Презентация. Тексты для списывания на уроках русского языка

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тексты для работы на уроках русского языка.
Иконка файла материала Тексты для работы на уроке русского языка.pptx

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым —
Клё! Клё! Клё! — поёт со свистом.

  Клесты 
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере.

Клесты

Весной и летом у птиц много забот. Они строят гнёзда и кормят птенцов.
Только клесты живут без хлопот.
Зима. А у клестов в гнезде птенчики. Клесты выводят птенцов зимой! Мать их греет.
Пища клестов – еловые шишки. Они созревают к концу года.

Когда у птиц много забот?
Что делают птицы?
Кто живёт без хлопот весной?
Когда у клестов появляются птенчики?
Кто греет птенцов?
Что является пищей клестов?
Когда созревают семена?

Зимний лес
Пришла зима и укрыла лес пушистым снегом. Заглянула в лесную глушь. Нарядила сосны и ели в мохнатые шапки. Молодые деревья и кусты зима одела в белые шубки. На рябинку на опушке накинула покрывало. На ветвях рябинки висят гроздья ярких ягод. Точно красные серёжки виднеются. Под деревьями зима покрыла снег узором следов. Тут оставили следы рыжая лисица и серый волк. А вот следов медведя не увидишь. Зима укрыла снегом его уютную берлогу в чаще. Спи на здоровье! Хороша картина зимнего леса!

В деревне мороз запушил деревья снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом. Ребята размели каток. Коньки у всех готовы. Ловко и легко скользят ребятишки по льду. На Коле и Вите спортивные костюмы. У бегунов блестят от счастья глазки. Старшие ребята разъехались в разные стороны. Малыши катаются цепью. По льду бегает за ребятами Шарик и всем мешает. Весело и радостно звучат детские голоса.
 

В д…р…вне м…р…з запушил д…ревья сн…жком. Огромный пру… зима зат…нула гла…ким льдом. Р…бята разм…ли к…ток. К…ньки у всех готовы. Ло…ко и ле…ко ск…льзят р…б…тишки по льду. На Коле и Вите сп…ртивные к…стюмы. У б…гунов блестят от счастья гла…ки. Старшие ребята раз…ехались в разные стороны. Малыш… катаются цепью. По льду бегает за ребятами Шарик и всем мешает. В…с…ло и радос(?)но звучат детские г…лоса.
 

Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
В третьем предложении определите падежи имён прилагательных и имён существительных.
Разделите для переноса слова предпоследнего предложения.

Задание

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу!

Ст…ит ч…десный зимний день. Над нами ясное г…лубое небо. Всё вокруг покрыто пуш…стым снегом. Мы в(?)ехали в лес. Д…ревья стоят словно в ска…ке. На ств…ле с…сны мы заметили пёстрого дятла. Он ло…ко долбит ш…шку. Синич(?)ки и в…робьи подб…рают с…мена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро м…лькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу!

Спит зимний лес под песни вьюг да метелей.
Трудно зве­рью находить корм. Вот на опушке мелькнул рыжий хвост лисицы. Плутовка идёт медленно, часто останавливается и прислушивается. Вдруг упадёт на землю, а через мгновение продолжает свой странный танец. Это она охотится на мышей, выгоняет их из норок. Наестся лиса и идёт отдыхать. Свернётся клубочком под кустиком, спрячет нос в пушистый хвост и спит.

Выпишите глаголы настоящего времени и определите их спряжение.
Допишите суффиксы наречий: слев.., вправ.., изредк.., занов.., докрасн…
Разберите по составу слова: находить, пушистый, плутовка.

Задание

Праздник первого снега
 
С утра было пасмурно и холодно. Редкие лучи осеннего солнца на мгновение освещали опустевшие поля и снова скрывались за плотной завесой тяжёлых туч. Скоро в воздухе закружились первые снежинки. Они невесомыми звёздочка­ми спускались с серого неба и робко ложились на мёрзлую землю. Маленькие волшебницы в белоснежное кружево наря­дили ветви деревьев, увядшие травы, облетевшие листья. Лёгкий пух первого снегопада укрыл просёлочную дорогу и крыши домов. Кругом стало нарядно и торжественно.

