Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология
Оценка 5

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Оценка 5
Презентации учебные
docx
технология
6 кл
13.02.2018
Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология
Презентация "Сервировка стола" используется при проведении урока в разделе "Кулинария" "Физиология питания. Сервировка стола" 6 класс. Рассматриваются вопросы правил и основных способов сервировки стола, порядка подачи блюд Презентация содержит кроссворд для актуализации знаний с отдельным дополнительным материалом, тестовые задания для проверки усвоения темы обучающимися.Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа модных наук" для обучающихся 6-7 классов художественно-эстетического направления в образовательной области "Технология".
школа модных наук.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Комсомольск – на – Амуре РАССМОТРЕНО                                                                     ПРИНЯТО                                                             УТВЕРЖДЕНО на заседании МО                                                          на заседании Педагогического совета                               Директор МОУ СОШ № 6   руководитель ___________ В.В.Барчевкина                                     Протокол № ____                                                         Протокол № _____                                                       от «  29  » августа    2017г.                                                     Приказ № _______ от «   29  »  августа 2017г.                                                                                                                                              от «  29  » августа 2017г.    _____________ Н.А.Жосан РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности  «Школа модных наук» 6 ­7   КЛАССЫ РАЗРАБОТАЛА: Барчевкина Виктория Викторовна учитель технологии Срок реализации  2017 – 2018 учебный год СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…………………………………………………   4 – 7 2. Планируемые результаты освоения программы………………………  8 – 11 3. Тематический план 5 класс………………………………………………12 4. Учебно ­ тематическое планирование 5 класс…………………………13 ­ 18 5. Содержание курса 5 класс……………………………………………… 19 – 22 6. Тематический план 6 класс………………………………………………23 7. Учебно ­ тематическое планирование 6 класс…………………………24 ­ 27 8. Содержание курса 6 класс……………………………………………… 28– 30 9. Перечень методического, материально – технического,                информационного обеспечения…………………………………………31 – 36 10. Список литературы,  используемый педагогом…………………………37 11. Список литературы для  учащихся………………………………………38 12. Приложения………………………………………………………………  39 ­ 41 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Актуальность   и   педагогическая   целесообразность   программы   внеурочной   деятельности   в   сфере   декоративно­прикладного     творчества обусловлена   необходимостью   помочь   учащимся,   имеющим   склонность   к   декоративно   –   прикладному   искусству,   реализовать   природные задатки, воспитать у школьников способности к эстетическому самоопределению. Формирование личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности.                Важным условием реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала, использовании ИКТ при проведении практических работ.      Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности,   ориентирована   на   применение     гуманно   –   личностных   технологий,   технологий   сотрудничества     и   свободного   воспитания направленных на  поддержку личности, помощь ей. Принцип   природосообразности  предполагает,   что   процесс   художественного   творчества   учащихся   должен   согласовываться   с   общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя. Принцип культуросообразности  предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях   культуры   и   строиться   в   соответствии   с   ценностями   и   нормами   тех   или   иных   национальных   культур,   специфическими особенностями,   присущими   традициям   тех   или   иных   регионов,   не   противоречащих   общечеловеческим   ценностям.   Данная   программа способствует изучению культуры, традиций, обычаев, одежды  русского народа. Принципа коллективности  предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляется в  детском  коллективе, это даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для  самопознания, эстетического самоопределения, художественно­творческой самореализации.  Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с народами России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края.  Принцип проектности  предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» ребенка в самостоятельное проектное действие,  развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия.  В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. 3 Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как мировая художественная культура, изобразительное искусство, черчение,  история, математика                         Предлагаемая программа направлена на расширение раздела «Художественная обработка  материалов»  в курсе «Технология», имеет практическую направленность, что влечет за собой высокую эффективность профессиональной деятельности.      Программа адресована учащимся 6 ­7 классов и является одной из составляющих работы по общекультурному  развитию личности ребенка.  