Информационный, практико-ориентированный проект
по литературному чтению на тему «Художественный мир басни».
Автор: Фомичёва Евгения, ученица 7 «а» класса.
Актуальность выбранной темы.
После того, как мы изучили басни Крылова на уроках литературного чтения, мне захотелось все их прочитать и узнать, чему учит басня; научиться анализировать художественный замысел, находить в тексте мораль басни.
Объект изучения: басни И.А.Крылова.
Цель моей работы: узнать, чему учит басня; создать учебное пособие для учащихся.
Задачи:
изучить информацию о происхождении басенного жанра в литературе;
изучить художественные приемы баснописцев;
проанализировать художественный замысел басен И.А.Крылова, выявить мораль;
используя ресурсы интернета подготовить презентацию.
Этапы работы над проектом:
1 этап – поиск и сбор информации;
2 этап – анализ и обобщение собранной информации;
3 этап – представление результатов исследования.
Результатом работы над проектом должно стать учебное пособие
для обучающихся:
презентация;
диск с аудиозаписью басен Крылова.
Использованные материалы:
И.А.Крылов «Басни». Лениздат, 1970 г.
Универсальное пособие «Новый справочник школьника». С-Петербург, 2003 г.
Художественный фильм «Эзоп», 1961 г.
Ресурсы интернета.
Продукт выполненного проекта готов к практическому применениюПрезентация проекта по литературе на тему "Художественный мир басни"
Проект
по литературному чтению
«Художественный мир басни»
Автор: Фомичева Евгения
ученица 7 «а» класса
КГБОУ «Бийская
общеобразовательная
школа-интернат №2»
Руководитель: Деваева
Алла Валентиновна
Цель: узнать, чему учит басня;
создать учебное пособие для учащихся.
Задачи:
изучить информацию о происхождении
басенного жанра в литературе;
изучить художественные приемы
баснописцев;
проанализировать художественный
замысел басен И.А.Крылова, выявить
мораль;
используя ресурсы интернета
подготовить презентацию;
скачать на диск аудиозапись басен.
Этапы работы над проектом:
1 этап – поиск и сбор информации;
2 этап – анализ и обобщение
собранной информации;
3 этап – представление
результатов исследования.
Продукт проекта:
Презентация,
диск с аудиозаписью Басен
Крылова
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
И.А.Крылов «Басни»
Лениздат, 1970 г.
Универсальное пособие
«Новый справочник школьника»
С-Петербург, 2003 г.
Художественный фильм
«Эзоп», 1961 г.
Ресурсы интернета.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Это особый мир, созданный
воображением автора.
При чтении же этот мир
возникает в воображении
читателя.
БАСНЯ КАК ЖАНР
Басня — один из
древнейших
литературных жанров.
Короткий
занимательный
рассказ в стихах или
прозе с сатирическим
или ироническим
содержанием с
обязательным
нравоучительным
выводом.
Мораль –
нравоучение,
поучение.
Басня содержит
мораль, чтобы автор
мог показать
собственное
отношение
к рассказанному
в басне, донести
до читателя
авторскую идею.
БАСНОПИСЦЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ
ТАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ:
аллегория – это
иносказание;
метафора – это
употребление слов в
переносном значении для
определения предмета на
основе сходства значения,
уподобления;
ирония – это скрытая
насмешка.
Основателем басенного жанра
ЭЗОП
считается древнегреческий
мудрец Эзоп.
Даже правители Греции
прислушивались к его советам,
выраженным
в иносказательной форме.
В своих баснях под видом
животных Эзоп
высмеивал глупость,
жадность и другие
пороки людей.
Многие принимали это
на свой счёт.
ЭЗОПОВ ЯЗЫК
Благодаря Эзопу в обиходе
появилось выражение
«Эзопов язык»
-особый вид иносказания;
язык намеков,
маскирующий мысль и
позволяющий
передавать её, несмотря
на
запрещения; своего рода
словесная тайнопись.
Эзоп написал свыше
400 коротких
прозаических басен
Лисица и
виноград
Голодная Лисица
заметила
свесившуюся с лозы
гроздь винограда и
хотела было достать
ее, но не могла.