Праздник первого снега
 
С утра было пасмурн… и холодн... . Ре….кие лучи осе…него со…нца на мгновение осв…щ…ли опустевшие п…ля и снова скрывались за плотной завесой т…жёлых туч. Скор… в воздухе закружились первые снеж…нки. Они невесомыми звёздочка­ми спускались с серого неба и ро…ко ложились на мёрзлую землю. Маленькие волшебницы в белоснежное кружево наря­дили ветви деревьев, увядшие травы, облетевшие листья. Лё…кий пух первого снегопада укрыл пр…сёлочную д…рогу и крыши домов. Кругом стало нарядно и т…ржественно.

Грамматическое задание
Выполните полный синтаксический разбор третьего предложения.
Разберите по составу наречия: холодно, нарядно, редко, печально.
Составьте и запишите три словосочетания «глагол + наречие».

Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двери до ворот по узкой тропинке. Ночью стояла удивительная тишина.
В комнате было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу.
В тетради были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замёрзшим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость!

Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двер… до ворот по узкой тропинк… . Ночью стояла удивительная тишина.
В комнат… было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу.
В тетрад… были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ноч(?)ное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свет… луны. За замёрзшим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость!

5990

Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двер… до ворот по узкой тропинк… . Ночью стояла удивительная тишина. В комнат… было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу. В тетрад… были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свет… луны. За замёрзшим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость!

Выделите окончания в словах второго предложения.
Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.
Разделите для переноса слова шестого предложения.

Задание

Зимой
 Побелели поля. Льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по лесам, по долинам. Вот ветер с бугорка на поляне сдул белую шапку. Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев. Красные и зелёные огоньки зажглись на пушистом снегу. Хорошо в зимнем лесу! Легко скользят лыжи по мягкому ковру. Тишина! Медведь спит в берлоге. Колючий ёж в ямке закрылся сухими листьями. Хитрая лисица смастерила жильё. Трусливый заяц днём спит под кустом, а ночью объедает кору деревьев.

Грамматическое задание
Укажите над именами существительными второго предложения падежи и выделите окончания.
Укажите над именами существительными последнего предложения род, склонение падеж и выдели окончание.
Сделайте морфологический разбор имени существительного «в берлоге».

Зимний лес
 
Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У берёзки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники.
 

Зимний лес
 
Я любовался пейзажем леса. После м…тели лес стоял как в сказк... Ель была в хвойной кольчуг…. На макушк… сосны снежная шапка. У берёзк… вьюга пос…р…брила инеем гибкие ветв…. Издалека видны красные гроздья рябинк…. Сколько следов на полянк… у тропинк…! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ноч…. В поисках добыч… пробежала лисица. В вершин… ел… затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники.
 

Грамматическое задание
В четвёртом предложении укажите падеж имён существительных.
Укажите склонение, падеж и выделите окончание у существительного в словосочетании: «видны кустики».
Выпишите из диктанта существительное единственного числа, женского рода, в родительном падеже.

Зимой
 
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветви берёз. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь.
Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на берёзах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.
 

Грамматическое задание
Разберите второе предложение по частям речи.
Разберите по составу слова последнего предложения.
Сделайте фонетический разбор слова «еловой».


Грамматическое задание
Разберите второе предложение по частям речи.
Разберите по составу слова последнего предложения.
Сделайте фонетический разбор слова «еловой».

Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки и кусты. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.

Грамматическое задание
Определите части речи в третьем предложении.
Поставьте падежи над существительными пятого предложения.
Сделайте фонетический разбор слова «вьётся».

В преддверии весны  
На дворе февральская оттепель. Под лучами яркого солнца постепенно оседает снег. Всё чаще слышно весёлое чириканье воробьёв. Громко стрекочут белобокие сороки, разнося сроч­ные новости о весеннем потеплении. На ветке берёзы звонкую песню поёт синичка. Её чёрная шапочка и жёлтая жилетка очень эффектно смотрятся на фоне ясного голубого неба. Скоро к родным гнёздам вернутся пернатые путешественники. На деревьях у шоссе, в аллеях старого парка зазвенят их радостные голоса.

Грамматическое задание
Выполните синтаксический разбор второго предложе­ния.
Выпишите из текста три словосочетания «глагол + наречие». Поставьте вопросы к наречиям.
Запишите антонимы к наречиям: рано, весело, письменно, буднично.

