Презентация по русскому языку на тему "Однородные и неоднородные определения" для 8 класс предназначена для работы по учебно-методическому комплексу М.М.Разумовской, но с успехом может быть использована в работе со всеми существующими УМК. Урок построен в соответствии с требованиями здоровьесберегающей технологии.
Однородные и
неоднородные
определения
Парушкина Г.Н.
МБОУ «Петровская СОШ №1»
Омского р-на
Омской обл.
Получи «5»!
• Что называется определением?
• Какой частью речи чаще всего выражается
определение?
• Прежде чем знакомиться с новым
материалом, давайте вспомним разряды
прилагательных по значению?
• Назовите их отличия.
• Цифровой диктант
• 1 – относительное, 2 притяжательное, 3 –
качественное.
• Матушкина шаль, удобное кресло,
кухонное полотенце, ребячья рубашка,
песчаный берег, молодой агроном, зелёная
листва, отцовское ружьё, сладкий чай,
морковное пюре.
• Ключ: 2, 3, 1, 2, 1, 3, 3, 2, 3, 1.
• Под дубами прятались низенькие
одноэтажные домики.
• Назовите определения в этом предложении,
чем они выражены.
• Обратите внимание, что оба определения
относятся к одному и тому же слову,
отвечают на один и тот же вопрос, но запятой
между ними нет, так как определения по
указанным признакам не всегда однородные.
Прилагательные в каждой колонке характеризуют предмет с одной стороны: цвета,
размера, вкуса и др. Определения, выраженные такими прилагательными, будут
однородными.
Если взять прилагательные разных колонок, то это будут неоднородные
определения, которые характеризуют предмет с разных сторон и чаще всего
выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного.
Цвет
Размер
Вкус
Форма
Белый
Синий
Красны
й
Большой
Маленький
Огромный
Сладкий
Горький
Кислый
Круглый
Квадратный
Прямоуголь
ный
Из чего
сделан
предмет
Шерстяной
Ситцевый
Шёлковый
Сравните
• 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. –
Мама купила большой красный сладкий арбуз. 2) На
прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые
платки. – Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.
Какие определения принято считать однородными?
Неоднородными?
Неоднородные определения характеризуют предмет с
разных сторон. Однако такие определения могут быть
однородными, если они объединены общим понятием, то
есть создают общее, целостное, единое впечатление о
предмете. Например: Серое, дождливое, хмурое небо
висело над нами (все определения объединены одним
общим понятием – небо осеннее, невзрачное).
1.Работа с учебником с.141142, 209
•.Прочитайте параграф 32 и выпишите по
пунктам, какие ещё определения считаются
однородными. Запись оформите в виде
таблицы.
Однородные
Неоднородные
• Проверь себя!
Однородные
1. Характеризуют
предмет (или предметы) с
одной стороны: по цвету,
форме и т. д.
2. Создают общее,
целостное, единое
впечатление о предмете
(предметах)
3. Сочетание одиночного
прилагательного с
причастным оборотом.
4. Второе определение
поясняет первое.
Неоднородные
1. Характеризуют предмет с
разных сторон (обычно
сочетание качественного и
относительного
прилагательного).
2. Определения, когда одно
выражено местоимением
или числительным, а
другое – прилагательным.
• Сформулируйте правило постановки запятой
при определениях.
• Запятая ставится между однородными
определениями.
• Упр.207 устно (схемы письменно)
• Упр.208
• Какие определения называют
неоднородными?
1.Физминутка
•.Встать– неоднородные определения, сесть – однородные.
1)Глубокая, дремучая старина окружала моё детство на
слободке.
2)Прошёл серый пассажирский теплоход.
3)Шёл надоедливый октябрьский дождь.
4)Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
5)Радостное, праздничное, лучезарное настроение
распирало, и мундир, казалось, становился тесен.
6)Было както похорошему грустно в этом маленьком, уже
тронутом поздней осенью саду.
7)Алёша подал ему маленькое складное кругленькое
зеркальце.
1.Объяснительный диктант
1)День был осенний, серый, но тихий, тёплый.
2) Изза крыш ближней деревни медленно
показывалась огромная красная луна. 3) Со
стороны деревни послышался торопливый
топот бойких овечьих ног. 4) Павка
встретился с серыми спокойными глазами
незнакомца, внимательно изучавшими его.
• Что нового вы узнали об определениях на
этом уроке?
• Почему важно уметь определять
однородные определения или
неоднородные?
• Как же определить, являются ли
определения однородными или нет?