Развитие творческих способностей является одной из главных задач начального образования. Ребёнок лучше усваивает материал, когда он делает то, что ему нравится.Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере взросления. Природная одарённость ребёнка проявляется довольно рано, но то в какой степени разовьётся его творческий потенциал во многом зависит от педагога и родителей.
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ КСОШ№2
филиала Курской СОШ Гриценко И.Г.
«Развитие творческих способностей учащихся
на уроках и во внеурочной деятельности»
Ребёнок
должен жить в
мире
творчества,
«Без этого,-
писал Василий
Александрович
Сухомлинский,-
он засушенный
цветок.»
Актуальность
Одной из важнейших перемен начала XXI века
является проявление интереса к проблеме
развития у детей интеллектуальных и творческих
способностей. . Формирование личности, готовой
не только жить в меняющихся социальных и
экономических условиях, но и активно влиять на
действительность, изменяя её к лучшему. А это
под силу лишь творчески мыслящим людям.
Наиболее эффективный путь формирования
творческих способностей лежит через приобщение
всех детей к продуктивной творческой
деятельности
Перед школой всегда стоит цель:
создать условия для
формирования личности,
способной к творчеству.
Поэтому начальная школа, делая
переход на новые стандарты
второго поколения, должна быть
сориентирована на развитие
творческой (креативной)
личности
Творческие способности- это
индивидуальные
психологические особенности
ребенка, которые не зависят от
умственных способностей и
проявляются в детской
фантазии, воображении, особом
видении мира, своей точке
зрения на окружающую
действительность
Развитие творческих
способностей - важнейшая
задача начального
образования, ведь этот
процесс пронизывает все
этапы развития личности
ребенка, пробуждает
инициативу и
самостоятельность
принимаемых решений,
привычку к свободному
самовыражению, уверенность
в себе.
Творческая деятельность
развивает
память
восприятие
мышление
воображение
Способности человека можно представить в виде дерева:
• корни — природные
задатки человека;
• •ствол — общие
способности;
• •ветви — специальные
способности, в том числе и
творческие.
Чем больше ветвей, тем
дерево мощней, пышней и
ветвистее его крона!
Методы творчества
наглядность;
художественное слово;
технические средства;
игра.
Я, учителем начальных классов, работаю первый год.
Работая ранее учителем-логопедом в детском саду,
отметила для себя, что существенное формирование
творческих способностей учащихся происходит не только
на уроках, но и во внеурочной деятельности, и далеко не
в школе, а уже, находясь в детском саду. Полагая, что
каждый ребёнок от природы наделён разнообразными
творческими способностями, стремлюсь создавать
условия для их проявления и развития, стимулирую
интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Ведь основным стимулом к учёбе должен стать интерес и
любознательность, желание познать самого себя.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе
начального образования. Вместе с русским языком он формирует
функциональную грамотность, способствует общему развитию и
воспитанию детей.
Вот некоторые приёмы, которые я использую на уроках
чтения:
(Е.В.Бунеева, Н.А. Исаева. Методические рекомендации.)
.
Игра «Чепушина»
Составьте рассказ, используя «словарные»
слова: народ, арбуз, ребята, однажды, дорога.
Ученики составили такой рассказ:
Однажды на дороге ребята нашли арбуз. Они
принесли его в класс.
Народ обрадовался!
Учимся придумывать сказки
1. Первый этап - придумать окончание или
начало сказки, придумать как можно
больше заглавий к сказкам или
рассказам.
2. Второй этап - сочинение сказок по
опорам.
Например:
(Кто это был?) Жил - был зайчик.
(Как выглядел?) Он был маленький,
беленький и очень одинокий.
(Куда пошёл?) Решил он найти свою маму.
Поскакал мимо елочек на опушку леса.
(Кого встретил?) Вдруг видит, навстречу ему
какой-то зверь идёт на длинных ногах и с
большими рогами и т.п.
Прочитай и нарисуй
картину
Прочитай предложения с картинками,
раскрась.
После изучения 1части букваря в 1 классе
провела урок проект « Весёлый алфавит».
Детям было дано домашнее задание совместно
с родителями изготовить понравившуюся букву
алфавита.
Продукты проекта:
Задания на развитие
воображения и
творческих
способностей
На уроках русского языка в 1 классе, работая в
тетрадях по чистописанию, после написания на
строке изученной буквы можно найти самую
красивую и дать детям творческое задание:
С помощью простого карандаша и цветных
карандашей «оживить букву и превратить её …»,
или на отдельных листочках дать задание «Оживи
любимую букву….»
Большие возможности для развития творческих
способностей раскрывают уроки математики.
Используя "Танграм" на уроках математики учащиеся
закрепляют свои знания по знакомству с
геометрическими фигурами, развивая при этом
пространственное воображение, фантазию и
творчество.
Из данных геометрических фигур выполните
объекты: