Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.
Оценка 4.6

Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.

Оценка 4.6
Презентации учебные
doc
русский язык
10 кл—11 кл
22.12.2018
Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.
Публикация является частью публикации:
ТИРЕ СТАВИТСЯ.doc
ТИРЕ СТАВИТСЯ 1. Между подлежащим и сказуемым с нулевой связкой, если главные члены выражены существительным, инфинитивом, количественным числительным в именительном падеже, а также словосочетанием, содержащим указанные части речи.  Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? (М.Ю. Лермонтов.  Герой нашего времени)  Любовь украшает жизнь.       Любовь – очарование природы... (М.М. Зощенко. Голубая книга. Любовь)  Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)     Замечу кстати: все поэты – любви мечтательной друзья. (А.С. Пушкин. Евгений Онегин) А гений и злодейство – две вещи несовместные. (А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери) – Прокатилов – сила! – начала компания утешать Стручкова. (А.П. Чехов. На гвозде) Знать, мой удел – лелеять грезы               И там со вздохом в высоте              Рассыпать огненные слезы. (А.А. Фет. Ракета)  Это типичное пижонство – грабить бедную вдову. (И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев) 2. Перед словами это, вот, значит, стоящими между подлежащим и сказуемым. А уменьшить сумму человеческих жизней на 50 миллионов лет – это не преступно. (Е.Замятин. Мы)   Но мы­то знаем, что сны – это серьезная психическая болезнь. (Е.Замятин. Мы)  Вечно жить среди мучений,                среди тягостных сомнений –              Это сильных идеал,             Ничего не создавая, ненавидя, презирая            И блистая, как кристалл. (Н.Гумилев. Злобный гений, царь сомнений...) 3. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в именительном падеже, тире ставится в следующих случаях: а) при логическом выделении местоимения: Она – виновница того превращения. (И.А. Гончаров. Обломов) Ты – лестница в большом, туманном доме. (В.В. Набоков. Лестница) б) при противопоставлении: Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,  И встреча с тобой безотрадней гранита. (Б.Л. Пастернак. Чудо) Вот мы – соучастники сборищ. Вот Анна – сообщник природы... (Б.А. Ахмадулина. Анне Каландадзе) в) при обратном порядке слов: Лебедь тут, вздохнув глубоко, Молвила: «Зачем далеко? Знай, близка судьба твоя, Ведь царевна эта – я». (А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане) г) при структурном параллелизме частей предложения: Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество! (А.А. Блок. О, я хочу безумно жить!) 4. При наличии паузы на месте отсутствующего главного или второстепенного члена в неполных предложениях.  Блуждая глазами, Иван Савельевич заявлял, что днем в четверг он у себя в кабинете в Варьете в одиночку   напился пьяным, после чего куда­то пошел, а куда – не помнит, где­то еще пил старку, а где – не помнит, где­то  валялся под забором, а где – не помнит опять­таки. (М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита) Зимой на Песчаной улице было много свету, было серо и пустынно, весной – солнечно, весело, особенно при  взгляде на белую стену протоиерейского дома, на чистые стекла, на серо­зеленые верхушки тополей в голубом  небе. (И.А. Бунин. Чаша жизни)  Огонь огнем встречают,  Беду – бедой и хворью лечат хворь... (В.Шекспир. Ромео и Джульетта. Пер. Б.Л. Пастернака) 5. Интонационное тире между любыми членами предложения.  Лежали мертвые – и лепетали ужасную, неведомую речь. (А.С. Пушкин. Пир во время чумы)  Князь снял запор, отворил дверь и    отступил в изумлении, весь даже вздрогнул: перед ним стояла Настасья  Филипповна. (Ф.М. Достоевский. Идиот)  Это – гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору. (И.Ильф, Е.Петров.  Двенадцать стульев) 6. В примечаниях объясняемое слово отделяется от объяснения тире (независимо от формы выражения сказуемого). Сивилла Самийская – от названия острова Самос. (Д.С. Буслович. Люди, герои, боги) а) если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: 7. При обобщающих словах:  Опалу, казнь, бесчестие, налоги, и труд, и глад – все испытали вы. (А.С. Пушкин. Борис Годунов)  Торжество самосохранения, спасение от давившей опасности – вот что наполняло в эту минуту все его  существо. (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание) б) когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, после него ставится двоеточие, а после однородных членов  ставится тире, если после них предложение продолжается:   Всё вокруг: залитое кровью поле, французы, валяющиеся грудой повсюду, разбросанные грязные тряпки в крови –  было мерзко и отвратительно. (Л.Н. Толстой. Война и мир) Толпа строений: людских, амбаров, погребов – наполняла двор. (Н.В. Гоголь. Мертвые души) 8. Между словами и цифрами для указания пространственных, временных или количественных пределов («от ... до»). ...Вехой была когда­то по большому водному пути Воронеж – Азов. (М.