Презентация. Повтор как средство выразиельности.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная учебная методическая презентация предлагает учителю и учащимся подобранный и детально классифицированный материал (теоретический с приведением примеров) по одной из программных тем для аналитической работы по анализу текста (поэтического , прозаического и драматургического ) - понятия по теории литературы: повтор.Первый слайд
Иконка файла материала Презентация. Повтор как средство выразиельности..pptx
Презентация Повтор как  изобразительное средство                                                                           Пыстина Лидия Митрофановна                                                                          учитель русской литературы                                                                    школа – гимназия № 9                                                                   г.  Павлодар
Язык –  это брод через реку времени,  он ведет нас к жилищу ушедших;  но туда не сможет прийти тот,  кто боится глубокой воды.  В. М. Иллич­Свитыч
Повтор  (позиционно­лексический повтор,  лексический повтор) —  это стилистическая фигура,  состоящая в повторении  какого­либо  члена предложения (слова),  части предложения или  целого предложения,  нескольких предложений,  строфы с целью привлечь к ним  особое внимание.
«^ Молоды вы еще, очень молоды!» —  вздохнул Иван Игнатьевич.                                        В. Ф. Тендряков        «Чудо в тепле, за печкой живет. Чудо  слушает сказки, вой в трубе. Чудо  мохнатое, доброе, домовитое. Чудо —  пуховый платок покойной матери на  больных плечах. Чудо — руки бабушки, ее  ворчание и шумная ругань. Чудо —  встречный человек. Чудо — его голос,  глаза, уши. Чудо — это жизнь!»                                             В. П. Астафьев
Лексический повтор —  стилистическая фигура,  заключающаяся в намеренном повторении  в обозримом участке текста одного  и того же слова либо речевой конструкции.  *** Лексические повторы  различного вида широко используются  для придания экспрессивности  художественному тексту,  среди них различаются следующие типы.
Повтор –  это повторение (упорядочность) слов  и  предложений,  которые наиболее значимы.
Упорядоченность  выражается в том,  что повторяющиеся единицы  стоят в определенной позиции:  ­  на определенном месте в ­ сложном синтаксическом целом,   предложении,  ­ его части,  ­ тексте.
Виды повторов Анафора (единоначалие) –  повторение начальных слов  в рядом стоящих предложениях: Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза. *** Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.                      С. Есенин
За то, что на свете я жил неумело, За то, что не кривдой служил я тебе За то, что имел небессмертное тело , , Я дивной твоей сопричастен судьбе.                           А. Тарковский
Эпифора (единый конец) –  повторение слов на конце рядом  стоящих предложений:  Неситесь за ними,  гонитесь за ними. ***  — Вздох не тот! — Ход не тот! — Смех не тот! — Свет не тот!
Анадиплосис (подхват) –  повтор последнего слова (группы слов)  предыдущего предложения в начале  следующего:  Тогда он тихонько запел песню.  Песню, которой научила мать. ***  …откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа…
Рефрен –  повтор  самостоятельного предложения.  Почему не поёшь ты, дербентка, мугам о любви и печали? Чтоб душевнее пелось молчащим губам, поцелуй их вначале, мой милый. Почему нескончаем, дербентка, мугам о любви и печали? Ты прильни в поцелуе к поющим губам, чтоб они замолчали, мой милый.                                          А. Ханмагомедов
Симплока —  сочетание анафоры и эпифоры,  то есть лексический повтор в начале  и конце отрезков речи: Август — астры, Август — звезды, Август — грозди Винограда и рябины Ржавой — август!                                    М. Цветаева.
Симплока  (греч. symploke — сплетение)  стилистическая  фигура —  повторение  начальных и конечных слов  в двух и более стихах  или членах фразы  (т. е. соединение анафоры и эпифоры):  «Во поле берёзонька стояла,  Во поле кудрявая стояла...».
Градация –  последовательное расположение  однокоренных членов в предложении,  либо в сторону увеличения,  либо уменьшения значимости:  ни позвать, ни крикнуть, ни помочь;  все грани чувств, все грани правды в мира х, в городах, в часах;  сказка «О рыбаке и рыбке».
Внимание!  Повтор  как стилистическую фигуру  следует отличать  от одноименного средства  текстовой связи.  То же касается  синтаксического параллелизма,  парцелляции  и  эллипсиса.
Удачи в работе над текстом!!!