работа с текстом «Как строили дом»
упр.165.
• 1 гр. читает текст и проводит словарную работу
• 2 гр. Отвечают на вопросы по содержанию текста
• 3 гр. Выпишите в начальной форме слова, обозначающие
названия, лиц по роду их профессии, и выделите суффиксы.
Парная работа.
• Упр.167 стр.82 от данных слов при помощи указанных
суффиксов образуйте названия лиц.
• чикдокладчик, рассказчик, переводчик, водопроводчик
• щиккаменщик, бетонщик, барабанщик
• тельчитатель, писатель, строитель, изобретатель
• исттанкист, тракторист, журналист, футболист, горнист
• никлесник, дворник, защитник, физкультурник
• после Д, Т, З, С, Ж пишется суффикс –ЧИК
Отгадываем загадки
• 1.Мы учим детишек читать и писать, 4.Среди облаков, на высоте
• Природу любить, стариков уважать. Мы дружно строим новый дом
• Чтобы в тепле и красоте
• 2.Кто по снегу быстро мчится, Счастливо жили люди в нём
• Провалиться не боится?
• 3.Он природу охраняет,
• Браконьеров прогоняет, 5.Выезжает на дорогу
• А зимою у кормушки Он обычно спозаранку,
• В гости ждёт лесных зверюшек. На педаль поставив ногу
• И рукой крутя баранку
•
Физминутка
Ходит Суффикс по дорожке
ходьба на месте 34 сек.
И играет на гармошке…
руки перед грудью, рывки руками
Вот домишко. Это домик.
присесть, приподняться
Это дом. Живет здесь
гномик.
встать
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 23 сек.
Групповая работа «Собери разрезанные слова»
Писатель, сварщик, охотник, проводник,
журналист, крановщик, пожарник,
переплётчик, дождик, домик.
Самостоятельная работа «Правильно соедини ответы»
Учит детей
Служит на границе
Добывает нефть
Ходит на лыжах
Сочиняет сказки
Ходит в разведку
Дрессирует зверей
Убирает во дворе
Печет булки
Водит автомобиль
Водитель
Пекарь
Дворник
Пограничник
Учитель
Нефтяник
Разведчик
Сказочник
Лыжник
Дрессировщик
• Игра «Кто быстрее?» - назовите одним словом
упр.168, упр.171 на стр.82
• В это время 3 уча-ся работают с карточкой
• Работа с учебником работа над упражнением
174(устно) о каких суффиксах говорится в данных
словах?
Индивидуальная работа. Тест по теме: «Суффикс»
• 1.Суффикс – это
• А – часть речи,
• Б – часть слова.
• 2.Суффикс служит
• А – для связи слов в предложении,
• Б – для образования новых слов.
• 3.Суффикс стоит
• А – перед корнем,
• Б – после корня.
• 4.Суффикс – это
• А – изменяемая часть слова,
• Б – неизменяемая часть слова.
• 5.Суффикс чик пишется после
• А – д, т, з, с, ж
• Б б, п, в, ф, ш.
• 6.В каких из этих слов есть суффикс:
• А – книга,
• Б – книжечка.
По ключику проверяют и
ставят оценки
1б,
2б,
3б,
4б,
5а
6б.
Рефлексия
Я узнал(а)…
Я научился(ась)…
Мне понравилось…
Я затруднялся(ась)…
Рефлексия
Домашнее задание
•Я узнал(а)…
•Я научился(ась)…
Запомнить всё о суффиксе, упр.176 на стр.84,
•Мне понравилось…
упр.177в/наизусть
•Я затруднялся(ась)…