Презентация "Пушкин - рисовальщик"
Оценка 5

Презентация "Пушкин - рисовальщик"

Оценка 5
Презентации учебные
docx
русская литература
6 кл—9 кл
20.10.2017
Презентация "Пушкин - рисовальщик"
Эта презентация раскрывает талант поэта - рисовальщика, который создавал чудесные рисунки - иллюстрации к своим произведениям. Автор рассказывает об истории каждого рисунка, рождённого художником Слова. Ученица посвятила поэту свои стихи и разместила их на одном из слайдов своей презентации. Эту презентацию можно использовать на уроках литературы в любом классе. Дети её просматривают с большим удовольствием, так как открывают для себя новые страницы из жизни великого поэта.
Урок литературы в 5 классе.Заброшенная дорога.docx
Понимание текста – процесс творческий «Всё, что хотел сказать писатель, заключено в тексте. Ни письма, ни устные высказывания о себе не дадут того представления о мире, какое даёт художественный текст. Но сколько нужно знать, чтобы прочесть его! Надо знать и письма, и высказывания, и воспоминания современников, и эпоху, и историю литературы. Сколько надо вобрать в себя, чтоб без страха подойти к малому клочку стихов или прозы!» – так писал   Игорь  Золотусский в своей книге   «Час   выбора»[5].           Нельзя   не   согласиться   с   такими   раздумьями критика.   Каждый   подлинно   художественный   текст   как   явление   искусства индивидуален, неповторим и требует при анализе внимательного, бережного отношения. Исследуя текст, мы опираемся не только на знания, логику, ум, память, но и откликаемся всей душой   на  его содержание.  От   наших   успехов   в   восприятии,   в   понимании   текста   при   чтении зависят   и   результаты   в   области   орфографии   и   пунктуации,   правильность, точность, богатство и выразительность нашей устной и письменной речи. Анализируя  текст,  дети  определяют  тему,  основную  мысль,  средства связи предложений в тексте, стиль и тип речи. Выписывают ключевые слова и художественно   ­   изобразительные   средства,   находят   орфограммы   и пунктограммы, вступают в «диалог» с автором.  Учащиеся   под   руководством   учителя   постигают   красоту,   образность родного   языка   на       примере   отрывков   из   произведений   Пушкина,   Гоголя, Тургенева,   Толстого,   Чехова,   Бунина.   И   в   этом   мне   особенно   помогает специальный   курс   «Речеведческий       анализ   текста»   (6   –   7   классы)   и элективный курс «Практическая стилистика» (9 класс).       Анализируя   тексты,   отражающие   общественно­политическую   жизнь страны,   подростки   овладевают   соответствующей   лексикой,   понятиями, усваивают   форму   выражения   мыслей.   Дополнительные   индивидуальные задания   для   учащихся   предусматривают   самостоятельную   подборку материала из средств массовой информации на заданную тему (спортивные и трудовые достижения, экология, природа родного края и т.д.).  Такая   подготовительная   работа   позволяет   заранее   выполнить   анализ текста, определить его основную тему, провести словарную работу и работу по предупреждению речевых недочетов и грамматических ошибок. Все тексты объединяю по темам:  «Россия – Родина моя», «Любимое время года», «Природа и мы», «Удивительное рядом», «С чего начинается «Любимый   уголок   природы», Родина»,  «Воспитанность   и   интеллигентность»,   «Честь   и   бесчестие»,   «Герои   наших   «Добро   и   милосердие», дней» и   т. д В качестве примера приведу фрагмент урока литературы в 5 классе. Тема:   «Сила   слова   ­   беспредельна»  (по   рассказу   Ю.   Нагибина «Заброшенная   дорога»).   Эпиграфом   к   уроку   дети   выбрали   замечательное высказывание известного русского писателя Льва Успенского «Если есть в мире   вещи,   достойные   названию   ЧУДО,   то   СЛОВО,   бесспорно,   первая   и самая чудесная из них» Учитель: Изучая   язык   и   литературу,   мы   уже   не   раз   убеждались   в  том,  какие разные   возможности   для   выражения   мыслей   и   чувств   даёт   нам   наш   язык, СЛОВО. Как удивительно тонко видят мир большие, настоящие писатели, как чутко воспринимают они все то, что нас окружает и чего мы, быть может, подчас даже и не замечаем!   