Презентация "Применение офтальмотренажеров в процессе обучения в качестве средства снятия зрительного утомления у детей с ОВЗ"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной презентации говорится о том, что в процессе обучения детей с ОВЗ очень важно уделять большое внимание профилактике зрительного утомления. О том, что в решении этой задачи большую пользу могут оказать офтальмотренажеры: зрительные дорожки, бумажные офтальмотренажеры, настенные, потолочные и так далее. Многие из них можно сделать своими руками. Автор презентации показывает офтальмотренажеры, которые он изготовил сам. И демонстрирует свой офтальмотренажер "Магнитная указка с методическим комплектами по русскому языку, математике, развитию речи и чтению".Презентация "Применение офтальмотренажеров в процессе обучения, в качестве средства снятия зрительного утомления у детей с ОВЗ".
Иконка файла материала Применение офтальмотренажеров, как средства.pptx

Доклад Применение офтальмотренажеров в процессе обучения, в качестве средства снятия зрительного утомления у детей с ОВЗ. Мастер-класс «Офтальмотренажеры своими руками». ( выступление на городском методическом объединении)

Подготовила учитель
Тешкина П. Ю.

МКОУ ШИ
2018-2019 уч. год.

Цель: профилактика зрения учащихся. Задачи: Снять зрительное утомление учащихся, нормализовать их эмоциональный фон, создать через применение здоровьесберегающих технологий благоприятную психологическую обстановку в классе для учебно-воспитательного процесса.

ВЕДЕНИЕ Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. 90% информации ребенок получает через органы зрения.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного. Зрительную гимнастику необходимо проводить не менее 2 раз в день. Я провожу зрительную гимнастику на каждом уроке, где-то в середине занятия.

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК

Комплекс упражнений для глаз
Упражнения для глаз со стихами, можно под музыку.
Электронные зрительные гимнастики (мультимедийные презентации)
Упражнения с применением офтальмотренажеров:
Зрительные дорожки
Бумажные офтальмотренажеры
Офтальмотренажеры со зрительными стимулами (карточки, предметы)
Офтальмотренажеры с сигнальными метками и схемами (потолочные и настенные тренажеры)


Мастер-класс «ЗРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ СВОИМИ РУКАМИ»

Все зрительные тренажеры можно сделать своими руками. А некоторые из них можно сделать с учащимися на уроках труда.

Офтальмотренажеры «Зрительные дорожки»

ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРЫ (КАРТОЧКИ БАЗАРНОГО)

Работа с карточками (метод В.Ф. Базарного)
Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. Необходимо учить детей после продолжительной зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх. Предлагается посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный, например, на доске или стене. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения.

На стенах (доске) можно расположить силуэтное изображение предметов, игрушек, героев сказок, геометрические фигуры, цифры, буквы. Их размер соответствует зрительным возможностям детей (15-30 см). Картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленной парты (стола). На занятии дети по просьбе педагога встают, отыскивают глазами нужную картинку-ответ на вопрос педагога или на загадку. Картинки соответствуют теме урока и объединены общим сюжетом.
Продолжительность упражнения, которое проводится в середине урока, 1,5-2 минуты.

КАРТОЧКИ БАЗАРНОГО

ТРЕНАЖЕРЫ-СХЕМЫ (ПОТОЛОЧНЫЕ ИЛИ НАСТЕННЫЕ).


Они выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно.
Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.

КАК СДЕЛАТЬ СОБСТВЕННЫМИ РУКАМИ НАСТЕННЫЙ ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕР?

На схемах (лист ватмана размером 1x2 м) изображаем какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб. Толщина линии - примерно 1 см. Плакаты размещаются выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагается «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу».

КАК ПРОВОДИТЬ УПРАЖНЕНИЯ С ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРАМИ?

На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводятся в положении сидя или стоя. Учитель предлагает детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяем 5-6 раз.

Тренажер Базарного В. Ф.

Тренажеры настенные «Геометрические фигуры»

ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕР «МАГНИТНАЯ УКАЗКА» С МЕТОДИЧЕСКИМИ КОМПЛЕКТАМИ ПО МАТЕМАТИКЕ, ПИСЬМУ, ЧТЕНИЮ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ «ЦИФРЫ»
МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ «ЦВЕТА РАДУГИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ «ЦИФРЫ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

МЕТОДИЧЕСКЙ КОМПЛЕКТ: МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ « ЦВЕТА РАДУГИ»

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МАГНИТНЫХ КАРТОЧЕК ПО ПИСЬМУ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ: ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «СЛОГИ «ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ «ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ»

ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ«СЛОГИ «ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ»

ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ «ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ. РАБОТА МОЖЕТ ПРОХОДИТЬ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОДЖДЕНИЕМ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВОРНЫХ И ПЕСЕННЫХ ФОРМ.

Упражнения на уроке

При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей.
Вот упражнения, которые я сопровождаю стихами.
«Птичка»
Летели птички, (Прослеживание
Собой невелички. глазами за предметом по кругу.)
Как они летели, (Вправо-влево.) все люди глядели.
Как они садились, (Вверх-вниз.) все люди дивились.
«Лошадка»
Мы поскачем
на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо-влево. (Вправо-влево.)
Вверх-вниз. (Вверх-вниз.)

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ «ЦВЕТЫ»

ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ. РАБОТА МОЖЕТ ПРОХОДИТЬ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОДЖДЕНИЕМ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВОРНЫХ И ПЕСЕННЫХ ФОРМ. Например, я часто провожу данную зрительную гимнастику под «Вальс цветов» П. И. Чайковского.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МАГНИТНЫЕ КАРТОЧКИ «ВРЕМЕНА ГОДА»

ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ. РАБОТА МОЖЕТ ПРОХОДИТЬ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВОРНЫХ И ПЕСЕННЫХ ФОРМ. Например, я провожу подобную зрительную гимнастику под музыку П. И. Чайковского «Времена года»

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Гимнастику для глаз с применением простейших офтальмотренажеров дети должны делать не только на уроке, но и дома, при подготовке домашнего задания. Поэтому с родителями педагогами должна быть проведена работа в форме консультации.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !