Для вас представлен проект по образовательной области "Познавательное развитие" про соль. Проект проведён в подготовительной к школе группе,В ходе исследования дети получили самые интересные и доступные для их возраста материалы.Были проведены опыты, эксперименты, но самым интересным было -это изготовление цветной соли.
Познавательно -исследовательский
проект
«Эта удивительная соль»
Составитель:
МБДОУ детский сад
«Незабудка» Воспитатель:
Тищенко Т.Н.
Актуальность
естественно
Создание
условий для детского
экспериментирования
позволяет
создать
педагогу
атмосферу творческого единодушия,
рождающую радость создания нового,
где каждый ребёнок может найти
себе дело по силам, интересам и
способностям.
Дети – пытливые
исследователи
окружающего
мира. Исследовательская, поисковая
деятельность - это их естественное
состояние, они настроены на познание
окружающего мира, они хотят его
познать.
Цель проекта
• формирование у детей
представлений о соли как
необычном для человека
продукте.
Задачи
• Формировать представление о соли, как о продукте,
необходимом для Задачи:
•
•
•
•
• Образовательные:
•
-вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого –
соли, ее свойств и качеств,
способам использования человеком;
-стимулировать познавательную активность детей, создавая
условия для
• исследовательской деятельности.
• Развивающие:
•
- развивать мыслительные операции, умение устанавливать
причинно-следственные
связи, делать выводы;
- развивать творческие способности и коммуникативные
навыки детей.
• Воспитательные:
•
-воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от
экспериментирования,
• открывая новое в знакомом;
•
-воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством
сказок, пословиц,
• поговорок.
• человека
•
Развивать познавательные интересы детей в процессе
изобретательной деятельности
Учить наблюдать причинно- следственные связи, делать выводы;
Познакомить детей с особенностями соли, её свойствами и
качествами опытным путём
Формировать опыт выполнения техники безопасности при
проведении опытов
Научить применять соль на практике
Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему
здоровью
Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру
Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей
Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих
силах
•
•
•
•
•
•
•
•
Проблема
Соль - незаменимый продукт
питания, о которой мы ничего
не знаем
Хотелось бы больше
узнать о соли:
Что такое соль?
Откуда она берётся?
Как её добывают?
Или готовят?
Почему море солёное?
Можно ли обойтись без нее?
Для чего она нужна?
Исследовать свойства соли опытным путём;
Провести опыты по выращиванию кристаллов
соли.
Ожидаемый результат
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов действи-
тельности он располагает в своем опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других
условиях будет его творческая деятельность»
равных
Л.С. Выготский
Появление интереса к исследованию
природы
Формирование знаний, навыков
экспериментирования; повышения
уровня усвоения программного
материала
внимания, умения сравнивать,
видеть причинно- следственные связи
Развитие наблюдательности,
Взаимодействие с
семьей
Беседы «Соль–друг, соль-враг», «Полезные советы»
Выпуск презентации «Это удивительная соль"
Анкетирование родителей на тему «Организация
поисково-исследовательской деятельности
дошкольников дома»
Консультации на тему «Роль семьи в развитии интереса
ребёнка к опытно- экспериментаторской деятельности»
«Лепим из соленого теста"
Консультация на тему: «Роль семьи в развитии
познавательной активности дошкольников»
Рекомендации «Проведите с детьми дома»
Проведение открытого занятия про соль «Белое
Изготовление подарков ко «Дню Матери»
золото»
Этапы исследовательской
работы методом проекта
Задачи
Формы, методы, приемы
Деятельность
воспитателя
Деятельность
детей
№
этап
а
I
Погружение
в проект
Беседы :
«Что такое соль?»
