Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
математика
10 кл—11 кл
29.12.2018
Данный материал поможет как учителю математики при организации повторения и систематизации знаний учащихся по теме " Методы решения тригонометрических уравнений", так и учащимся выпускных классов при организации подготовки к ЕГЭ. В презентации, наряду с традиционными методами решения тригонометрических уравнений, представлен и нестандартный метод-метод мажорант, сделана подборка тригонометрических уравнений, для которых метод мажорант является наиболее рациональным.
нестандартные методы решения тригонометрических уравнений 10 класс.pptx
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Нестандартные
методы решения
тригонометрических
уравнений
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
«Уравнение – это золотой
ключ, открывающий все
математические сезамы»
(С. Коваль)
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Проверочная работа.
Вариант 2.
Вариант 1.
1. Каково будет решение
уравнения cos x = a при ? а ? > 1
2. При каком значении а
уравнение cos x = a имеет
решение?
1. Каково будет решение
уравнения sin x = a при ? а ? > 1
2. При каком значении а
уравнение sin x = a имеет
решение?
3. Какой формулой
выражается это решение?
4.
На какой оси откладывается
значение а при решении
уравнения sin x = a ?
3. Какой формулой
выражается это решение?
4.
На какой оси откладывается
значение а при решении
уравнения cos x = a ?
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Проверочная работа.
Вариант 2.
Вариант 1.
5. В каком промежутке
находится arccos a ?
5. В каком промежутке
находится arcsin a ?
6. В каком промежутке
находится значение а?
6. В каком промежутке
находится значение а?
7. Каким будет решение
уравнения cos x = 1?
7. Каким будет решение
уравнения sin x = 1?
8. Каким будет решение
уравнения cos x = 1?
8. Каким будет решение
уравнения sin x = 1?
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Проверочная работа.
Вариант 2.
Вариант 1.
9. Каким будет решение
уравнения cos x = 0?
9. Каким будет решение
уравнения sin x = 0?
10. Чему равняется
arccos ( a)?
10. Чему равняется
arcsin ( a)?
11. В каком промежутке
находится arctg a?
11. В каком промежутке
находится arcctg a?
12. Какой формулой
выражается решение
уравнения tg x = а?
12. Какой формулой
выражается решение
уравнения сtg x = а?
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Znn
,2
х
№ Вариант 1.
1. Нет решения
2.
1а
3.
arccos
a
4. На оси Ох
5.
6.
7.
8.
Zn
9.
,
n
10. −arccos
α
2/
11.
,
n
12.
;0
1 ;1
х
,2 п
x
x
,2 n
2/
π
;2/
arctg
a
Zn
x
Zn
Zn
Вариант 2.
Нет решения
x
a
/2
arcsin
1а
n
1
На оси Оу
;2/
1 ;1
х
22/
k
х
,22/
k
х
,k
Zk
arcsin
;0
arcctg
x
k
a
a
,
Zkk
Zk ,
Zk
,
Zk
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Установите соответствие:
1
2
3
4
5
6
7
sin x = 0
cos x = 1
sin x = 1
cos x = 1
tg x = 1
sin x = 1
cos x = 0
2
k
2
k
,
Z
2
k
,
k
Z
2
k
,
k
Z
,
Zk
,
k
k
Z
2
k
2
2
k
k
,
Z
4
k
k
,
Z
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Какие виды тригонометрических уравнений
вам известны и какие методы используют при их решении?
π
1. sin2x+2cos 2x=1.
2. 2cos 2x−7cos( /π 2+x)+2=0
3. Sin 2x= sin( /2 + х)
4. cos2x=1 cos ( /2 х)
π
5. cos x =х2 2х+2
6.
7. 2 Cos² x +21 Sin x – 3=0
= sin2 ( xπ 2 /25)
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Тригонометрические уравнения
Алгебраические
уравнения,
решаемые
методом замены
переменной 2,7
Однородные
уравнения,
решаемые по
специальному
алгоритму1
Уравнения,
решаемые
разложением
на множители
3,4
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Для решения задач повышенной сложности в алгебре
используются нестандартные методы решения. Один
из таких методов – метод МАЖОРАНТ.
Метод МАЖОРАНТ часто называют методом
математической оценки или методом «minimax».
Очень удобно применять метод МАЖОРАНТ при
решении нестандартных уравнений, в левой и правой
частях которых, находятся функции, имеющие
различную природу.
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Термин «мажоранта» происходит
от французского слова «majorante», от
«majorer» — объявлять большим.