Ушла она и говорит:
"Он еще не дозрел".
МОРАЛ
Ь
Иной не может
сделать что-либо из-
за недостатка сил, а
винит в этом случай.
САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ БАСНОПИСЕЦ В РОССИИ - ИВАН
АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
Поэт Михаил Исаковский
сказал о нем:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился
своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все
сильней.
Со школьной парты с ними мы
сживались,
В те дни букварь постигшие
едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
И.А. Крылов говорил:
«Люблю,
где случай
есть,
пороки
пощипать!
»
ВОРОНА И ЛИСИЦА
«Уж сколько раз
МОРАЛЬ
твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда
отыщет уголок»
Сообразительности
и находчивости лисе
не занимать. А вот
ворона наоборот была
немного глупа, что
поверила в уговоры
лисы и каркнула во всё
свое горло.
ВОРОНА И ЛИСИЦА
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
МОРАЛЬ
«а воз и ныне там»
Говорится обычно
в ситуации, когда
прошло много
времени, а дело с
места не
сдвинулось.
ЩУКА И КОТ
МОРАЛЬ
«Беда, коль пироги
начнет печи сапожник,
А сапоги тачать
пирожник:
И дело не пойдет
на лад»
Каждый должен
заниматься своим
делом.
КВАРТЕТ
МОРАЛЬ
«А вы, друзья,
как ни садитесь,
Все в музыканты
не годитесь»
Упорный труд и
обучение, а не манера
красиво себя
преподносить,
которая рушится в
мгновенье.
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
МОРАЛЬ
«Чем кумушек
считать трудиться,
не лучше ль на себя,
кума,
оборотиться?»
Вместо того, чтобы
критиковать
недостатки других,
лучше посмотреть,
нет ли их у тебя
самого.
КУКУШКА И ПЕТУХ
МОРАЛЬ
«За что же, не
боясь греха,
Кукушка хвалит
Петуха?
За то, что хвалит
он Кукушку»
Взаимные похвалы
не бывают
искренними.
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ
«Что волки жадны,
МОРАЛЬ
всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не
разбирает………..
Поди ж, приятель,
убирайся,
Да берегись: вперед ты
мне не попадайся»
Порой бывает так, что
вместо благодарности,
коварные люди говорят,
что не они должны, а мы
им обязаны, что все так
хорошо закончилось.
СЛОН И МОСЬКА
МОРАЛЬ
«Ай, Моська! знать,
она сильна,
Что лает на
Слона!»
Шумом вокруг себя
можно создать любое
мнение окружающих,
но люди всё же
поймут, чего стоит
весь этот шум.
КОТ И ПОВАР
МОРАЛЬ
«А Васька
слушает да ест»
Один говорит,
стыдит, убеждает,
а другой, не
обращая внимания,
продолжает делать
что-то плохое.
ОСЁЛ И СОЛОВЕЙ
МОРАЛЬ
«Избави бог и нас от
этаких судей»
Судить без знания
дела абсурдно,
а принимать во
внимание такие
суждения тем
более.
МУХА И ПЧЕЛА
МОРАЛЬ
"Уж как тебе не
лень
С утра до вечера
трудиться целый
день»
▪ Гулять - на диво,
работать ленива.
▪ За пчелкой
пойдешь — до меду
дойдешь.
▪ За мухой пойдешь
— до навозу
дойдешь.
ВОЛК НА ПСАРНЕ
МОРАЛЬ
«И волчью вашу я
давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не
делать мировой»
Отклик на события
войны 1812 года, когда
Наполеон вошел в
оставленную русским
полководцем Кутузовым
Москву и понял, что
русская армия не
побеждена, а набирает
силы.
ЧЕМУ УЧАТ БАСНИ КРЫЛОВА?
Басни И. А. Крылова учат
быть добрыми, честными,
справедливыми. Хотя в
баснях действуют
животные, птицы или
предметы, мы понимаем,
что речь идет о людях.
Автор помогает нам
оценить их поступки.