«Интересные факты из
истории про соль»
«Полезные советы»
Просмотр слайдов « Добыча
соли»)
Разучивание поговорок,
пословиц, образных
выражений про соль
Совместно с
родителями и
детьми
подбирает
литературу
Содействует
созданию
проблемной
ситуации
Формулирует
проблемные
вопросы
Организует
деятельность
Предлагает
спланировать
деятельность по
решению задач
Рекомендует
способы
презентации
проекта
Вхождение в
проблему
Принятие
задач
Учатся
самостоятельно
задавать
вопросы
Выдвижение
гипотезы
Формулировка
темы
Планирование
своей работы
Создание
сообществ
детей, работа в
подгруппах
Распределение
амплуа
Выбирают
способ
презентации
II
Организаци
деятельност
планирован
я
и и
ие
Организация предметно-
развивающей среды:
Создание лаборатории для
экспериментально-
исследовательской
деятельности
Создание творческой
мастерской
Наша лаборатория:
опыт исследования – наблюдение,
самостоятельные выводы
Соль белая, на вкус соленая ,не имеет
запаха.
Опыт : Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?
Соль похожа на порошок. Но если внимательно рассмотреть соль, то
видно, что это маленькие кристаллики. Давайте попробуем ложечкой
немного придавить соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем
ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст.
рассматривания соли через лупу
Вывод : соль кристаллообразная
Соль растворяется в воде, но в теплой воде быстрее, чем в холодной. Взяли два прозрачных
стакана : один с горячей водой, другой – с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовых
ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Убедились, что в
Опыт
Вывод : чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
горячей воде соль растворилась быстрее.
Опыт Выращивание кристаллов
В стаканчики с насыщенным солёным раствором опустили предметы из
различного материала
«Незамерзающая соль»
опыт проводится в домашних условиях
• Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает
гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии,
лёд посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну
добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в
морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода
превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не
замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через два
дня проверили. Солёная вода немного замерзла, похожа на
жидкую кашу.
• Вывод: Соль не замерзает .
«Окрашивание соли»
Можно перетирать обычный мелок с солью в какой-то
мисочке, или на разделочной доске измельчить его скалкой
или бутылкой. Это довольно пыльное занятие, если есть
ступка – лучше воспользоваться ей. Кладем кусочек мелка в
ступку и измельчаем до состояния пыли. Смешиваем с солью.
Несомненный плюс этого способа покраски состоит в том, что
соль получается цвет в цвет такая же, как мелок. Мелкие
частицы мелка обволакивают более крупные частицы соли,
тем самым получается такой же цвет, как у мелка.
Знакомство с техникой
“акварель + соль”.
•
Для работы понадобится:
1. лист бумаги;
2. графитный карандаш;
3. ластик;
4. краски акварельные;
5. кисть;
6. соль;
7. баночки с водой.
Солёное тесто
Почему именно соленое тесто
Лепка – прекрасная возможность самовыразиться или расслабиться, а
также развить мелкую моторику и фантазию у детей. Заниматься
лепкой с детьми – это весело и интересно.
Многим удивительно слышать, что тесто должно быть соленым,
чтобы из него можно было что-то лепить. Дело в том, что лепить то
можно из любого теста, ведь оно всегда пластично, но не из любого
теста можно изготовить поделки, которые будут храниться очень
долго, не теряя внешнего вида.
Секретный материал – соль – цементирует тесто,
Выводы
• мероприятия проекта сделают более
интересными традиционные занятия;
• повысится уровень знаний о соли;
• происходит развитие исследовательских умений
детей, умение анализировать, обобщать;
• в ходе экспериментальной деятельности дети
приобретут ценный коммуникативный опыт, беря на
себя роль взрослых, ученых, труд которых очень
важен для других людей, что способствует
воспитанию гражданской позиции детей.
Все это будет свидетельствовать о том,
что проект интересен и полезен для развития
интеллектуальной, нравственной и эмоциональной
сферы детей.
В результате проведённого исследования можно
сделать вывод, что изучение соли помогло нам
больше узнавать о простых предметах и явлениях
окружающего мира.
Благодаря выполненной проектной работе, мы
утверждаем, что соль действительно не только
необходимый продукт, но и интересный материал
для опытов и творчества. Оказалось, что она