Мажорантой функции f(х) на
множестве Р называется такое число
М, что либо f(х) ≤ М для всех х є Р,
либо f(х) ≥ М для всех х є Р.
Многие известные нам функции
имеют мажоранты.
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Функции, имеющие мажоранты
Тригонометрические функции
Пример 1:
f(x)= sin x.
-1 ≤ sin x ≤ 1.
М = –1, М =1
Пример 2:
f(x)= cos x
-1 ≤ cos x ≤ 1.
М = –1, М= 1
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Функции, имеющие мажоранты
Квадратичные функции
Пример 3:
f(x)= ах2 + bx + с
(m, n) – координаты вершины параболы n= f(m).
Мажоранта квадратичной функции ордината вершины М = n.
М = (4ас–b2) / 4а.
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
2. Метод мажорант
Пусть мы имеем уравнение
и существует такое число М, что для любого Х
из области определения функций f(x) и g(x)
Имеем:
Тогда уравнение
эквивалентно системе
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Найдите область значения данных функций,
для каждой назовите мажоранту:
• E(y)=[ -8; 8 ]
• E(y)=[8; +∞)
• E(y)=[ -1;1]
• E(y)=(-∞;4]
• E(y)=[4;5]
• У=8sin х
• У=х2 -10х+33
• У=-cos(7πх)
• У=
• У=4+Cos2 ( )
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Решить уравнение - cos(7πх)=х2 -6х+10
Решение
Проанализируем правую часть уравнения. Рассмотрим квадратичную
функцию у=х2 -6х+10, графиком которой будет являться парабола, ветви
которой направлены вверх. Найдём координаты вершины. Координаты вершины
параболы (3;1). Значения этой квадратичной функции больше или равны 1, причём
значение 1 функция принимает только один раз: при х=3.
-1≤-cos(7πх)≤1. Значения левой части данного уравнения не превосходят 1.
Равенство между значениями данных функций может достигаться только тогда,
когда обе части уравнения принимают значение 1.
Следовательно, данное уравнение равносильно системе:
cos
2
6
7
x
1
x
10
1
x
cos
2
6
7
x
1
x
09
x
Решив второе уравнение системы, получим х=3.
Проверяем, является ли число 3 корнем первого уравнения системы:
-cos21π=1
1=1,
равенство верное. Значит, значение 3 является решением исходного уравнения.
Ответ: 3.
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Решить уравнение:
Y
8
-8
5
X
Вершина параболы, стоящей
в правой части уравнения
имеет координаты х=5, у=8
Область значений
выражения,
стоящего в левой части
уравнения [8;8].
8
5sin8
15sin
У графиков данных функций
нет общих точек
Ответ: нет решений
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Пример:
Оценим левую и правую части уравнения:
Равенство будет выполняться, если обе части = 4.
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Решим первое уравнение системы:
Проверим, является ли найденное число корнем
второго уравнения системы:
Ответ:
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Решите самостоятельно:
Решить уравнения:
а) Cos x = 1+ x²
б) (√2 Sin x +1)(2 Sin x
– 3) = 0
Найти все корни
уравнения,
удовлетворяющих
условию tgx< 0
Решить
уравнения:
а) Sin x = 1+x²
б)(√2 Cos x -1)(2 Cos x+
1)= 0
Найти все корни
уравнения,
Удовлетворяющие
условию
Sin x < 0
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Задания к следующему
занятию
π
π
1. Решить уравнение: sin2x+2cos 2x=1. (Источник: ege.yandex.ru›)
2. Решить уравнение2cos 2x−7cos( /2+x)+2=0. Найдите корни этого
уравнения, принадлежащие промежутку [0;11 /6). (Источник:
ege.yandex.ru›)
3. Решить уравнение, sin 2x= sin( /2 + х) , найти корни уравнения
принадлежащие промежутку: [-7π/2; -5π/2]: (Источник: ege
.yandex.ru›)
4.Решить уравнение, любое из предложенных, на выбор,
используя метод мажорант :
; ;
,
π
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Самым сложным на занятии было ….
Самым интересным при работе для меня
было …
Самым неожиданным для меня было …
Презентация по теме "Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений" (10-11 класс)
Давайте вернемся к эпиграфу нашего
занятия: «Уравнениеэто золотой ключ,
открывающий все математические сезамы».
Мне хотелось бы вам пожелать , чтобы
каждый из вас нашел в жизни свой золотой
ключик, с помощью которого перед вами
открывались любые двери.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.