В связи с тем, что данная программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности учащихся,    содержание  разбито на   модули, представляющие тот или иной вид деятельности. Календарно – тематическое планирование составлено таким образом, что на изучение отдельного модуля отводится одна четверть. Все модули взаимосвязаны друг с другом. Изучение курса в 6 классе начинается с модуля « Техника изонити», при изучении которого учащиеся овладевают навыками работы с ручными инструментами, чертежными приспособлениями с соблюдением техники безопасности и санитарно – гигиенических требований. После окончания начальной школы,  учащиеся недостаточно владеют инструментами и приспособлениями,  используемыми в швейном деле и рукоделии, т.к. большую часть времени на занятиях по технологии они выполняют объекты труда   связанные   с   бумагой,   природными   материалами.…   Восполнить   этот   пробел   помогут   занятия   изонитью.       Несложный   арсенал   средств, необходимый для работы делает ее доступной для учащихся 6– го класса.   Полученные знания   пригодятся учащимся при освоении программы следующих    модулей и    программы по технологии, особенно разделов  «проектирование и  изготовление швейного изделия»  и «художественная обработка материалов».     Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по технологии.        Цель  данной   программы  –   раскрыть   и   развить   потенциальные   художественные   способности   ребенка,   эстетический   вкус,   способствовать удовлетворению потребностей детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.       Задачи обучения: 1. формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; 2. развивать эстетический вкус, творческие способности учащихся; 3. дать детям  понятия о декоративно­прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях; 4. познакомить  детей  с  различными  видами  декоративно­прикладного  творчества  (  изонить,  аппликация,  бисер,  история  русского  костюма, вязание крючком, счетная вышивка,  лоскутное шитье); 5. формировать   у   детей   практические   умения   и   навыки   работы   с   тканью,   бисером,   аппликацией,   пряжей,   ознакомить   детей   с   различными материалами, используемыми для  работы; 6. воспитывать внимание, аккуратность, бережливость, целеустремленность, экологическую сознательность;  7. прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание различных сувениров, открыток, декоративных композиций; 4 8. воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически законченными; 9. развивать художественный и эстетический вкус, фантазию, изобретательность; 10. обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно­прикладного искусства;  11. формировать технологическую культуру;  12. формировать качества личности ­ настойчивость, терпение, аккуратность в труде,  устойчивый интерес к художественной деятельности.     Освоение программы предполагает,  помимо  коллективных занятий (информационных, творческих уроков, практических занятий, экскурсий, игр, викторин, участие в выставках  и т.д.) выполнение  внеурочных,  индивидуальных заданий по выбранной теме. По   завершению  курса занятий   по   программе   «Школа   модных   наук»   предусматривается  разработка,   изготовление   и   защита каждой   ученицей индивидуального  проекта,   как   результата   решения   творческой   задачи,   поставленной   в   ходе   изучения   той   или   иной   темы   программы.   Не исключается   и возможность разработки учащимися  коллективного   итогового проекта  по общей тематике. Выставки детских творческих работ планируются и в конце изучения каждого модуля.       В основе реализации содержательной части программы заложен принцип деятельностного подхода. Полученные знания, умения и  навыки имеют широкую практическую направленность, применимы в жизни, развивают и воспитывают личность   ребенка,   в дальнейшем могут способствовать самоопределению в выборе будущей профессии.           Программа курса  «Школа модных наук» общим объемом 70 часов изучается в течение учебного года  в 6­7 классах по одному часу в неделю. Формой активизации учебно­воспитательного процесса является посещение краеведческого музея ,  где происходит знакомство с творчеством  народных умельцев нашего края, города,  встречи с народными мастерами.                       Методическое обеспечение учебного процесса            Для успешного решения задач программы «Школа модных наук», учитывая возрастные особенности учащихся, рекомендуется использовать: Принципы обучения:  эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное условие развития детского творчества;  учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;  последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных занятий к творческим решениям;  удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей. Методы обучения:  словесные (мини – лекции, беседы);  наглядные (демонстрация слайдов, иллюстраций, приёмов эскизирования);  репродуктивные (воспроизводящие); 5  проектные (замысел – реализация ­ рефлексия);  частично – поисковые, исследовательские и практические ( эскизирование, выполнение конкретных изделий (закладок, картин, украшений), изготовление изделия в миниатюре, создание компьютерной презентации, решение творческих задач и т.д.)   проблемные (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).      Для активизации мыслительных процессов учащихся необходимо применять коллективные формы работы, метод мозгового штурма для поиска решения творческих задач и другие методы. На занятиях целесообразно использовать основные  приёмы формирования мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез) и ОУУН.             Важным условием для повышения мотивации учащихся является использование на занятиях ИКТ, но это   и значимый   фактор реализации программы. Применение компьютерной техники (компьютер,  экран и проектор),   компьютерных программ (пакет программ Microsoft Office) для демонстрации иллюстрационного материала позволит повысить уровень усвоения знаний и положительно отразится на качестве практических работ учащихся. На занятиях планируется  использовать созданные учителем  компьютерные тематические мультимедийные презентации.      