Презентация "Повесть Булгакова «Собачье сердце» (литература 11 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 25.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация необходима учителю литературы, чтобы показать необычный сюжет произведения, в котором автор показывает обстановку профессора, куда попадает пёс Шарик. Автор презентации пытается заинтересовать слайдами, с помощью которых можно многое увидеть и прочитать, чтобы потом дать правильную трактовку данного жанра.презентация
Иконка файла материала Булгаков Собачье сердце.ppt
Михаил Булгаков Повесть «Собачье сердце» Prezentacii.com Prezentacii.com
Михаил Афанасьевич               Булгаков (1891­1940)
Ц е л и : Расширить понятие о сатире. Прояснить цели булгаковской сатиры. Показать мастерство и гражданское  мужество писателя.
Эпиграф             «Собачье сердце»­ шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова – умная  и  зрячая.                                      В.Сахаров
Словарная работа  Сатира(лат.satira)­способ проявления комичес­ кого в искусстве, состоящий в уничтожающем осмея­ нии явлений, которые представляются автору пороч­ ными. Сила сатиры зависит от социальной значимос­ ти занимаемой сатириком позиции, от эффективнос­ ти сатирических методов.
Предмет сатиры­человек, его  пороки.   ирония виды сатиры юмор сарказм
Приведите в соответствие ирония Добродушно­насмешливое отношение к чему­либо; беззлобное и веселое  вышучивание  юмор Язвительная, жестокая ироническая  насмешка сарказм Тонкая, скрытая насмешка; несоответствие положительного  значения и отрицательного подтекста
Сатирики  Иван Андреевич Крылов  Николай Васильевич Гоголь  Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин  Михаил Михайлович Зощенко  Аркадий Тимофеевич Аверченко   Надежда Александровна Тэффи  Ильф (Илья Арнольдович Файнзильберг) и     Петров(Евгений Петрович Катаев)
М А. Булгаков (1891­1940) 3(15) мая1891 г.­ родился в Киеве в семье  преподавателя духовной академии. 1916г.­ закончил медицинский факультет Киевского университета. 1916­1917 гг.­ работал в качестве земского врача в Смоленской губернии. 1921 г.­ приехал в Москву на постоянное  жительство. Работал  в газете «Гудок». С 1930 г. начал работать в театрах  МХАТ и ГАБТ. 1940 г.­ умер от болезни почек.Похоронен в Москве               на Новодевичьем кладбище.
Произведения М.А.Булгакова • «Записки юного врача» • «Записки на манжетах» • Рассказ «Дьяволиада» • Роман «Белая гвардия»(пьеса «Дни Турбиных»)    • Повесть «Роковые яйца» • Повесть «Собачье сердце» • Пьеса «Зойкина квартира» • Пьеса «Бег» • Пьеса «Багровый остров» • Пьеса «Мертвые души»(по поэме Гоголя) • Пьеса «Мольер» • Роман «Мастер и Маргарита»
Повесть «Собачье сердце» Написана в 1925 году. Напечатана в 1987 году.       Почему повесть напечатана только  через 62 года? Отзыв Л. Б. Каменева: «Это острый  памфлет на современность, печатать  ни в коем случае нельзя» Памфлет­ злободневное публицистическое  произведение обличительного характера
«Собачье сердце»(«Чудовищная  история»)  С чего начинается произведение?  Чьими глазами мы видим мир?  Как изображена в повести общественно­политическая  ситуация в России 20­годов?  Что вы можете сказать о Шарике? Случайно ли ,на ваш  взгляд, имя, выбранное для собаки,­Шарик?  Сравните образы Шарика –бродячего пса и Шарикова­  «начальника по очистке».Какие чувства они вызывают?  Какие художественные детали использует автор при  создании образов Шарикова, Швондера, Пеструхина?  Почему квартира профессора Преображенского не  подвергалась уплотнению?  Какие художественные детали использует автор при  создании образов профессора Преображенского, доктора  Борменталя?