Зимой  
Чудесный был вид зимней природы. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. На снегу видны следы зверей и птиц. Склонив тяжёлые головы, застыли вековые ели. От ёлки к ёлке прыгала шустрая белочка. С деревьев падали огромные шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал падать хлопьями снег. Мы подъезжали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинные зимние сумерки.
 

Грамматическое задание
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Выделите окончания слов второго предложения.
Разберите по составу слова третьего предложения.
 

….Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт — по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:
«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»

Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег… Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом… В снежном доме будет Резвая игра… Пальчики застудят, — По домам пора!

Завтра выпьют чаю, Глянут из окна — Ан уж дом растаял, На дворе — весна!

Утром кот Принёс на лапах Первый снег! Первый снег! Он имеет Вкус и запах, Первый снег! Первый снег! Он кружится, Лёгкий, Новый, У ребят над головой, Он успел Платок пуховый Расстелить На мостовой,

Он белеет Вдоль забора, Прикорнул на фонаре — Значит, скоро, Очень скоро Полетят салазки С горок, Значит, можно будет Снова Строить крепость Во дворе!

Март Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Днём на солнце частая капель. Ночью звонкий мороз. Белые берёзки в седой дымке. А вот и первые ручьи. Весенние ручьи говорят, говорят.
У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка — сядь у речки и послушай. Слова для справок: хочешь

В лесу Вот и март. Его называют весёлым праздником света. Чуткое ухо ловит первые признаки весны. Земля ещё покрыта снегом. Только около старых пней показались первые проталины. На голых ветках орешника появились первые цветы. Это серёжки. На берёзках зазвенели сосульки. Солнце осветило лес тёплым светом. На снег упала первая тяжёлая капля. Как хороша лесная капель в лесу! Звонко запела синичка. Лес радостно встречает весну.

Грамматические задания:
Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная и парная согласная в корне слова. Напиши к ним проверочные слова.
Найди в тексте предложение: Под деревьями зима покрыла снег узором следов. Подчеркни в нём главные члены. Определи падеж существительных.

Ранняя весна
Ранней весной я спешу побывать в далёкой тайге. На поляне открываются первые проталины. На дальнем озере синеет лёд. Вот по узкой тропке бежит, булькает озорной ручеёк. Тёплый ветер покачивает ивовые листочки.
В высоком синем небе слышна трель жаворонок. Весеннюю песню играют кулики. Я подхожу к лиственнице. Над тайгой льётся песня удивительной красоты. Это пеночки поют. Они самые звонкие певцы нашей тайги. Почему пеночки поют вместе? Может, так им легче охранять свои гнезда? А может, песня пеночки для красоты и радости?

Грамматические задания:
Найди в тексте:
 предложение с однородными сказуемыми. 
Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Выполни синтаксический разбор 6-го предложения.
Определи падеж существительных.
Сделай морфологический разбор слова весеннюю.

Солнце Выплыло из-за леса весеннее солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке и в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит ласковое солнце. Слова для справок: из-

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шёл всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.
На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли. Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щёки, нос и уши. Как будто тонкие иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.
 

Зима

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Грамматическое задание
Сделайте синтаксический разбор предложения: «Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь».
Выпишите все словосочетания из предпоследнего предложения.
Определите склонения существительных третьего предложения.

Новогодняя ночь
Зима – пора волшебства. Только зимой можно увидеть, как буквально за одну ночь преображается всё вокруг.
Мороз разрисовал стёкла затейливыми узорами. За окном кружат в тихом вальсе первые снежинки. Зимой наступает самая волшебная ночь в году – новогодняя. В доме всё давно готово к празднику. В углу комнаты стоит красивая елка. На её ветвях переливаются всеми цветами радуги разноцветные шары. Серебряные нити серпантина окутывают лесную красавицу. На макушке горит рубиновым цветом звёздочка. А под ёлкой радостной грудой громоздятся коробки в ярких обёртках. Это подарки. Скоро часы пробьют двенадцать раз. И наступит первый день нового года.
 

Грамматическое задание
Укажите падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
Подчеркните главные члены в шестом предложении, выпишите из этого предложения словосочетания.
Разберите по составу прилагательное «серебристым».