Каждое занятие программы «Школа модных наук» состоит из теоретической и практической части.  Применение компьютерных мультимедиа презентаций особенно важно при изучении теоретического материала модулей:  «Аппликация, как вид  декоративно – прикладного творчества», «Изготовление изделий из бисера,  « История русского костюма», «Лоскутная пластика», « Вязание  крючком».            При организации практической работы необходимо учитывать специфику занятий каждого модуля и применять как индивидуальную, так и групповую форму. Например, при выполнении изонити, счетной вышивки, изделий из бисера,   целесообразно использовать индивидуальную форму обучения,   а при решении творческой задачи по созданию   аппликации, изготовлению макетов русского костюма,   выполнению обрядовых кукол, вязанию крючком рациональнее объединить учащихся в группы.           Деятельность учителя на занятиях имеет направляющий характер: организация работы   учащихся, коррекция эскизов и набросков, помощь в выборе темы проекта, организации защиты проекта.              В   структурном   элементе   «Учебно­тематический   план»     данной   образовательной   программы     внеурочной   деятельности   дан   перечень практических   ­ творческих   работ, выполняемых учащимися. Работы на выставку принимается   при условии, что они выполнены с соблюдением определенных требований, поощряется   использование собственных идей, если они не влияют  отрицательно на качество изделий.     Требования дисциплинируют учащихся и позволяют создать из  творческих работ, фотографий,  эскизов и мультимедиа презентаций ­ копилку идей         Охрана здоровья  учащихся   На занятиях по внеурочной деятельности необходимо самое серьезное  внимание уделять охране здоровья учащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов. Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе учащихся с тепловыми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы   и   пользование   нагревательными   приборами   и   электрооборудованием   учащимся   разрешается   осуществлять   только   под   наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению  правил санитарии и гигиены.  6 Учащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно­инструкционный материал. Важно обращать внимание учащихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов   производства,   их   утилизацию   или  вторичное   использование,   экономию   сырья,   энергии,   труда.   Экологическая   подготовка   должна производиться на основе конкретной предметной деятельности. С позиции формирования у учащихся гражданских качеств личности особое внимание  следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств, необходимо развивать у учащихся,  культуру труда и делового общения. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ    При разработке комплексной образовательной программы по  внеурочной деятельности учащихся «Школа модных наук» формы и содержание деятельности   выстроены   таким   образом,   чтобы   обеспечить  устойчивое   развитие   воспитательных   результатов,  последовательный   переход   от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням.  приобретение учащимися социального знания (первый уровень результатов);  формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов);   приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов). Первый уровень результатов,  может быть,  достигнут в формах, устроенных по принципу «педагог — ученик»,  второй уровень — в формах, описываемых формулой «педагог — ученик — детская среда (коллектив)»,  третий уровень  — в формах,  устроенных  по  принципу «педагог — ученик — детская среда (коллектив) — общественная среда (социальные субъекты)». Первый уровень результатов  —  приобретение   школьником  социальных   знаний   в  ситуации   межличностного  взаимодействия,  её   структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством. Овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования   нюансов,   поведения   человека   в   различных   ситуациях.   Для   достижения   данного   уровня   большое   значение   имеет   организация   и проведение в конце каждого модуля в 6­7  классах и в конце изучения курса выставок творческих работ учащихся.  Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. 7 Для достижения данного уровня результатов особое значение может иметь разработка и проведение  праздника для учащихся (разработка дизайн ­ проекта «Юные рукодельницы» ­ в 6 классе,   « В стране мастериц» ­ в 7 классе, оформления помещение для праздника).  Попытка осознать па­ раметры заказа со стороны подростков, разработка художественного замысла под основные параметры заказа.  Третий   уровень   результатов  —   получение   учащимися   опыта   самостоятельного   общественного   действия   —   включает   освоение   способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества. Для этого   подросток   овладевает   инструментами   межличностного           взаимодействия   (   выявление   интересов,   исследование   интересов   зрительской аудитории,   использование   различных   способов   информирования).   