Подготовка к ЕГЭ. Задание 26.
Выразительные средства языка.
Учителя русского языка и литературы
Коваленко Галина Анатольевна,
МБОУ СОШ №44 г. Сургут
Типичные формулировки заданий по лексике и фразеологии в КИМах ЕГЭ-2019
• … определите значение, в котором слово употреблено в … предложении … (приводится перечень значений) (задание 3);
• … исправьте лексическую ошибку ... (задание
5 на разграничение паронимов);
• … исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово … (задание 6);
• выпишите из предложения синонимы (контекстуальные синонимы, антонимы, диалектизмы , фразеологизм и т.д.) (задание 24).
Лексический компонент встречается в заданиях:
• среди предложений ... найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и контекстного синонима (…) (задание 25);
• Задание 27 (К2 – комментирование текста).
Изобразительно-выразительные средства
(задание 26)
• Примерная формулировка задания:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 22-25.
А |
Б |
В |
Г |
9 |
7 |
2 |
1 |
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
(источник – Банк открытых заданий ЕГЭ на ФИПИ)
• «О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)__________ (например, в предложении 6), а также приѐм – (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чѐм ему помогает лексическое средство – (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приѐм, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».
Список терминов:
1) цитирование
2) восклицательные предложения
3) лексический повтор
4) противопоставление
5) анафора
6) развѐрнутая метафора
7) парцелляция
8) разговорные слова
9) контекстные синонимы
Краткий алгоритм рассуждения
1. Внимательное чтение фрагмента рецензии.
2. Анализ списка терминов, выявление их значения, классификация на группы:
лексические средства связи (лексические группы и тропы), синтаксические (фигуры речи), фонетические.
3. Анализ рецензии, поиск подсказок.
4. Выбор ответов от простого к сложному.
Подсказки в рецензии задания 26:
• пример лексического средства или фразеологизма даются в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом, скорее всего это эпитет; • в рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание;
• при определении синтаксических средств чаще указываются номера предложений;
• № предложений, в которых надо найти ряды однородных / обособленных членов перечисляются в скобках через запятую; • при парцелляции (приеме) и синт. параллелизме № рядом стоящих предложений даются через тире;
• если есть ссылка на чьи-то слова и они взяты в кавычки, то это цитирование.
Помни!
При выполнении задания 26 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.
Работай с текстом КИМ!
Классификация средств выразительности
Лексические средства (группы)
• синонимы (контекстные, языковые);
• антонимы (контекстные, языковые);
• омонимы (омофоны, омоформы, омографы);
• паронимы;
• архаизмы;
• историзмы;
• диалектизмы;
• профессионализмы;
• канцеляризмы;
• жаргонизмы;
• термины;
• неологизмы;
• окказионализмы;
• фразеологизмы;
• стилистически-окрашенная лексика (книжная, научная, разговорная, просторечная, эмоционально-экспрессивная лексика)…
Тропы:
• эпитет;
• метафора (развернутая метафора);
• олицетворение;
• сравнение (выражаются через союзы как, словно, будто (сравнительный оборот/сравнительное придаточное); сравнительную степень
прилагательного/наречия, сущ.в тв.п.; с помощью слов похож, напоминает и т.д.);
• метонимия;
• синекдоха;
• перифраз;
• аллегория;
• гротеск;
• гипербола;
• литота;
• ирония;
• каламбур;
• символ;
• оксюморон.
Различаем!
Метафора – «скрытое сравнение». Прозрачное стекло небес. |
Олицетворение (вид метафоры)– «одушевление предметов». Дождь плачет. |
Метонимия – «переименование». После спектакля зал аплодировал. |
Синекдоха (вид метонимии) – «перенос наименования с части на целое». Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В.Гоголь) |
Оксюморон, или оксиморон – «сочетание несочетаемого». Жаркий холод. |
Антитеза – «противопоставление». Не жар, а холод. |
Перифраз, или перифраза – «описательный оборот». Солнце русской поэзии – А.С.Пушкин. |
Фразеологизм – «устойчивое выражение». Уносить ноги. |
Фигуры речи:
• инверсия;
• эллипсис;
• умолчание;
• риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение;
• синтаксический параллелизм;
• антитеза;
• анафора, эпифора, лексический повтор, рефрен;
• парцелляция;
• цитирование;
• именительный темы;
• вопросно-ответная форма изложения;
• градация;
• многосоюзие, бессоюзие;
• синтаксические конструкции (однородный ряд, вводные слова, предложения, вставные конструкции; сравнительные обороты, обособленные члены, уточняющие …).
Различаем!
Риторический вопрос – «вопрос, не требующий ответа». И какой же русский не любит быстрой езды? (Н.В.Гоголь). |
Вопросительное предложение – предложение, выражающее вопрос. Как заработать миллион? |
Риторический вопрос – это… |
Вопросно-ответная форма изложения - прием, при котором размышления автора представлены в виде вопросовответов. Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться. |
Различаем!
Сравнение - сопоставление одного предмета с другим. В отличие от метафоры есть объект сравнения. Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани… Способы сравнения: 1. Сравнительный оборот. 2. Сравнительное придаточное. 3. Существительное в творительном падеже. 4. С помощью слов похож, напоминает и др.
|
Сравнительный оборот - представляет собой часть простого предложения. В состав сравнительного оборота обычно входит имя существительное без зависимых слов или с зависимыми словами, реже прилагательное или наречие. Пантелеймон ... сидит на козлах, протянув вперѐд прямые, точно деревянные, руки (А. Чехов); Я пришѐл домой совсем в другом настроении, чем накануне (И. Тургенев).
|
Советы бывалого:
• Выучите значение терминов, тренируйтесь в их нахождении в тесте.
• Чѐтко представляйте группы терминов: тропы, лексические, синтаксические средства, приѐмы (фигуры).
• Внимательно читайте задание. В нѐм часто бывает подсказка.
Желаем удачи на ЕГЭ!
Информационные источники:
• http://ege.fipi.ru
• https://rus-ege.sdamgia.ru/
• http://literatura5.narod.ru
• http://pishi.pro
• Нарушевич А.Г. Русский язык. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2018.
• Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2019. 25 тренировочных вариантов по демоверсии 2019 года: учебно-методическое пособие / под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2018.
• Цыбулько И.П. Русский язык. ЕГЭ-2019. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. М. – русский учебник, 2018.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.