Презентация по теме "Исламское образование в Дагестане"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 09.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по предмету "Культура и традиции народов Дагестана" посвящена исламскому образованию в Дагестане. В данном материале продемонстрировано становление и развитие мусульманского просвещения: две ступени - мактаб и медресе. Рассматриваются предметы, которые преподавались в школах. Упомянуто в том числе и женское образование.
Иконка файла материала Исламское образование в Дагестане.pptx
МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ
Процесс исламизации Дагестана продолжался несколько веков. Начавшись в период арабских завоеваний (VII в.), он охватил новые районы в эпоху монгольских завоеваний и в основном завершился в XVI веке. Ислам утвердился во всех феодальных владениях Дагестана, союзах сельских общин, став официальной религией. Однако длительное время наряду с ним продолжали сосуществовать пережитки доисламских религиозных верований, в частности язычества
В эпоху завоеваний Халифата очагом распространения арабского языка являлись арабские военные гарнизоны и лагеря. Арабам не приходилось приспосабливаться к социально- политической и языковой ситуации в каждой завоеванной стране, учить язык большинства, искать пути общения с местным населением. В таких условиях именно местное население, которое вступало в контакты с арабами, было вынуждено приспосабливаться к арабам в языковом отношении.
Арабский язык занял более престижное положение как язык победителей, их религии и общины. Понимание арабского языка открывало пути включения новообращенных мусульман из числа осознать неарабов в культурный контекст, помогало свое место в мусульманской культуре.
Что касается арабской культуры и арабской рукописной книги, то они получили более широкое распространение, чем территория обитания арабов или область их военного и политического господства.
Основными звеньями мусульманской системы образования в Дагестане были мактаб и мадраса. Мактаб - своего рода начальная школа. Программа обучения в ней ограничивалась в основном привитием учащимся навыков беглого механического чтения без понимания содержания. Обучались ученики и письму. Некоторые мактабы обучали, кроме того, письму и счету. В такие школы как правило, поступали дети с домашней подготовкой - знанием арабских букв и счета до нескольких десятков
Мадраса - школы повышенного типа - имелись в крупных селениях, где несли службу в мечетях известные своей ученостью духовные лица. Число учащихся мадраса было незначительно. В большинстве своем это были выходцы из состоятельных семей, так как далеко не все родители могли Выдержать расходы, связанные с учебой детей в школе вдали от родного селения, и отказаться от их помощи в хозяйстве.
Программы мадраса включали изучение арабского языка, его  грамматического строя, логики, курса мусульманского права и  этики. Преподавались здесь и география и астрономия. Окончивший Мадраса, как правило, мог переводить Коран и более  или менее грамотно писать по­арабски. Некоторые выпускники  Мадраса продолжали учебу под руководством известного ученого  (алима) и впоследствии сами получали это звание.
Наряду с названными  выше "организованными"  формами образования в  Дагестане получило  распространение  домашнее обучение  детей чтению Корана. В  домашних "коранических  школах" значительную  часть обучающихся в  конце XIX ­ начале XX в.  составляли девочки
Главными источниками содержания  дагестанских мусульманских школ  служили доходы с вакфных земель,  закят (налог в пользу нуждающихся  мусульман), а также плата за  обучение, вносимая родителями  учащихся зерном, деньгами или  мелким скотом. Там, где родители платили зерном,  брали обычно 1­2 меры (25­50 кг),  скотом ­ одного барана или овцу и  т.д.  От всего этого были освобождены  дети бедных горцев и сироты,  которые не только не вносили плату  за обучение, но и содержались на  мечетские средства.
Единых сроков начала и  продолжительности учебного  года в школах не существовало.  Однако наиболее  предпочтительным временем начала  занятий считались поздняя осень и  зима, когда горская семья  чувствовала себя относительно  свободной от повседневных  сельскохозяйственных забот.  Занятия в примечетских школах  начинались рано утром и  заканчивались вечером, когда  начинало темнеть. В начальных  школах курс обучения длился  обычно один­два года ­ за это время  ученикам прививали навыки  механического чтения Корана.
Материальная база мактабов была скудной. В своем большинстве они не имели собственных, построенных специально для школы зданий и размещались, как правило, в доме учителя или в мечети. Школы были оборудованы бедно. Лишь в некоторых селениях имелись мактабы с хорошими помещениями, оснащенные необходимым учебным инвентарем. В таких мактабах полы покрывали коврами, а учащиеся занимались за столиками.
Значительно лучше были оснащены мадраса. Многие из учебные принадлежности, оборудование них располагали специальными, выстроенными на общественные средства, зданиями, имели необходимые