Презентация "Пушкин "Метель" (9 класс - литература)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 26.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация для учителя литературы, чтобы провести и заинтересовать ребят по творчеству Пушкина. Автор пытается помочь разобраться с литературным текстом: таблицы различного характера, которые помогут составить характеристику героев, картинки с изображением основных этапов произведения. Эта презентация поможет ребятам написать творческую работу.презентация
Иконка файла материала Метель Пушкина.ppt
Болдинская  осень  –  необычайно  плодотворный  период  творчества  А.С.  Пушкина.  Это  стихи,  поэмы  и  прозаические  произведения  в  том  числе.  Именно  в  период  вынужденного  «сидения» в Болдино были созданы «Повести Белкина» ­ цикл,  состоящий из пяти повестей.   «Метель»  «Станционный смотритель  «Гробовщик»  «Барышня – крестьянка»  «Выстрел»
В чем смысл названия повести? Какие мысли и ассоциации оно вызывает у читателя? На что настраивает? Что обещает?
МЕТЕЛЬ –  картина природы: снег, ветер, разбушевавшаяся зимняя стихия;  взвихренность, «метельность», круговерть событий;  тревога, смятение в душах главных героев. МЕТЕЛЬ – несчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев.
Как соотносится начало Как соотносится начало повести с ее эпиграфом? повести с ее эпиграфом?
Вместо романтической таинственности – спокойствие. Вместо романтического героя – «добрый Гаврила Гаврилович». Вместо взволнованного настоящего – уравновешенное прошедшее. Вместо драматических коллизий – обыденность, скука.»
Ироничность повести. • Характеристика Марьи Гавриловны, ее состояния, когда наивность, мечтательность подвергаются испытанию жизненной прозой. • Характеристика рассказчика, который словно бы подмигивает читателю, настраивая его на снисходительно – доброжелательное отношение к героине. • Вводные конструкции («само по себе разумеется», «что весьма естественно»), которые порождают сомнения в глубине и искренности чувств главных героев.
Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич? Или просто играют в любовь?
• Как ведёт себя Марья Гавриловна при осуществлении своих романтических планов? Как это её характеризует? • Как в рассказе о её побеге из дома начинает звучать тема судьбы (метель – нетерпеливые кони – стремительный бег в неведомое – божий храм)? • Каким предстаёт перед нами Владимир в «своём» эпизоде повести? Как ведёт себя в неожиданных обстоятельствах?
Марья Гавриловна Владимир Марья Гавриловна Владимир Николаевич Николаевич  «…«…Через полчаса Через полчаса Маша Маша должна была навсегда должна была навсегда оставить родительский дом, оставить родительский дом, свою комнату, тихую свою комнату, тихую девическую жизнь…» девическую жизнь…» Маша сошла в сад. «Метель  Маша сошла в сад. «Метель не утихала; ветер дул не утихала; ветер дул навстречу.» навстречу.» Лошади «не стояли на  Лошади «не стояли на месте», едва же барышня месте», едва же барышня уселась, «лошади понесли». уселась, «лошади понесли». «…для себя велел заложить  «…для себя велел заложить маленькие сани в одну маленькие сани в одну лошадь и отправился в лошадь и отправился в Жадрино, куда через Жадрино, куда часа должна была приехать должна была приехать часа Марья Гавриловна.» Марья Гавриловна.» через два два «…езды было всего 20  «…езды было всего 20 минут», но «поднялся ветер минут», но «поднялся ветер и сделалась такая метель, и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел». что он ничего не взвидел».  Лошадь « ступала наудачу и Лошадь « ступала наудачу и поминутно проваливалась в поминутно проваливалась в яму», потом «начала яму», потом «начала уставать», потом «чуть уставать», потом «чуть ступала». ступала».
 ««…в ночь Маша …в ночь Маша занемогла». занемогла».  «Какое известие ожидало «Какое известие ожидало его!» его!» Закончилась  Закончилась романтическая история, романтическая история, которой он жил, вне которой он жил, вне которой не мыслил своего которой не мыслил своего существования, - существования, - закончилась жизнь. закончилась жизнь. Способна изменить себя,  Способна изменить себя, приобрести новые приобрести новые жизненные ценности, жизненные ценности, сохранить надежду на сохранить надежду на благие повороты судьбы, благие повороты судьбы, поэтому остаётся жить. поэтому остаётся жить. ВЫВОД: 1. Одна и та же сила с помощью одних и тех же средств в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом – мешает, противодействует, преграждает путь. 2. Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.