Детский фольклор - народное творчество для детей разного возраста – от самого их рождения.
Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а это жанр фольклора. Мы подрастали, начинал играть используя песенки, считалки, загадки.
Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли.
По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно – образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях, является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Интересное исследование Л.Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности
для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой
индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо
как можно шире использовать его воспитание детей.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют
особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а
именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть
индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития»
(Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их
умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют
неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и
методики ознакомления с народной поэзией.
Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и
требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства.
Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь,
танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет
привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в
исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые
занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с
малышами.
При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить
понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски
речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое
взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-
образное мышление.
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.
Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления
куклы или укладывание ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей
дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе
кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не
плачь, не плачь, куплю калач».
Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям
потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в
игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-
баю», «Катя, Катя маленькая...».
Сказка – это вымышленная история со радостным концом и непременной победой добросердечна над злом.
Сказка: вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в оглавлении которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует суровая достоверность.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух – четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах:
Ай, качи-качи-качи,Пекла баба калачи…
Ножки, ножки,Куда вы бежите?- В лесок по мошок:Избушку мшить,Чтоб не холодно жить.
Ай да квас!С медком,С ледком!И густой,И забористый!
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений – стихия стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Вот свинка Ненила хвалит сыночка, а перечисляет самые обычные качества. А мастер сбил колесо так «ловко», что оно тут же рассыпалось. Вот Фома выбрал курицу в качестве средства передвижения, а Тимошка решил прокатиться на кошке. Ребенок может посмеяться, порадоваться, обнаружив нелепость или несоответствие.
Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание, житейскую мудрость. Пословицу часто сравнивают с афоризмом, но в отличие от последнего, пословица содержит народные слова, обладает простой структурой и не принадлежит конкретному автору. Из-за последнего, изречения Гете, которые по его мнению должны были стать пословицами, пословицами не стали. Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение. Часто употребительными примерами пословиц являются следующие: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Краткость – сестра таланта» и многие другие.
Доброму бог помогает.
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
Мал язык, да всем телом владеет.
Молчать, так и дело не скончать,
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются
их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они
расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное
развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего
развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное
отношение к миру.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.