презентация проекта по математике "Старинные меры длины"

  • Исследовательские работы
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 09.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация исследовательского проекта по математике "Старинные меры длины" сформулированы цели, задачи, предмет исследования, гипотеза. подробно рассмотрены старинные русские меры длины: верста, сажень, локоть, пядь. удобно ли пользоваться данными мерами длины в повседневной жизни? рассмотрены меры длины в русских пословицах и поговорках.презентация проекта по математике "Старинные меры длины"
Иконка файла материала старинные меры длины.pptx

Старинные меры длины в нашей жизни

Проект по математике
подготовил ученик 6 Б класса
МОУ СОШ №15 г. Балашова
Глебов Антон

  Руководитель: Михайлова М.И.
2016-2017 уч.год

Проблема

В школьных учебниках , литературных произведениях часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины древней Руси, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда понимаем смысл прочитанного.

Гипотеза

Я предположил, что старинная единица мер действует в настоящее время. Возможно ли это?

Цели

Познакомиться со старинными мерами длины
Сопоставить их с современными мерами длины
Научиться применять знания
Найти ответы на вопросы в сети интернет

Задачи

Изучить литературу, которая описывает старинные меры длины.
Научиться пользоваться старинными мерами длины.
Найти и решить задачи со старинными мерами длины
Найти примеры мер длины в произведениях русских поэтов и писателей, пословицах и поговорках
Выполнить практические исследовательские работы. Практически проверить гипотезу

Какими измерительными приборами могли пользоваться древние люди?

О каком человеке можно сказать «От горшка два вершка»?

Два вершка-это около 9см: 4,45 *2=8,9см.
Людей такого роста не бывает. В чем же разгадка?
Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после двух аршин, то есть после 142, 24 см. Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров: 142,24+8,9=151,14см

«Коломенская верста»

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает.. .

Задачи, где встречаются старинные русские меры

1)Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему делать в день по 45 верст. На какой день второй человек догонит первого?(из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого).
Решение: 40: (45 – 40 )= 8 дней

Практические работы

Я измерил свои перст, вершок, локоть, аршин, пядь, шаг, сажень

Вершок см
Ладонь см
Пядь малая см
Локоть см
Аршин см
Простая сажень см
Перст см

Заключение

В результате проделанной работы, я понял значение слов, связанных со старинными мерами длины, научилась правильно понимать смысл прочитанного.
Я понял, как нелегко приходилось людям в прошлые века производить измерения чего-либо, и почему возникла необходимость перехода к единой метрической системе
При выполнении практической работы в старинных мерах, у меня получились результаты менее точные, чем в современных единицах измерения

Если производить измерения в больших масштабах(расчеты в авиации, навигации, градостроительстве, машиностроении), то небольшая неточность может привести к катастрофе.
В настоящее время старинные меры длины на практике не применяются.
Моя гипотеза на сегодняшний день оказалась несостоятельной

Литература

1.Большой Энциклопедический словарь (БЭС) http://www.slovari.299.ru/enc.php
2.Толковый словарь Ожегова http://www.slovari.299.ru/oj.php
3.http://www.rcio.rsu.ru Старинные меры длины
4. Депман И. Я. « За страницами учебника математики».Москва «Просвещение»,1989
5. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8. М.: Правда, 1978
6. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985 
7.Лопатина А. «Добрая математика». Москва «Амрита Русь»,2004
8.Глейзер Г.И. «История математики в школе».