Какое чудо встретил автор в лесу?    Ученик: Сначала – маленькое чудо – грибы. Протяни руку и возьми. А потом – главное чудо дня – встреча с мальчиком. Беседа по вопросам, раскрывающим смысл текста: Как  автор  называет  мальчика  и  с  кем  его  сравнивает?  Почему?  Что  между ними может быть общего?   Какую роль играет диалог?  Важен ли он для нас? Почему?  Как во время разговора ведут себя мальчик и автор? Как они говорят, смотрят друг на друга?  Есть ли в разговоре лишние слова? (Ни одного лишнего, ненужного слова! Каждое на своем месте).  Почему   так   раздражается и горячится лирический герой? (Да, видимо, этот странный мальчик понимает и знает что­то такое особенное,   о   чем   автор   никак   не   может   догадаться,   чего   понять   не может, но очень хочет).  Какое ключевое предложение текста помогает нам лучше понять героя?  (Дети безошибочно находят его. «Я буду тебе помогать!» ­ вскричал он. А это значит, что у него нет главного – равнодушия. Мальчик занимается странным и непонятным делом – расчищает заброшенную дорогу).  Почему рассказ называется «Заброшенная дорога»?  Подберите       синоним   к   слову   «заброшенная»   и   определите   его эмоциональную окраску.  Почему   Ю. Нагибин взял именно это слово? В чем его сила?    (Оно   звучит  как­то   грустно,   тоскливо,   почти   безнадежно,   хотя говорится всего лишь о дороге).  А   представьте,   если   бы   это   было   сказано   о   человеке…     Вот   она, удивительная   сила   слова,   всего   одного   слова,   так   много   говорящего, значащего, звучащего как укор людям.  А   каково   лексическое   значение   слова   «дорога»?   Имеет   ли   оно переносное значение?  Так какую же дорогу расчищает мальчик?  Назовите глаголы­синонимы, которые помогают нам понять его желание поскорее быть рядом с мальчиком? (Устремился – мчался).  И   опять   загадка.   Почему   Ю.   Нагибин     не     сказал   «пошел»   или «побежал»? Каково значение выбранных им слов?  А   потом   вдруг   появляется   разговорное   слово   «мыкался».     Что   оно обозначает?  Мука, отчаяние, растерянность…  Вот еще одно доказательство того,   насколько   продуманно   отобрано   писателем   каждое   слово,   каждому слову жизнь своя дана!  Ребята, так что же главное в этом рассказе? Какова основная его идея? Найдите подтверждения в тексте, зачитайте.    Слова   какой   части   речи,   по­вашему,   берут   на   себя   основную эмоциональную и смысловую нагрузку?   А   какие   произведения,   созвучные   рассказу   Ю.   Нагибина,   вы   можете вспомнить? («Зимний дуб»)   В рассказе постоянно употребляется местоимение первого лица «Я». Можно ли заменить его на местоимение множественного числа МЫ? В каких абзацах и почему?   (Да, через местоимения «я» писатель обращается к своему читателю, который   должен   проникнуться   этой   проблемой   и   задуматься.   А местоимение   «мы»   призывает   к   рассуждениям,   к   единству   мыслей   и чувств автора и читателя).  Давайте   вспомним   наше   первое   задание.   Удалось   ли,   по­вашему, писателю Юрию Нагибину в малом сказать о большом и важном?  Докажите это еще раз, зачитав выбранные вами из текста самые сокровенные мысли писателя.  Можно ли сказать, что этот рассказ о любви? Как вы это поняли? Под руководством учителя делают вывод о том, что этот небольшой рассказ Юрия Нагибина ­  история о любви, в которой юный герой получает впервые уроки жизни о добре и зле. Автор помогает читателю видеть прекрасное в людях, красоту и благородство человеческих помыслов.  (В заключение урока дети составляют кластеры и синквейны). В качестве домашнего задания предлагаю учащимся написать сочинение на тему: «Что я сделал хорошего?»

Презентация "Пушкин - рисовальщик"

Презентация "Пушкин - рисовальщик"

Презентация "Пушкин - рисовальщик"

Презентация "Пушкин - рисовальщик"

Презентация "Пушкин - рисовальщик"

Презентация "Пушкин - рисовальщик"

Презентация "Пушкин - рисовальщик"

Презентация "Пушкин - рисовальщик"

Презентация "Пушкин - рисовальщик"

Презентация "Пушкин - рисовальщик"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.