Здесь   осваивается   умение   представить   собственные   разработки   зрителям, экспертам. Основные знания и умения В процессе освоения программы внеурочной деятельности к концу первого года обучения ( 6класс) учащиеся  должны       знать:   правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;  историю художественного творчества;  название и назначение оборудования, инструментов, операций с  материалами;  основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, бисера, ниток, цветовую гамму;  требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;  технику заполнения углов, окружностей, дуг;   геометрические понятия: угол, окружность;  способы выполнения аппликации,  изонити,  изделий из бисера;  технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно­тепловой обработки;  материалы, применяемые в лоскутном шитье, бисерном рукоделии, технике изонить ;  требования к качеству готовых изделий учащиеся должны уметь:  правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;  пользоваться инструментами, приспособлениями;  подбирать и готовить материалы для  работы с бисером, аппликацией, нитками, лоскутами;  изготавливать аппликацию из различных материалов, изделия из бисера и ниток;  определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий;  различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;  правильно пользоваться трафаретом;  использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования);  подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;  копировать рисунки в прямом и зеркальном отображении; 8  ориентироваться на плоскости;  исправлять ошибки;  оформлять  готовое изделие;  решать творческие задачи, разрабатывать проект. По окончании 2 года обучения  (7 класс) учащиеся должны знать:  историю развития вышивки и современные направления развития  счетной вышивки, вышивки  ленточками в прикладном творчестве;  ТБ и правильные приемы работы;  приемы выполнения   счетной вышивки и лентами, лоскутного шитья,  вязания крючком;  материалы, применяемые в лоскутном шитье,  счетной вышивке и лентами, вязании крючком;  требования к качеству готовых изделий. учащиеся должны уметь:   самостоятельно подготовить ткань, ленты, пряжу и другой материал к работе;  создавать сложные композиции с натуры и по представлению из атласных лент, ниток, мотивов связанных крючком;  создавать сувениры, панно, картины, подушки  и другие изделия,  используя образцы других авторов;  создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки;  организовывать и проводить совместно с руководителем  досуговые мероприятия. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием  оборудования и приспособлений, приборов влажно­ тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий. Изучение курса «Школа модных наук» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.     Личностными результатами являются:  • проявление познавательных интересов и активности;  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;  • овладение нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.     Метапредметными результатами  являются:  • определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; 9 • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;  •  моделирование технологических процессов;  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет­ ресурсы и другие базы данных;  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую  потребительную стоимость;  •  согласование и координация совместной познавательно­трудовой деятельности;  • объективное оценивание вклада своей познавательно­трудовой деятельности в решение общих задач коллектива с точки зрения нравственных,  эстетических ценностей; • обоснование путей и средств устранения ошибок в выполняемых технологических процессах;  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой;  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно­трудовой деятельности.  Предметными результатами являются:  В познавательной сфере:  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов  труда;  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;   • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;  • владение методами чтения технологической и инструктивной информации;  • применение общенаучных знаний  в процессе подготовки и осуществления технологических процессов;  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре  производства.  В трудовой сфере:  • планирование технологического процесса и процесса труда;  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;  • проведение необходимых исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально­энергетических ресурсов;  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; 10 • документирование результатов труда и проектной деятельности;  • расчет себестоимости продукта труда.  В мотивационной сфере:  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;   • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно­трудовой деятельности;  • осознание ответственности за качество результатов труда;  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.  В эстетической сфере:  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;  • рациональный выбор и опрятное содержание рабочей одежды.  В коммуникативной сфере:  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;  • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;  В физиолого­психологической сфере:  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструмента;  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.     Образовательная программа «Художественное творчество »  может быть рекомендована учителям технологии общеобразовательных организаций,  педагогам дополнительного образования и другим специалистам в области изобразительного  и декоративно­ прикладного искусства. ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  –  6 КЛАСС Наименование разделов/ № п/п модулей, тем 1.  Вводное занятие. Цветоведение.  2. Модуль 1 . Техника изонити  изображение углов  изображение окружностей  выставка творческих работ 3.  Модуль 2. Аппликация как вид декоративно­ прикладного творчества Всего часов 1 8 3 4 1 7 Вид контроля самоконтроль выставка. тв. беседа беседа работ беседа взаимоконтроль 11  мозаика из ниток  аппликация из ткани Итоговое занятие выставка творческих работ 4.  Модуль 3. Изготовление изделий из бисера.  общие сведения о бисере  украшения из бисера  вышивка бисером  выставка творческих работ 5.  