Прозвища зимы
Как только не называют зиму русские поэты и писатели.
А.С. Пушкин назвал зиму «волшебницей». Действительно, только зимой можно увидеть стремительное преображение природы. Вспомните, какие радостные чувства охватывают нас, когда выпадает первый снег. Буквально за несколько часов природа укрывается белоснежным одеялом и замирает. Исчезает осенняя слякоть. Лужи скованы морозом и искрят на солнце яркими бликами.
Другие поэты нарекли зиму старушкой. Прислушайтесь к зимним звукам. Так же, как древняя старушка, зима скрипит, охает, кряхтит и шепчет. Это замёрзшие стволы деревьев кряхтят на морозе, скрипит снег под ногами редких прохожих, перешёптываются снежинки, кружась в полёте.
Но бывает зима и злой колдуньей. Разбушевавшись, посылает она вьюги и метели, окутывает природу пеленой снежного бурана.

Грамматическое задание
Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
Разберите по составу слово «старушкой».
Сделайте фонетический разбор слова «охает».
 

  Зимние игры 
Зима – самое холодное время года. Мороз неустанно разрисовывает окна. А снег пушистым одеялом укутывает дома и деревья. Но зима – это и ещё и самое весёлая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. Вот стайка мальчишек разделилась на два лагеря. Они строят снежную крепость. Очень скоро начнется нешуточная битва. И снаряды у мальчишек настоящие, зимние – круглые и плотные снежки. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. Жаль, что опять в горку придётся тащить санки на себе. Во дворе малыши лепят снежную бабу. Две девочки задорно гоняют снежный ком, стараясь сделать его ещё больше. Это будет туловище снеговика. А вместо головы – другой снежный ком. Еще надо найти морковку, чтобы сделать снеговику длинный нос.
 

Грамматическое задание
Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
В третьем предложении определите падежи имён существительных и прилагательных.
Сделайте фонетический разбор слова «деревья».

В тайге Зима спустилась в тайгу. Налетел северный ветер. Засверкали на солнце снега. На белой скатерти ярко выделялись лиственницы.
Ночью высоко в небе прокричал дикий гусь. Он отбился от своей стаи. Жители поселка собрались на улице. Они вглядывались в леса на горизонте. Все ждали прихода оленей.
Олень очень умное и доброе животное. Он чувствует под глубоким снегом незамерзший ключ и обходит его. Олень легко перепрыгивает через завалы. Слова для справок: вглядывались, незамерзший

В лесу За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро.
Сверкает, переливается в лучах солнца снег. Чудные снежные фигурки легли на пни, ветки, сучья. К старой ёлке прижалась группа ёлочек. Они были похожи на пушистых белых зверьков. По краю поляны идёт с охоты рыжий лис. Слушает он, не запищит ли под кочкой в норке мышь. Стайка клестов села на верхушку ёлки. Из глубокого снега вылетели тетерева. Они сели на покрытую инеем берёзку.

Лесной голосок
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

1280px-British_birds_in_their_haunts_(Cuculus_canorus)

Грамматическое задание:
- выпишите из текста местоимения, определите их лицо, число и падеж.
- спишите слова, разделяя их на две группы
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у тебя.
- вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

Наши друзья
Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радостно слушать их чудесное пение. Я люблю наблюдать за птичьим лёгким полётом. Много видов птиц живёт в России. Кружат в чистом воздухе быстрые ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этих птиц. Они ловко лепят его из земли и глины. В густых веточках трудно заметить гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, берёзовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься.




Грамматические задания:
Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. 
Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная и парная согласная в корне слова. Напиши к ним проверочные слова.
Сделай морфологический разбор слова на планете.

Прочитай словосочетания. Составь с их помощью связный текст. Запиши, вставляя пропущенные буквы. Устно определи тип текста.

Солнечное утро, лиственный лес, ш..рокая тр..пинка, вкусная з..мляника, спелый подб..рёзовик, бол..шой шмел.., душ..стый цв..ток, летняя пр..гулка.

Половодье
На сирени, тополе, берёзе набухли почки. Наступает пора бурного таяния снега. Лёд на реке намокает, темнеет. Недалеко от берега показались талые оконца. Придёшь через неделю и не узнаешь реки. Кругом вода.
Проснулась, ожила река и затопила кусты у берега. Вода наступает и на покрытый сухой травой луг. Над водой на тихом месте торчат верхушки стебельков. Быстро проносятся мимо сухие листья, ветки, доски.