А. Шолохов. Тихий Дон) Примечание. Если между существительными – именами собственными или цифрами можно вставить или, то ставится дефис. Явились и две­три прежние литературные знаменитости, случившиеся тогда в Петербурге и с которыми Варвара  Петровна давно уже поддерживала самые изящные отношения. (Ф.М. Достоевский. Бесы) 9. Для обособления приложения, если оно носит пояснительный характер. Другое же дело – получение денег – точно так же встречало препятствия. (Л.Н. Толстой. Анна Каренина) 10. Перед приложением, стоящим в конце предложения, если оно логически выделено.  В моей комнате я застал конторщика соседнего имения – Никиту Назарыча Мищенку. (А.И. Куприн. Олеся)  Он прошел всю Богоявленскую улицу; наконец пошло под гору, ноги ехали в грязи, и вдруг открылось широкое,  туманное, как бы пустое пространство – река. (Ф.М. Достоевский. Бесы) 11. Для обособления распространенных согласованных определений, стоящих в конце предложения, особенно при перечислении: Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них,  сотни же туфель – черных, белых, желтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками. (М.А.  Булгаков. Мастер и Маргарита) 12. Для обособления второстепенных членов предложения, выраженных инфинитивом, носящих пояснительный характер, – и в конце и в середине предложения:  Кот Василий взял весенний отпуск  – жениться. (А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу)  Из­за Сибгатова у Донцовой даже изменилось направление научных интересов: она углубилась в патологию  костей из одного порыва – спасти Сибгатова. (А.И Солженицын. Раковый корпус) 13. Для обособления вставных конструкций.  Убили его – какое странное слово! – через месяц, в Галиции. (И.А. Бунин. Холодная осень)  Но не пытайся для себя хранить              Тебе дарованное небесами:             Осуждены – и это знаем сами –             Мы расточать, а не копить. (А.А. Ахматова. Нам свежесть слов...) 14. Между частями сложносочиненного предложения, если в предложении содержится противопоставление или указывается на быструю смену событий.  Лошади шли шагом – и скоро стали. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка)  Гетман воцарился – и прекрасно. (М.А. Булгаков. Белая гвардия) 15. Для интонационного отделения придаточного и главного предложений (часто – в предложениях с параллелизмом структуры).  Если смерть – светло я умираю,              Если гибель – я светло сгорю.             И мучителей моих я – не прощаю,            Но за муку – их благодарю.  (З.Гиппиус. Мученица)  А в наши дни и воздух пахнет смертью:              Открыть окно – что жилы отворить. (Б.Л. Пастернак. Разрыв) 16. В бессоюзных сложных предложениях, если: а) вторая часть противопоставляется первой:   За мной гнались – я духом не смутился. (А.С. Пушкин. Борис Годунов) Твори добро – не скажет он спасибо. (А.С. Пушкин. Борис Годунов) б) вторая часть содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой:  Вели – умру; вели – дышать я буду лишь для тебя. (А.С. Пушкин. Каменный гость)  Я встретил вас – и все былое               В отжившем сердце ожило;              Я вспомнил время золотое –             И сердцу стало так тепло...  (Ф.И. Тютчев. К.Б.)  Я умираю – мне не к чему лгать. (И.С. Тургенев. Отцы и дети) в) вторая часть содержит сравнение с тем, о чем говорится в первой: Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем подарит.  (Н.А. Некрасов. Мороз, Красный нос) г) в предложении выражается быстрая смена событий, неожиданное присоединение: Приди ко мне на рюмку рома, Приди – тряхнем мы стариной.  (А.С. Пушкин. Сегодня я поутру дома...) д) первая часть указывает на время или условие совершения действия, о котором говорится во второй части: Условие:  Бог даст – лет десять, двадцать,       И двадцать пять, и тридцать проживет он.  (А.С. Пушкин. Скупой рыцарь); Время: И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет – Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»  (И.А. Бунин. И цветы, и шмели...) е) с изъяснительным значением второй части (перед ней можно вставить союз что); однако обычно в этом случае ставится  двоеточие, сравните: Я знаю – гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!  (В.В. Маяковский. Облако в штанах) Я скажу тебе с последней Прямотой: Все лишь бредни – шерри­бренди – Ангел мой.   (О.Э. Мандельштам. Я скажу тебе...) ж) вторая часть является присоединительным предложением (перед ней стоит или можно вставить слово это): Орущих камней государство – Армения, Армения! Хриплые горы к оружью зовущая – Армения, Армения!   (О.Э. Мандельштам. Армения) 17. При прямой речи.

Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.

Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.

Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.

Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.

Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.

Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.

Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.

Презентация по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание 21.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018