Модуль 4. История русского костюма  народные традиции и обряды  изготовление куклы – Берегини  изготовление головных уборов  Итоговое занятие. Выставка творческих  работ Дизайн­проект «Юные  рукодельницы».        Итого: 4 3 11 1 5 3 1 8 2 3 3 1 34 тест выставка. тв. работ презентация беседа взаимоконтроль тест выставка. тв. работ беседа взаимоконтроль самоконтроль выставка. тв. работ дизайн­проект защита тв. проекта 12 УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН – 6 КЛАСС Школа модных наук Всего часов Количество часов теория  практика I четверть – 8 часов 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 ­ ­ 1 1 № п/п 1.  Наименование разделов/ модулей, тем .Вводное занятие.  Содержание и задачи  курса «Художественное  творчество» в 5 классе.  Условия безопасной  работы. Виды народного  творчества. Предметы  декоративно­ прикладного творчества  в интерьере квартиры.  Законы художественного конструирования Цветоведение.   Влияние цвета   на   настроение человека. Творческая  работа. Составление  композиции (цветная  бумага) 2.  Модуль 1. Техника   изонити. Изображение  углов Острый угол. Тупой угол.  Прямой угол.  Творческая работа.  Изготовление закладки с  изображением углов. 3.  Заполнение квадрата. 4. Творческая работа   Изготовление  композиций с  использованием  приема  «заполнение углов»   Характеристика деятельности Дата учащихся Иметь представление о содержании  и задачах курса. Знать правила поведения в мастерской  Овладевать безопасными приемами труда. Уметь применять ПТБ с колющими и режущими инструментами во время работы. Определять и формулировать проблемы  творческой  деятельности. Знать законы художественного конструирования, применять их на практике. Осваивать законы цветоведения. (хроматические, ахроматические цвета, основные, производные),  изучать влияние цвета на настроение. Используя полученные знания составлять композицию из цветной бумаги. Осваивать:  технику изонити, построение различный углов, правила работы чертежными инструментами ( линейкой, прямоугольником, циркулем). Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла, лицевая и изнаночная стороны ткани  Упражняться в прокалывании отверстий по трафарету,  в координации движений рук при прокалывании отверстий на расстоянии 0, 5 см.  Проверять остроту зрения. Выполнять узоры острого, тупого,  прямого углов. Отрабатывать вдевание нити в иглу,  завязывание узелков. Учиться  подбирать цвета нитей, дорисовывать изображение после вышивки «Звезда»   «Снежинка»   «Аквариум» 5. Техника изонити.   Изображение   окружностей. Выполнение  окружностей с    использованием   трафарета . 6. Окружность с двумя  хордами  Заполнение  овала 7. 8. Творческая работа.   Составление  композиций с  использованием  приема  «заполнение  окружности»  «Мячик» , «Сердечко».     работа. Творческая Составление композиций с использованием  приема «заполнение окружности» «Снеговик», «Цыпленок», «Лебедь». 9. Итоговое   занятие. Выставка   творческих работ. 10. Модуль 2.  «Аппликация как вид  декоративно­ угла. Выполнить узор, состоящий из нескольких углов направленных в разные стороны, на  полоске картона. 1 0,5 0,5 Анализировать образец,  как  с лицевой стороны, так и с  изнаночной стороны. Совершенствовать умение работать изонитью. Выполнять окружности в технике изонити, пользуясь трафаретом. 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 Осваивать правила и последовательность работы над окружностями, плоскостное моделирование (создание из углов и окружностей образа цыпленка, снеговика при использовании трафаретов). Совершенствовать навыки  выполнения в технике  изонити углов и  окружностей. Анализировать образец,  как  с лицевой стороны, так и с  изнаночной стороны. Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам. Научиться создавать сюжетные композиции. Анализировать выполненные работы, давать самооценку. Оформлять выставочные работы. II четверть –8 часов 1 ­ Знать правила поведения в мастерской и ТБ  при работе 14 прикладного  творчества».   Мозаика   из ниток.  Подготовка эскиза  и  материалов к работе,  выбор цветовой гаммы.  11. Изготовление мозаики  из ниток. (вязание  крючком).   Выбор  эскиза, подготовка  цепочек.  12. Творческая работа.  Изготовление панно из  разноцветных цепочек. 13. Творческая работа.  Изготовление панно из  разноцветных цепочек. (2­е занятие)  14. Аппликация из ткани.  Элементы  материаловедения. Подготовка тканей  и  эскиза к работе. 1 1 1 1 0,5 0,5 ­ ­ 1 1 0,5 0,5 крючком, ножницами на рабочем месте, применять их на практике. Осваивать технику вязания крючком разноцветных цепочек.  Выбирать рисунок для панно. Проявить фантазию, художественную инициативу. Заполнять  поверхность фона, цепочками используя  знания цветоведения. Закрепить умение пользоваться клеящими составами.  Оформлять творческую работу. Знать правила поведения в мастерской и ТБ   на рабочем месте, санитарно – гигиенические требования, применять их на 15. Текстильный коллаж.  1 Творческая работа.   Изготовление  открытки в технике  текстильный коллаж  (занятие 1­е) 16. Текстильный коллаж.  1 ­ ­ 1 1 Творческая работа.   Изготовление  открытки в технике  текстильный коллаж  (занятие 2­е) Выставка творческих  работ учащихся.            Создание презентации практике. Закрепить основы материаловедения, цветоведения, физические, гигиенические, эксплуатационные свойства х/б тканей. Знать историю аппликации.  Осваивать способы изготовления  лоскутной аппликации. Закрепить способы перевода рисунка на ткань.  Научиться создавать сюжетные композиции из лоскутов Выполнять тв. работу  в технике «текстильный коллаж» используя инструкционную карту. Анализировать выполненные работы,  давать самоанализ.  Оформлять выставочные работы. III четверть – 11 часов 17 Модуль 3.  