Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952).По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями".
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – методов
Целесообразность использования проектной деятельности в ДО
Является одним из методов развивающего обучения и самообразования;
Способствует выработке исследовательских умений;
Способствует развитию креативности и логического мышления;
Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДО и профессиональных сообществ, курсах повышения квалификации;
Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;
Повышает компетентность педагога;
Повышает качество образовательного процесса;
Предполагает стимулирование работы членов проектной группы
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском и творческом план проблемы
2. Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов
3.Самостоятельная деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект
4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий
Типология проектов в ДО( по Е.С. Евдокимовой)
По доминирующей деятельности: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;
По характеру содержания: ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности;
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов
Типология проектов в ДО( по Е.С. Евдокимовой)
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой, внутри ДО, в контакте с
семьей, учреждениями культуры, общественными организациями
По количеству участников: индивидуальный, парный,
групповой, фронтальный
По продолжительности: краткосрочный, средней продолжи-
тельности, долгосрочный
Типология проектов в ДО( по Е.С. Евдокимовой)
исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные герои или выдуманные персонажи. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Типология проектов в ДО( по Е.С. Евдокимовой)
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Данный тип проектов требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Типология проектов в ДО( по Е.С. Евдокимовой)
Творческий: детально не прорабатывается, только намечается, структура подчинена конечному результату; идёт накопление творческого опыта, развитие фантазии и воображения; оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Схема процесса планирования
1. поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
2. вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу);
3. наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
4. обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт (форум);
5. обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада: музыкальному руководителю, физинструктору и др. (творческий поиск);
6. осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.)
7. нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов), вывесить ее на видном месте;
Схема процесса планирования
8. собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми);
9. провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии — все мероприятия основной части проекта;
10. предложить домашние задания родителям и детям (при желании семьи);
11. перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров;
12. организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом, коллекцию и т. п.;
13. организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта)
Схема процесса планирования
14. составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом);
15. подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.
Распределение деятельности педагога и детей в проекте
Исходным пунктом изучения являются детские интересы сегодняшнего дня.
Роль педагога при использовании метода проектов: учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей, строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы.
Роль дошкольника: является активным участником проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта). План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями, привлекаются социальные партнеры, выбирается проектная группа. После защиты проекта начинается его реализация.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
4. Что такое гипотеза?
короткая аннотация проекта;
опасение педагога о неудачной реализации проекта;
предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
1.
1. репродуктивный;
2. поисковый;
3. творческий
6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
выдвижение гипотезы;
открытый показ деятельности по теме проекта.
реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного этапа проекта?
сопоставление цели и результата проекта;
рефлексивная оценка проекта;
выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
8. Презентуя проект, педагог должен:
показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.
Системная паутинка по проекту
Познание | Чтение художественной литературы | Коммуникация |
Социализация | Труд | Безопасность |
Здоровье | Физическая культура | Формы взаимодействия с семьей и |
Художественное творчество | Музыка | Режимные моменты |
«семь Мы»:
Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
ОБРАЗ «СЕМЬ МЫ» (по Е. С. Заир-Бек)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.