Презентация по предмету "Культура и традиции народов Дагестана" посвящена исламскому образованию в Дагестане. В данном материале продемонстрировано становление и развитие мусульманского просвещения: две ступени - мактаб и медресе. Рассматриваются предметы, которые преподавались в школах. Упомянуто в том числе и женское образование.
МУСУЛЬМАНСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В
ДАГЕСТАНЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ У
НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ
Процесс исламизации Дагестана продолжался
несколько веков. Начавшись в период арабских
завоеваний (VII в.), он охватил новые районы в эпоху
монгольских завоеваний и в основном завершился в
XVI веке.
Ислам утвердился во всех феодальных
владениях Дагестана, союзах
сельских общин,
став официальной религией.
Однако длительное время наряду
с ним
продолжали сосуществовать
пережитки доисламских религиозных
верований, в частности язычества
В эпоху завоеваний Халифата очагом
распространения арабского языка являлись
арабские военные гарнизоны и лагеря. Арабам не
приходилось приспосабливаться к социально-
политической и языковой ситуации в каждой
завоеванной стране, учить язык большинства,
искать пути общения с местным населением. В
таких условиях именно местное население,
которое вступало в контакты с арабами, было
вынуждено приспосабливаться к арабам в
языковом отношении.
Арабский язык занял более престижное
положение как язык победителей, их религии и
общины. Понимание арабского языка открывало
пути включения новообращенных мусульман из
числа
осознать
неарабов в культурный контекст, помогало
свое место в мусульманской культуре.
Что касается арабской культуры и арабской
рукописной книги, то они получили более широкое
распространение, чем территория обитания арабов
или область их военного и политического господства.
Основными звеньями мусульманской системы
образования в Дагестане были
мактаб и мадраса.
Мактаб - своего рода начальная школа.
Программа обучения в ней
ограничивалась в основном
привитием учащимся навыков
беглого механического
чтения без понимания
содержания.
Обучались ученики и письму.
Некоторые мактабы обучали, кроме
того, письму и счету. В такие школы
как правило, поступали дети с
домашней подготовкой - знанием
арабских букв и счета до нескольких десятков
Мадраса - школы повышенного типа - имелись в
крупных селениях, где несли службу в мечетях
известные своей ученостью духовные лица. Число
учащихся мадраса было незначительно. В
большинстве своем это были выходцы
из состоятельных семей,
так как далеко
не все родители могли
Выдержать расходы, связанные
с учебой детей в школе вдали
от родного селения,
и отказаться от их помощи
в хозяйстве.
Программы мадраса включали изучение арабского языка, его
грамматического строя, логики, курса мусульманского права и
этики. Преподавались здесь и география и астрономия.
Окончивший Мадраса, как правило, мог переводить Коран и более
или менее грамотно писать поарабски. Некоторые выпускники
Мадраса продолжали учебу под руководством известного ученого
(алима) и впоследствии сами получали это звание.
Наряду с названными
выше "организованными"
формами образования в
Дагестане получило
распространение
домашнее обучение
детей чтению Корана. В
домашних "коранических
школах" значительную
часть обучающихся в
конце XIX начале XX в.
составляли девочки
Главными источниками содержания
дагестанских мусульманских школ
служили доходы с вакфных земель,
закят (налог в пользу нуждающихся
мусульман), а также плата за
обучение, вносимая родителями
учащихся зерном, деньгами или
мелким скотом.
Там, где родители платили зерном,
брали обычно 12 меры (2550 кг),
скотом одного барана или овцу и
т.д.
От всего этого были освобождены
дети бедных горцев и сироты,
которые не только не вносили плату
за обучение, но и содержались на
мечетские средства.
Единых сроков начала и
продолжительности учебного
года в школах не существовало.
Однако наиболее
предпочтительным временем начала
занятий считались поздняя осень и
зима, когда горская семья
чувствовала себя относительно
свободной от повседневных
сельскохозяйственных забот.
Занятия в примечетских школах
начинались рано утром и
заканчивались вечером, когда
начинало темнеть. В начальных
школах курс обучения длился
обычно одиндва года за это время
ученикам прививали навыки
механического чтения Корана.
Материальная база мактабов была скудной. В своем
большинстве они не имели собственных, построенных
специально для школы зданий и размещались, как правило,
в доме учителя или в мечети. Школы были оборудованы
бедно. Лишь в некоторых селениях имелись мактабы с
хорошими помещениями, оснащенные необходимым
учебным инвентарем. В таких мактабах полы покрывали
коврами, а учащиеся занимались за столиками.
Значительно лучше были оснащены мадраса. Многие из
учебные принадлежности, оборудование
них располагали специальными, выстроенными на
общественные средства, зданиями, имели необходимые