Понятие о здоровьесберегающей технологии
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих технологий
сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических работе над своим совершенствованием здоровья.
В своей работе
я уделяю особое внимание обучению учащихся основным навыкам здорового образа жизни, применяю на практике внедрение различных методов и приемов, форм организации для создания среды здоровьесберегающего процесса на практике.
Используемые мною на практикетипы здоровьесберегающих технологий
Оздоровительные (физкультминутки, динамические паузы, гимнастика, релаксация)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
коррекционные технологии
Воспитание культуры здоровья (внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, полевые сборы и т.д.)
физкультминутки, динамические паузыприменяемые на уроках
В 5-6 классе при изучении темы “План и карта” полезно попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта или азимута.
физкультминутки, динамические паузыприменяемые на уроках
Физкультурно-спортивные физкультминутки. Например, «Ванька-встанька». Если нужно запомнить какой-либо цифровой материал, то можно попросить учеников: приседайте столько раз, сколько в России часовых поясов. Наклонитесь столько раз, сколько морей омывают Россию или сколько природных частей на Урале. Подтянитесь столько раз, сколько соседних государств у России. Это с удовольствием выполнят и покажут пример даже самые хулиганистые мальчишки 5-6 классов. А девочки похлопают в ладоши.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика для глаз
Закрыть глаза и не просто делать различные движения глазами по кругу, а мысленно обводить ими границы России или материка, обозначить направление течения реки или двигаться по меридианам, параллелям. Здесь обязательно делать вместе с детьми, важен личный пример. А для глаз безусловная польза.
Представьте, что вы идете сквозь светлый лес
Его зелень наполняет вас чувством спокойствия
Впитайте в себя зеленый цвет глазами,
позвольте ему войти в вас вместе с вашим дыханием
Подставьте раскрытые ладони навстречу
этим зеленым волнам
Почувствуйте как внутри вас растет чувство
тихой радости и истинного доверия
минутки релаксации
Наличие эмоциональных разрядок на уроках
поговорки,
стихи,
юмористические или поучительные картинки
необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
Стихи, поговорки
Кто угадает, для чего нам ярко солнце светит,Идут дожди и для кого мы родились на свете?Что в том лесу весной цветет? Зачем река внизу течет?Узнать хотите дети?Тогда берите карандаш, помощник он отныне ваш,И атлас, и тетрадку разложим по порядку.Мы будем схемы рисовать, чтоб мир вокруг себя познать,Чтоб знали человечки, свои поля и речки,Родную Землю, отчий дом, березку под своим окном.Чтоб полюбить смогли, играя, всю красоту родного края.
Аппетит от больного бежит, к здоровому катится.
Без надобности не лечись, здоровее будешь.
Болезни входят через рот.
Болезнь не беда, коли есть хлеб да вода.
Болезнь человека не красит.
Здоровье за деньги не купишь.
Здоровье и труд рядом идут.
Загадки на уроках
«Растение ,произрастающее в лесах России использовалось для свай, на которые ставили дворцы Венеции . А в основании города Архангельска положено около 40 тыс. свай. В воде она не поддается ни пиле, ни топору. Хорошо переносит морозы, светолюбива, быстро растет»
Лиственница
2.Технологии обучения здоровому образу жизни:
На уроках ОБЖ, географии и во внеклассных мероприятиях проводятся занятия с применением нетрадиционных методов и приёмов позволяющих повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
Уроки ОБЖ
На уроках, посвящённых темам здоровья проводятся беседы, ролевые игры, например «Детки в пивной клетке», просмотр и дальнейшее обсуждение видеофильмов «Безмолвный крик», «СПИД», « Вся правда о курении и алкоголе». Дети составляют проектные презентации, готовят плакаты о вреде вредных привычек , о здоровом питании.Ежегодно плакаты и рисунки вывешиваются около кабинета. Такая выставка работ служит хорошим наглядным материалом для самих учащихся.
Лучшие плакаты были представлены на конкурсы
В 2016 г. в городском конкурсе социальных плакатов « Дари добро» были награждены Дипломами за победу в номинации « Здоровье – это здорово» ученицы 9 класса Масленникова Ирина и Гладышева Ирина.
В 2015 г. в городском конкурсе плакатов « Пожарная ярмарка» участвовали ученики 8 « а» класса. Игнашкина Настя заняла 2 место, Шустов Сергей и Макаров Влад -3-е место.
3. Коррекционные технологии:
Это снятие эмоционального напряжения.
На уроке я использую игровые технологии. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог.
Коррекционные технологии:
Сказкотерапия на уроках гографии в 5-6 классах используется для психотерапевтической, развивающей работы. Сказку может рассказывать учитель, либо это может быть групповое рассказывание, инсценирование. Сказки не только читаются, но и обсуждаются с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать.
Очень важно, что дети также сами сочиняли сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Ну и конечно, сказка помогает закрепить знания программного материала.
Сказка «Путешествие капельки воды»
Жила в одном море капелька воды. Играла она на глубине со своими друзьями, но ей очень хотелось всплыть повыше и посмотреть что же там, на высоте? Только любопытная капелька всплыла, как солнце пригрело поверхность воды и капелька испарилась.
Через некоторое время капелька попала в тучу, ей там стало страшно. Капелька очень хотела домой в море к своим друзьям, к своей семье. В этой туче капелька заметила, что она не одна, там было много таких капелек. Но им все равно было очень грустно. Тучке стало жалко капелек и она заплакала. Счастливая любопытная капелька попала в море и больше не всплывала из глубины смотреть что же там наверху… Митрофанова Маша 6 «б» класс 2017год
Сказка «Путешествие капельки воды»
Капелька воды со своими друзьями- капельками текли ручьем вдоль улицы. Тут выглянуло солнышко, стало очень жарко и все капельки потихоньку начали превращаться в пар. Они поднялись в облака. Облачку стало тяжело и капельки пролились на землю дождем.
После этого капелька пошла путешествовать по свету. Она подходила все ближе к северному полюсу, ей становилось все холоднее и наконец она превратилась в снежинку. Потом капелька пошла гулять дальше и пришла в теплые края, где вновь растаяла.
Так продолжался нелегкий путь маленькой капельки воды. Грудинина Елена 6 «а» класс 2017г.
На 1-ом туристическом слете команда нашего класса заняла первое место в школе
При проведении туристических слетов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно это позволяет им закреплять знания, полученные на уроках ОБЖ, получать эмоциональный заряд ,укреплять свое здоровье.
Конкурс агитбригад
«Тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание».
Греч. философ Фалес Милетский
Наш класс принимал активное участие в конкурсе агитбригад в школе. Вот несколько снимков с места события…
Вывод
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Вывод
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Источники знаний
1. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
2.Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
3. http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе».
4.http://metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola?cat=293
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.