Проблема
В школьных учебниках , литературных произведениях часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины древней Руси, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда понимаем смысл прочитанного.
Задачи
Изучить литературу, которая описывает старинные меры длины.
Научиться пользоваться старинными мерами длины.
Найти и решить задачи со старинными мерами длины
Найти примеры мер длины в произведениях русских поэтов и писателей, пословицах и поговорках
Выполнить практические исследовательские работы. Практически проверить гипотезу
О каком человеке можно сказать «От горшка два вершка»?
Два вершка-это около 9см: 4,45 *2=8,9см.
Людей такого роста не бывает. В чем же разгадка?
Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после двух аршин, то есть после 142, 24 см. Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров: 142,24+8,9=151,14см
«Коломенская верста»
В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает.. .
Задачи, где встречаются старинные русские меры
1)Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему делать в день по 45 верст. На какой день второй человек догонит первого?(из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого).
Решение: 40: (45 – 40 )= 8 дней
Заключение
В результате проделанной работы, я понял значение слов, связанных со старинными мерами длины, научилась правильно понимать смысл прочитанного.
Я понял, как нелегко приходилось людям в прошлые века производить измерения чего-либо, и почему возникла необходимость перехода к единой метрической системе
При выполнении практической работы в старинных мерах, у меня получились результаты менее точные, чем в современных единицах измерения
Если производить измерения в больших масштабах(расчеты в авиации, навигации, градостроительстве, машиностроении), то небольшая неточность может привести к катастрофе.
В настоящее время старинные меры длины на практике не применяются.
Моя гипотеза на сегодняшний день оказалась несостоятельной
Литература
1.Большой Энциклопедический словарь (БЭС) http://www.slovari.299.ru/enc.php
2.Толковый словарь Ожегова http://www.slovari.299.ru/oj.php
3.http://www.rcio.rsu.ru Старинные меры длины
4. Депман И. Я. « За страницами учебника математики».Москва «Просвещение»,1989
5. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8. М.: Правда, 1978
6. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985
7.Лопатина А. «Добрая математика». Москва «Амрита Русь»,2004
8.Глейзер Г.И. «История математики в школе».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.