Эта презентация раскрывает талант поэта - рисовальщика, который создавал чудесные рисунки - иллюстрации к своим произведениям. Автор рассказывает об истории каждого рисунка, рождённого художником Слова. Ученица посвятила поэту свои стихи и разместила их на одном из слайдов своей презентации. Эту презентацию можно использовать на уроках литературы в любом классе. Дети её просматривают с большим удовольствием, так как открывают для себя новые страницы из жизни великого поэта.
Урок литературы в 5 классе.Заброшенная дорога.docx
Понимание текста – процесс творческий
«Всё, что хотел сказать писатель, заключено в тексте. Ни письма, ни
устные высказывания о себе не дадут того представления о мире, какое даёт
художественный текст. Но сколько нужно знать, чтобы прочесть его! Надо
знать и письма, и высказывания, и воспоминания современников, и эпоху, и
историю литературы. Сколько надо вобрать в себя, чтоб без страха подойти к
малому клочку стихов или прозы!» – так писал Игорь Золотусский в своей
книге «Час выбора»[5]. Нельзя не согласиться с такими раздумьями
критика.
Каждый подлинно художественный текст как явление искусства
индивидуален, неповторим и требует при анализе внимательного, бережного
отношения. Исследуя текст, мы опираемся не только на знания, логику, ум,
память, но и откликаемся всей душой на его содержание.
От наших успехов в восприятии, в понимании текста при чтении
зависят и результаты в области орфографии и пунктуации, правильность,
точность, богатство и выразительность нашей устной и письменной речи.
Анализируя текст, дети определяют тему, основную мысль, средства
связи предложений в тексте, стиль и тип речи. Выписывают ключевые слова и
художественно изобразительные средства, находят орфограммы и
пунктограммы, вступают в «диалог» с автором.
Учащиеся под руководством учителя постигают красоту, образность
родного языка на примере отрывков из произведений Пушкина, Гоголя,
Тургенева, Толстого, Чехова, Бунина. И в этом мне особенно помогает
специальный курс «Речеведческий анализ текста» (6 – 7 классы) и
элективный курс «Практическая стилистика» (9 класс).
Анализируя тексты, отражающие общественнополитическую жизнь
страны, подростки овладевают соответствующей лексикой, понятиями,
усваивают форму выражения мыслей. Дополнительные индивидуальные задания для учащихся предусматривают самостоятельную подборку
материала из средств массовой информации на заданную тему (спортивные и
трудовые достижения, экология, природа родного края и т.д.).
Такая подготовительная работа позволяет заранее выполнить анализ
текста, определить его основную тему, провести словарную работу и работу
по предупреждению речевых недочетов и грамматических ошибок.
Все тексты объединяю по темам: «Россия – Родина моя», «Любимое
время года», «Природа и мы», «Удивительное рядом», «С чего начинается
«Любимый уголок природы»,
Родина»,
«Воспитанность и интеллигентность», «Честь и бесчестие», «Герои наших
«Добро и милосердие»,
дней» и т. д
В качестве примера приведу фрагмент урока литературы в 5 классе.
Тема: «Сила слова беспредельна» (по рассказу Ю. Нагибина
«Заброшенная дорога»). Эпиграфом к уроку дети выбрали замечательное
высказывание известного русского писателя Льва Успенского «Если есть в
мире вещи, достойные названию ЧУДО, то СЛОВО, бесспорно, первая и
самая чудесная из них»
Учитель:
Изучая язык и литературу, мы уже не раз убеждались в том, какие
разные возможности для выражения мыслей и чувств даёт нам наш язык,
СЛОВО.
Как удивительно тонко видят мир большие, настоящие писатели, как
чутко воспринимают они все то, что нас окружает и чего мы, быть может,
подчас даже и не замечаем!
Какое чудо встретил автор в лесу?
Ученик:
Сначала – маленькое чудо – грибы. Протяни руку и возьми. А потом
– главное чудо дня – встреча с мальчиком. Беседа по вопросам, раскрывающим смысл текста:
Как автор называет мальчика и с кем его сравнивает? Почему? Что
между ними может быть общего?
Какую роль играет диалог? Важен ли он для нас? Почему?
Как во время разговора ведут себя мальчик и автор? Как они говорят,
смотрят друг на друга?
Есть ли в разговоре лишние слова?
(Ни одного лишнего, ненужного слова! Каждое на своем месте).
Почему так раздражается и горячится лирический герой?
(Да, видимо, этот странный мальчик понимает и знает чтото такое
особенное, о чем автор никак не может догадаться, чего понять не
может, но очень хочет).
Какое ключевое предложение текста помогает нам лучше понять героя?
(Дети безошибочно находят его. «Я буду тебе помогать!» вскричал он. А
это значит, что у него нет главного – равнодушия. Мальчик занимается
странным и непонятным делом – расчищает заброшенную дорогу).
Почему рассказ называется «Заброшенная дорога»?
Подберите синоним к слову «заброшенная» и определите его
эмоциональную окраску.
Почему Ю. Нагибин взял именно это слово? В чем его сила?
(Оно звучит както грустно, тоскливо, почти безнадежно, хотя
говорится всего лишь о дороге).
А представьте, если бы это было сказано о человеке… Вот она,
удивительная сила слова, всего одного слова, так много говорящего,
значащего, звучащего как укор людям.
А каково лексическое значение слова «дорога»? Имеет ли оно
переносное значение?
Так какую же дорогу расчищает мальчик?
Назовите глаголысинонимы, которые помогают нам понять его желание
поскорее быть рядом с мальчиком? (Устремился – мчался).
И опять загадка. Почему Ю. Нагибин не сказал «пошел» или
«побежал»? Каково значение выбранных им слов?
А потом вдруг появляется разговорное слово «мыкался». Что оно
обозначает? Мука, отчаяние, растерянность… Вот еще одно доказательство
того, насколько продуманно отобрано писателем каждое слово, каждому
слову жизнь своя дана!
Ребята, так что же главное в этом рассказе? Какова основная его идея?
Найдите подтверждения в тексте, зачитайте.
Слова какой части речи, повашему, берут на себя основную
эмоциональную и смысловую нагрузку?
А какие произведения, созвучные рассказу Ю. Нагибина, вы можете
вспомнить? («Зимний дуб»)
В рассказе постоянно употребляется местоимение первого лица «Я».
Можно ли заменить его на местоимение множественного числа МЫ? В каких
абзацах и почему?
(Да, через местоимения «я» писатель обращается к своему читателю,
который должен проникнуться этой проблемой и задуматься. А
местоимение «мы» призывает к рассуждениям, к единству мыслей и
чувств автора и читателя).
Давайте вспомним наше первое задание. Удалось ли, повашему,
писателю Юрию Нагибину в малом сказать о большом и важном? Докажите
это еще раз, зачитав выбранные вами из текста самые сокровенные мысли
писателя.
Можно ли сказать, что этот рассказ о любви? Как вы это поняли?
Под руководством учителя делают вывод о том, что этот небольшой рассказ
Юрия Нагибина история о любви, в которой юный герой получает впервые уроки жизни о добре и зле. Автор помогает читателю видеть прекрасное в
людях, красоту и благородство человеческих помыслов.
(В заключение урока дети составляют кластеры и синквейны).
В качестве домашнего задания предлагаю учащимся написать сочинение на
тему: «Что я сделал хорошего?»
Презентация "Пушкин - рисовальщик"
Презентация "Пушкин - рисовальщик"
Презентация "Пушкин - рисовальщик"
Презентация "Пушкин - рисовальщик"
Презентация "Пушкин - рисовальщик"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.