1 0,5 0,5 «Изготовление  изделий из бисера».  Знать правила поведения в мастерской и ТБ   на рабочем месте, санитарно – гигиенические 15 Общие сведения о  бисере. Материалы и  инструменты.  Безопасные приемы  труда. Цветоведение и  композиция.  Простые элементы  плетения, чтение схем. 18 Украшения из бисера.   Творческая работа.  Ромашка, грибки. 19 Украшения из бисера.   Творческая работа.   Ящерица, рыбка. 20 Украшения из бисера.   Творческая работа.   Бабочка, божья  коровка, жуки. 21 Цветы из бисера.  Творческая работа.   Букетик лилий 22 Творческая работа.    23. Цветы из бисера  Хионодокса,  подснежник. Вышивка бисером.  Подготовка  материалов и  инструментов.                Способы крепления  бисерин.  24 Выбор эскиза,   цветовой гаммы.  Творческая работа.  Вышивка бисером. 25. Окончательная  отделка вышитого  изделия Оформление  творческих работ.                                               26 Итоговое занятие.  Выставка творческих  работ требования, применять их на практике. Знать историю бисера, материалы и инструменты используемые в работе. Закрепить знания цветоведения, законы композиционного мастерства. Осваивать технику работы с бисером. Овладеть  видами и способами низания         ( цепочка с «пупырышками», цепочка с «бугорками», плотная многорядная цепочка, «ромбы в крестик»).  Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении работ.  Выполнять тв. работы  от простого к сложному используя технику «низание» ­ параллельное плетение.. Знать правила поведения в мастерской и ТБ   на рабочем месте. Закрепить знания по истории бисера. Знать материалы и инструменты используемые  при вышивке бисером. Закрепить знания цветоведения, законы композиционного мастерства. Осваивать  приемы пришивания бисера («полукрест»,  «стежком за иголку», «вприкреп»), уметь применять на практике. Выполнять тв. работы используя технику   « вышивка бисером». Анализировать выполненные работы,  давать самооценку.  Оформлять выставочные работы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 ­ 1 16 27. Модуль 4. «История  русского костюма»  Элементы русского  костюма. Связь  прошлого с  настоящим.  Творческая работа:  разработка эскизов  элементов русского  костюма. 28. Народные традиции и  обряды. Быт русской   деревни. Обрядовые  символы . Творческая работа.    Изготовление куклы –  закрутки, куклы –  пеленашки. 29. Изготовление куклы –  Берегини в русском  народном костюме.    Творческая работа.   Изготовление основы  куклы, рубахи. IV четверть – 8часов 1 1 ­ Иметь представление о содержании  и задачах курса. Знать правила поведения в мастерской и ТБ   на рабочем месте. Знать историю, элементы русского костюма, народные традиции и обряды  (пасха, масленица, свадьба, рождение ребенка) Закрепить знания цветоведения, материаловедения,  законы композиционного мастерства. Выполнять эскизную разработку обрядовой куклы. Читать  технологическую документацию. Выполнять  тв. работу ­ куклу – закрутку из лоскутов ткани х/б, используя инструкционную карту. Закрепить знания  по истории русского костюма, 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 цветоведения, материаловедения,  законам композиционного мастерства. Знать правила поведения в 30. Изготовление куклы –  1 0,5 0,5 Берегини.          Творческая работа.    Изготовление  сарафана, юбки –  поневы, запоны (по  выбору) 31. Изготовление куклы –  Берегини.  Творческая работа.  Украшение  элементов  русского костюма 32. Головные уборы  русских крестьянок.  Исторические  сведения. Обычаи  связанные с головными уборами.         1 ­ 1 1 0,5 0,5 17 мастерской и ТБ   на рабочем месте, применять их на практике. Читать  технологическую документацию. Выполнять эскизы, подбирать материалы и инструменты. Выполнять  тв. работу ­ куклу – Берегиню из лоскутов ткани х/б, используя инструкционную карту . Выполнять украшение русского костюма используя знания  и умения приобретенные ранее ( модуль 2 – аппликация, модуль 3 – вышивка бисером)   Закрепить   знания     по   истории русского костюма, цветоведения, материаловедения, композиционного мастерства Выполнять эскизы головных   законам уборов, подбирать материалы и инструменты. Знать историю, традиции, обычаи,  связанные с головными уборами. Изготавливать девичьи головные уборы (повязка, начельник, почелка) для обрядовых кукол и в натуральную величину, и женские головные уборы (повойник, кику с очельем. кокошник).  Выполнять украшение головных уборов, используя  знания  и умения приобретенные ранее (модуль 1 – изонить, модуль 3 – вышивка бисером. Создавать презентацию, разрабатывать дизайн­ проект, выполнять разработку и защиту проекта.  Обыгрывание  свадебного фрагмента 33. Творческая работа.  Изготовление  головных уборов для  куклы 34. Творческая работа.   Изготовление  головных уборов в  натуральную величину. Составление  презентации. 35. Итоговое занятие.  Выставка творческих  работ Разработка  дизайн ­ проекта   «Юные  рукодельницы».  Защита  коллективного творческого проекта. 1 1 1 ­ 1 0,5 0,5 ­ 1 Итого: 34 9 25 18 ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН – 7 КЛАСС Наименование разделов/ № п/п 1.  Вводное занятие.  Содержание и задачи курса. Охрана труда 2. Модуль 1 . Счетная вышивка по канве модулей, тем  изготовление игольницы  изготовление настенного панно  итоговое занятие выставка творческих работ 3.  Модуль 2. Вышивка атласными лентами.  приемы вышивки лентами  изготовление открытки  изготовление панно, картины  итоговое занятие выставка творческих работ. 4.  Модуль 3. Лоскутная пластика.  история лоскутного шитья  изготовление изделий в технике «полоска»  изготовление изделий со спиральным узором  изготовление изделий  в технике «соты»  итоговое занятие, выставка творческих работ,  создание презентации, защита проекта. 5.  