Данная презентация составлена по итогам проведенных мероприятий в течение 2017-2018 учебного года, начиная с декабря месяца в школе проходят календарные праздники: Святочные гуляния, Пасхальные уроки, Масленица. Все народные праздники были проведены согласно плану реализации проекта. В этом учебном 2018-2019 году продолжаем реализацию проекта до января, в феврале будут подведены итоги.
Музыкальнообразовательный проект
«От Святок до Сочельника:
годовой цикл народных и православных
праздников»
Автор проекта: С.В. Дидыченко
«…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ
САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ
ИСКУССТВА,
ГЕНИАЛЬНЫМ
ТО ЕСТЬ ТО,
ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО,
ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО
ЗАПЕЧАТЛЕНО
НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС
ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…
В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ
СОХРАНИТЬСЯ ТО
ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ
ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».
Актуальность.
Интерес и внимание к
народному искусству, в том
числе и музыкальному,
в последнее время в нашей
стране еще более возрос. Все
чаще говорят о
необходимости приобщения
детей к истокам русской
культуры, о возрождении
народных праздников с их
традициями, обычаями и
верованиями.
Тема проекта: «Приобщение детей к русской
народной культуре через знакомство с народными
календарными и православными праздниками»
Тип проекта: практикоориентированный.
Вид проекта: познавательный, творческий,
групповой.
Масштаб проекта: внутри школы
Участники проекта: учащиеся 47 классов,
родители, педагоги группы, учителя музыки,
воспитатели групп, учитель православной культуры.
Объект исследования: Русские народные
календарные и православные праздники.
Продолжительность: долгосрочный с января
2018г. по февраль2019 г.
Продукт совместной деятельности: календарные
народные и православные праздники с традициями
Белгородской области.
Проект построен на основе
главных методических принципов:
учет возрастных
особенностей школьников,
доступность материала,
постепенность его усложнения;
принцип взаимодействия учащихся с
различными формами русского
народного фольклора.
Духовно-нравственное воспитание
школьников через знакомство истокам
русской культуры: праздникам,
традициям и обычаям русского
народа.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
ОСВОЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ
РУССКОГО НАРОДА, КАК САМОБЫТНОЙ, ЦЕЛОСТНОЙ
СИСТЕМЫ ГАРМОНИЧНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ;
ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К МИРУ НАРОДНОЙ И
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ НАСЛЕДИЮ.
ПРИОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ.
Основные задачи проекта:
Познакомить школьников с народными календарными праздниками и традициями,
которые отмечают в разные времена года;
Создать необходимые условия по приобщению школьников к русской народной
культуре через организацию и проведение народных праздников.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений
школьниками, используя все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички,
пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей.
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной и
православной культуры.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, воспитание
патриотизма.
Привлечь родителей в воспитательно образовательный процесс через проведение
народных праздников и к совместному творческому процессу по реализации
проекта.
Формы и виды организации
деятельности с детьми и
родителями
Проведение русских
народных и
православных
праздников согласно
народному календарю:
Рождество, Святки,
Масленица, Сороки,
Пасха и др.
Проведение
совместной
образовательной
деятельности
педагогов и
воспитателей со
школьниками
Проведение
праздников на
материале
белгородского
русского
фольклора.
Организация и проведение
фестивалей народных игр, мастер-
классы по изготовлению народных
игрушек, инструментов. Фестивали
традиционных блюд русской кухни.
Организация
праздников,
совместных с
родителями
Взаимодействие участников
проекта
Воспитатели
Школьники 4-7 классов
Учителя музыки .
Педагоги допобразования
Классные руководители
и педагоги школы
Родители
Кузьминки – об
осени поминки
Предполагаемый результат
С ф о р м и р о в а н н о с т ь з н а н и й
ш к о л ь н и к о в о н а р о д н ы х
к а л е н д а р н ы х п р а з д н и к а х .
Д е т и п о з н а к о м я т с я : с у с т н ы м
н а р о д н ы м т в о р ч е с т в о м
( с к о р о г о в о р к а м и , п о т е ш к а м и ,
н е б ы л и ц а м и , п р и б а у т к а м и ,
п р и с к а з к а м и , ш у т к а м и ) , с
р а з н ы м и в и д а м и н а р о д н о й
п е с н и ( х о р о в о д н о й , п л я с о в о й ,
и г р о в о й , л и р и ч е с к о й ) и
н а р о д н ы м и и г р а м и .
У детей будут сформировано
умение свободно и
непринужденно общаться,
умение разыгрывать спектакль
по знакомому сюжету,
выразительно в своей роли и в
игровом взаимодействии,
умение сочинять этюды по
сказкам, нафантазированным
сюжетам.
Разовьется сфера чувств,
готовность к творчеству,
коммуникабельность.
Будет сформирована
выразительная,
красочная, полная ярких
сравнений, речь.
Оценка результатов
Оценка
эффективности по
итогам работы
будет проводиться
по трем
направлениям:
дети, педагоги и
родители.
Определение
продвижения детей
будет отслеживаться
через наблюдение и
анализ работы через
организацию и
просмотр
праздников.
По окончании
проекта будет
проведено
анкетирование всех
участков с целью
подведения итогов
работы, определения
роста
профессионального
мастерства педагогов.
План реализации проекта
1 этап –
подготовительный (2
месяца – сентябрь,
октябрь). На этапе
создается
информационная база
необходимая для
реализации проекта,
осуществляется
рекламно-
информационная
кампания.
2 этап – основной (6
месяцев – ноябрь,
декабрь, январь,
февраль, март, апрель).
Реализация основных
видов деятельности по
направлениям проекта.
3этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий
в себя сбор и обработку диагностических результатов, и
соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с
полученными результатами.
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта:
1. Школьники познакомятся : с устным народным
творчеством (скороговорками, потешками, небылицами,
прибаутками, присказками, шутками). театральными
народными постановками, с разными видами народной
песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и
играми, традиционными праздничными народными
блюдами, освоят традиции русского народа и др.
2. У детей будут сформировано умение свободно и
непринужденно общаться, умение разыгрывать
спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей
роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять
этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству,
коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, красочная,
полная ярких сравнений, речь.
Оценка
результатов:
Оценка эффективности по итогам работы
будет проводиться по трем направлениям:
школьники, педагоги и родители.
Определение продвижения детей будет
отслеживаться через проведение диагностики
на начало и конец учебного года, через
наблюдение и анализ работы по различной
Музыкальной. Театральной, игровой
деятельности, через просмотр
театрализованных представлений и
фольклорных праздников.
По окончании проекта будет проведено
анкетирование всех участков с целью
подведения итогов работы, определения роста
профессионального мастерства педагогов.