Рассуждаем вместе.  Что говорит о характере и образе жизни профессора Преображенского  обстановка в квартире?  Какого рода помощь оказывал пациентам профессор Преображенский?  Какова композиция повести, из каких частей она состоит?  Какую оценку состоянию общества дает Преображенский? В чем , по его  мнению, причина разрухи?  Какую роль играют сцены пения?  Приведите сравнительный анализ описаний жизни в калабуховском  доме до революции и после.  Как сложилась судьба Шарика? Изменился ли его образ мыслей после  возвращения в первоначальное состояние?
Композиция повести Композиция кольцевая:  завязка(монолог Шарика);  развитие действия(Шарик у профессора,  операция,очеловечивание собаки);  кульминация(бесчинства Шарикова);  развязка(возвращение Шарика в прежнее состояние);  эпилог(Шарику «свезло»).
Рассуждаем вместе  Как, по вашему мнению, может сложиться дальнейшая жизнь  профессора Преображенского и доктора Борменталя. Обоснуйте  свои предположения.  Какова роль образов прислуги в повести?  Приведите примеры антитезы в повести.  Почему повесть вызвала противоречивые оценки? Почему запрет  на её издание был столь длительным(60 лет)?  Выскажите свое отношение к профессору Преображенскому,  доктору Борменталю, Шарикову, Швондеру и другим героям.  Дайте возможные варианты толкования повести «Собачье  сердце».
Антитеза в повести Шарик ­ Шариков; Преображенский ­ Швондер; Калабуховский дом до и после  революции; Шарик в начале и в конце повести
Очеловечивание собаки Пес­дворняга Шарик Пес­дворняга Шарик милый, добродушный, милый, добродушный, наблюдательный наблюдательный Клим Чугункин­ Клим Чугункин­ пьяница, люмпен­ пьяница, люмпен­ пролетарий пролетарий и з ф г и п о т е л о Полиграф Полиграф Полиграфович Полиграфович Шариков Шариков Свойства пса свойства К л и м а
Шарик+Клим Чугункин=Полиграф  Полиграфович Шариков В ходе очеловечивания собаки милый и  добродушный пес Шарик  воспринимает худшие черты своего человеческого донора,люмпен­ пролетария Клима Чугункина и  превращается в зловещую фигуру  Полиграфа Полиграфовича  Шарикова
Чьё влияние сильнее? Преображенский­ Преображенский­ создатель(врач,  создатель(врач,  профессор, всемирно  профессор, всемирно  известный ученый) известный ученый) Действует хирургичес­ Действует хирургичес­ ким путем(физическое  ким путем(физическое  насилие) насилие) Швондер­ Швондер­ идеолог(экспроприа­ идеолог(экспроприа­ тор,девиз:»Грабь  тор,девиз:»Грабь  награбленное!») награбленное!») Действует с помощью  Действует с помощью  слова(духовное наси­ слова(духовное наси­ лие) лие) Полиграф Полиграф Полиграфович  Полиграфович  Шариков Шариков
Антагонисты: Задача Преображенского:                Логика Швондера: ­пересадка органов с целью        ­ труженик­ тот, кто ничего не  продлить период жизненной         имеет, активности человека,                    ­ зачем работать, если можно  ­улучшение человеческой по­       отнять, роды(отсюда  «говорящая»           ­любой пролетарий­ хозяин  фамилия героя)                              жизни в силу своего  происхож­                                                          дения
Результаты воздействия  Швондера на Шарикова  Разруха в доме профессора(вместо того     чтобы заниматься лечением пациентов,      профессор Преображенский и доктор Борменталь  заняты Шариковым).  Шариков требует у доктора часть жилплощади и  прописку.  Шариков устраивается в контору по истреблению  кошек.
Вывод. Все заняты делом, но не своим. Бессмертны крыловские слова: «Беда, коль пироги начнет печи  сапожник, а сапоги тачать  пирожник». Эксперимент профессора не удался.  Учёный пришёл к выводу, что  Шариков­ насилие над природой.
Вывод. Prezentacii.com            Также и революционный эксперимент         большевиков обречён на неудачу.         Воспитать чувство уважения к личнос­         ти, чувство собственного достоинства,         осознанное отношение к происходя­         щему возможно только при постепен­         ном, эволюционном развитии общес­         тва, при кропотливой просветительской и         культурной работе интеллигенции. Prezentacii.com