Модуль 4. Вязание крючком  основные приемы вязания крючком 19 Всего часов Вид контроля 1 8 3 4 1 7 1 2 3 1 11 1 2 3 3 1 8 1 беседа самоконтроль тест выставка. тв. работ беседа взаимоконтроль самоконтроль выставка. тв. работ беседа самоконтроль взаимоконтроль беседа выставка. тв. работ,  презентация защита проекта беседа  изготовление оригинального браслета  изготовление панно  изготовление прихватки ­ сердечко, резинки для волос  изготовление прихватки с двухцветным вязанием по  спирали Итоговое занятие:  выставка творческих работ.   Ярмарка – продажа.        Итого: взаимоконтроль самоконтроль тест беседа презентация выставка. тв. работ ярмарка­ продажа 2 2 2 1 1 34 20 УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН –7 КЛАСС Школа модных наук № п/п 1.  2. Наименование разделов/ модулей, тем .Вводное занятие. Содержание и задачи  курса «Художественное творчество» в 6  классе. Условия безопасной работы. Виды  народных ремесел Кемеровской области.  Предметы декоративно­прикладного  творчества в интерьере квартиры. Законы  художественного конструирования  Модуль 1. Счетная вышивка по канве.  Композиция из одного квадрата. Материалы и инструменты  для  вышивки.  Приемы выполнения счетной вышивки. Законы цветоведения.  Творческая работа. Разработка эскизов  счетной вышивки  игольницы. 3.  Творческая работа. Изготовление игольницы  Занятие 1. Вышивка по канве 4. Творческая работа  Изготовление игольницы.  Всего часов Количество часов теория  практика I четверть – 8 часов 1 0,5 0,5 Характеристика деятельности учащихся Дата Иметь представление о содержании  и задачах курса. Знать правила поведения в мастерской  Овладевать безопасными приемами труда. Уметь применять ПТБ с колющими и режущими инструментами во время работы. Определять и формулировать  проблемы  творческой  деятельности. 1 1 1 0,5 0,5 ­ ­ 1 1 Знать законы художественного конструирования, применять их на практике. Осваивать:  технику счетной вышивки, правила работы инструментами  ( ручной иглой,  универсальными ножницами). Закрепить понятия: центр, прямой угол, лицевая и изнаночная стороны ткани.  Упражняться в счете квадратов для стежков,  в координации движений рук при отсчитывании квадратов.   Проверять остроту зрения. Отрабатывать вдевание нити в иглу, завязывание узелков. Учиться  подбирать цвета нитей. Выполнить узор в технике счетной вышивки, состоящий стежков и Занятие 2. Окончательная обработка.   5. 6. 7. 8. 9. Счетная вышивка по канве. Композиция из  нескольких квадратов.  Творческая работа. Разработка эскизов  счетной вышивки  настенного панно. Творческая работа. Вышивка  настенного  панно. Творческая работа.  Вышивка настенного  панно Творческая работа.  Окончательная обработка декоративного изделия. Итоговое занятие. Выставка творческих работ. 10. Модуль 2. Вышивка атласными  лентами.    Подготовка эскиза  и материалов к работе,  выбор цветовой гаммы. Приемы вышивки  атласными лентами. Практическая работа. Изготовление  образцов вышивки лентами.  Творческая работа. Разработка эскиза    открытки.  11. 1 1 1 1 1 1 1 0,5 ­ ­ 0,5 ­ 0,5 1 1 0,5 1 II четверть – 8часов 0,5 0,5 0,5 0,5 протяжек. Анализировать работу,  как с лицевой  стороны, так и с изнаночной стороны. Совершенствовать умение работать в технике счетная вышивка по канве. Осваивать правила и последовательность работы. Совершенствовать навыки работы с инструментами (ручная игла, ножницы) Анализировать изделие,  как с лицевой стороны, так и с изнаночной стороны. Закрепить приобретенные навыки работы в технике счетная вышивка по канве. Научиться создавать сюжетные композиции. Анализировать выполненные работы, давать самооценку. Оформлять выставочные работы. Знать правила поведения в мастерской и ТБ при работе ручной иглой и универсальными ножницами на рабочем месте, санитарно – гигиенические требования, применять их на практике. Осваивать приемы вышивки атласными лентами. Выбирать рисунок для творческой работы. Проявить фантазию, художественную 12. 13. 14. 15. Творческая работа.  Изготовление  открытки  Оформление  творческой работы.  Изготовление панно, картины.  Элементы  материаловедения. Творческая работа Разработка  эскиза к  работе. Творческая работа.  Изготовление открытки, панно  в технике  вышивки лентами Творческая работа.  Изготовление открытки, панно  в технике  вышивки лентами. 16. Оформление творческой работы. Выставка творческих работ учащихся.          17 Модуль 3. Лоскутная пластика История лоскутного шитья. Материалы и  инструменты. Безопасные приемы труда.  Цветоведение и композиция.  Приемы  лоскутной пластики 18 Виды орнаментов. Изготовление изделия в  технике «полоска». Творческая работа. Разработка эскиза  прихватки.  Изготовление прихватки в  1 1 1 1 1 1 1 ­ 0,5 ­ 0,5 ­ 1 0,5 1 0,5 1 инициативу. Заполнять  поверхность фона,  используя различные приемы вышивки лентами и знания цветоведения. Закрепить умение пользоваться клеящими составами.  Оформлять творческую работу. Закрепить основы материаловедения, цветоведения, физические, гигиенические, эксплуатационные свойства  тканей. Знать историю аппликации.  Научиться создавать сюжетные композиции из атласных лент.  Выполнять творческую работу  в технике вышивки атласными лентами,   используя инструкционную карту. III четверть – 11 часов 0,5 0,5 ­ 1 Анализировать выполненные работы,  давать самоанализ.  Оформлять выставочные работы. Знать правила поведения в мастерской и ТБ на рабочем месте, санитарно – гигиенические требования, применять их на практике. Знать историю лоскутного шитья, материалы и инструменты,  используемые в работе. Закрепить основы материаловедения, цветоведения, физические, гигиенические, эксплуатационные свойства х/б тканей. Закрепить знания цветоведения, законы композиционного мастерства. 19 20 21 22 23. 24 25. 26 технике «полоска». Творческая работа.  Окончательная отделка  изделия. Свободная техника. Узоры из лоскутов  по  спирали  Творческая работа.  Выбор ткани Творческая работа.  Изготовление изделия  со спиральным узором  Творческая работа.  Изготовление изделия со спиральным узором. Оформление  творческой работы Техника «соты» Творческая работа. Изготовление  шаблонов. Обтягивание шестиугольников  Творческая работа.  Техника «соты».  Окончательная отделка  изделия . Выставка творческих работ учащихся.          Создание презентации Защита проекта.  27. Модуль 4. Вязание крючком Инструменты и материалы. Правила  безопасности труда при вязании крючком.  Основные приемы вязания крючком Практическая работа: изготовление  образцов вязания крючком Ажурное вязание прямого полотна. Чтение  схем Творческая работа изготовление   оригинального браслета Ажурное вязание прямого полотна.  Творческая работа изготовление   оригинального браслета Ажурное вязание по кругу. Чтение схем. 28. 29. 30. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ 0,5 ­ 0,5 0,5 ­ 0, 5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 IV четверть – 8 часов 1 ­ 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Осваивать техники работы с лоскутом: «полоска», «колодец», «спираль», «соты». Отрабатывать:    построение различный углов, правила работы чертежными инструментами ( линейкой, прямоугольником, циркулем). Закрепить понятия: угол, вершина угла, лицевая и изнаночная стороны ткани  Отрабатывать точность движений, ко­ ординацию и глазомер при  выполнении работ.  Выполнять творческие  работы  от простого к сложному. Проявить фантазию, художественную инициативу. Анализировать выполненные работы,  давать самооценку.  Оформлять выставочные работы. Иметь представление о содержании  и задачах Знать правила поведения в мастерской и ТБ курса. на рабочем месте при вязании крючком.. Знать историю зарождения вязания, разновидности вязальных спиц и материалов для вязания. Осваивать приемы вязания крючком (воздушные петли, полустолбики, столбики, столбики с накидами) чтение схем. Закрепить знания цветоведения, материаловедения,  законы композиционного мастерства. Читать  технологическую документацию. 31. 32. 33. 34. 35. Коллективное творчество.   Изготовление   панно. Ажурное вязание по кругу. Чтение схем. Коллективное творчество.   Изготовление  панно. Ажурное  вязание по кругу.  Творческая работа.   Изготовление прихватки ­ сердечко,  резинки для волос. Ажурное  вязание по кругу.  Творческая работа.   Изготовление прихватки ­ сердечко,  резинки для волос. Двухцветное вязание по спирали. Творческая работа.  Изготовление прихватки. Составление презентации. Итоговое занятие. Выставка творческих работ Создание презентации.  Итого: 1 1 1 1 1 34 ­ 0,5 ­ 0,5 ­ 9 1 0,5 1 0,5 1 25 Выполнять  творческую работу используя инструкционную карту. Отрабатывать точность движений, ко­ ординацию и глазомер при  выполнении работ.  Выполнять творческие  работы  от простого к сложному. Проявить фантазию, художественную инициативу. Анализировать выполненные работы,  давать самооценку.  Оформлять выставочные работы. Составлять презентацию СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ,  ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ  ПЕДАГОГОМ 1. Базулина,  Л.В., Новикова,  И.В. Бисер  [Текст]. ­ Ярославль: Академия Холдинг, 2001. – 224 с. 2. Грин,  М. Э. Шитье из лоскутков [Текст]. ­ М.: Просвещение, 1981. – 75c. 3. Котова,  И.Н., Котова,  А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла        [ Текст]. ­ СПб, 2003. – 150 с. 4. Кокс Энн. Вышиваем шёлковыми лентами [Текст]. – Издательская группа «Контент», 2011. – 90 с. 5. Максимова,  М.В, Кузьмина,  М.А. Лоскутики [Текст]. ­ ЗАО «Издательство «ЭКСМО – Пресс», 1998.­ 95 с.  6. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина.  Изонить [Текст]. ­ ЗАО «Издательство «ЭКСМО – Пресс», 1998. – 92 с.  7. Нагель,  О.И. Художественное лоскутное шитьё [Текст] :Учебно – методическое пособие для учителя/­  Москва,  Школа – Пресс, 2008. ­ 170 с.   8. Пармон,  Ф.М. Русский народный костюм как художественно – конструкторский источник творчества [Текст]. – М., 1994. ­ 250 с.  9. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей  общеобразоват. учреждений  [Текст]/ Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2011. — 80 с. —  (Работаем по новым стандартам). 10.Программы  общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1–4, 5–11 кл. [Текст], – М. :  Просвещение, 2007, научные руководители Ю.Л. Хотунцев , В.Д. Симоненко (Рекомендовано МО и науки РФ). 11.Федотова,  М.В., Валюх,  Г.М. Цветы из бисера [Текст]. Издательство «Культура и традиции». 2005. ­178 с. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ 1. Базулина,  Л.В., Новикова,  И.В. Бисер  [Текст]. ­ Ярославль: Академия Холдинг, 2001. – 224с. 2. Гусарова, Н.Н. Техника изонити для школьников [Текст]:  – СПб.: Детство –Пресс, 2004. – 48с. 3. Гусева , Н.А. Фенечек из бисера[Текст] – М.: Айрис­Пресс. 2004. – 208с. 4. Котова,  И.Н., Котова,  А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла        [ Текст]. ­ СПб, 2003. – 150 с. 5. Максимова,  М.В, Кузьмина,  М.А. Лоскутики [Текст]. ­ ЗАО «Издательство «ЭКСМО – Пресс», 1998.­ 95 с.  6. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина.  Изонить [Текст]. ­ ЗАО «Издательство «ЭКСМО – Пресс», 1998. – 92 с.  7. Максимова,  М.В., Кузьмина,  М.А. Лоскутики [Текст]– М.: ЭКСМО, 2003. – 110с. 8. Максимова,  М.В., Кузьмина,  М.А. Вышивка: первые шаги [Текст] – М.: ЭКСМО, 2000. – 96с. 9. Постиникова,  Л.В. Изонить  ­ это просто [Текст] : Пособие для начинающих/ – Пермь: Пермская книга, 1992.­ 73с.

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология

Презентация по технологии (обслуживающий труд) на тему "Сервировка стола" (6 класс, технология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018