КЕРАМИКА
В основе поставлено гончарное производство посуды из глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины, пасочницы, цветочники и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.
1. Гончарный рукомойник
2. Квасник с пиалами
Макитра для Кубани весьма важный предмет для домашнего обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра
Текстиль Вышивка
Была наиболее распространенным видом народного декоративно-прикладного искусства на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин.
Текстиль Ткачество
На Кубани развивалось преимущественно в среде не казачьего населения (иногородних). Использовали в основном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселенцами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.
Орнаменты Кубанской вышивки: геометрический, растительный, животный, предметный, смешанный.
Каждая линия, каждый знак имели своё значение. Прямой линией обозначали поверхность земли. Волнистой горизонтальной – воду. Волнистой вертикальной – дождь. Скрещивающимися линиями – огонь и молнию. Круг, квадрат, ромб – Солнце и Луну. Женская фигура символизировала образ матери-земли. Олень, конь приносили счастье, веселье и благополучие. Птица – символ счастья, богатства радости.
Текстиль Кружево На территории Кубани широко распространено вязание кружев с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распространение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамента (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполненное спицами (салфетки), челноком (филейно-гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.
Плетение
Плетение из лозы
Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов.
Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными.
Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева.
Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки.
Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде. Лозоплетение – одно из древнейших промыслов восточных славян. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины. Значительную часть домашней утвари жители кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные корзины, верши (емкости для хранения зерна), коробы плелись из гибкой ивовой лозы.
Резьба по дереву Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью. Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей – фигурки различных животных, музыкальные инструменты – дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры.
Ковань Кузнечное дело
Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги.
Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника.
В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему?
Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.
В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в Екатеринодаре (Краснодаре) было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.
Художественная роспись
Расписывали доливку (земляной пол), печь, сундуки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Наиболее распространена на Кубани Петраковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Переселенцы из района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приемы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.
Вы немножко засиделись-
Ручки, ножки разболелись.
Чтобы ноженьки размять,
Надо вместе пошагать.
Раз, два, три, четыре, пять-
Надо дружно пошагать.
А теперь на счёт четыре:
Раз, два, три, четыре –
Вы поставьте ножки шире.
Дружно ручки на бока.
Развернёмся мы слегка:
Вправо, влево, вправо, влево,
Чтобы спинка не болела.
Все на цыпочки встаём,
Друг за дружкою идём.
Что-то под кустом найдём
И в корзинку соберём.
Встанем прямо. Руки вверх.
Где улыбочки у всех?
Потянулись, улыбнулись –
Ручки будто бы проснулись.
Словно крылья чудо-птицы,
Ручки юной мастерицы.
Взмахи ручками – полёт.
Но пора – урок зовёт.
На места тихонько сели:
Снова слушать захотели.
Из истории бисероплетения
В скифо – сарматскую эпоху уже бусы использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к бисеру появился в ХVII веке. Одежда скифских мужчин состояла из коротких кожаных кафтанов (туго перетянутых поясом) и длинных плотно облегающих кожаных штанов или широких шерстяных шараваров. Кафтаны носились мехом внутрь. По их краям располагались узоры, а на спине находилась орнаментная полоса. Кафтаны знатных скифов украшались яркими вышивками и разнообразными аппликациями, а парадная одежда расшивалась множеством золотых украшений. Нередко кожаные штаны украшались «лампасами» и разнообразными вышивками. Кожаный пояс служил для подвешивания колчана (с левой стороны) и меча или кинжала (с правой стороны). Пояса знатных скифов и дружинников покрывались металлическими бляшками. Скифские женщины носили одежду из шерсти, растительного волокна конопли и кожи. Одежда простых женщин чаще всего состояла из длинного платья, поверх которого носилась накидка. Наряды знатных скифянок обычно расшивались множеством золотых пластинок и бляшек
Скифская воительница IV в. до н.э.
У сарматов костюм воительниц, видимо, весьма различался у разных племен. С одной стороны, известны случаи, когда римляне не могли отличить на поле боя по внешнему виду мужчин от женщин ; знатные женщины-воительницы носили прочные и широкие боевые пояса: так, подобный пояс царицы нижнекубанского племени язаматов (иксоматов) Тиргатао отразил удар меча заговорщика, подосланного боспорским царем. С другой стороны, в могилах сарматских воительниц известны специфические узкие длинные платья с глубокими разрезами, удобные для верховой езды (Высочино I, курган 10, где с умершей лежали меч и кинжал). Есть много оснований полагать, что сарматы в случае необходимости мобилизовывали в армию как девушек, так и молодых замужних женщин, и облик костюма «амазонок» на войне, не считая легких доспехов, вероятно, заметно не отличался от того, который носили в быту.
ГЕРДАН или ГАЙТАН
Самым праздничным украшением девушек и молодых замужних женщин были перла – нагрудные украшения, сплетённые из речного жемчуга. В праздничный день женщины надевали гайтаны (герданы) – длинные ленты, сплетённые из разноцветного бисера, концы которых соединялись медальонами, спускавшимися на грудь, и спину.
ПОДДУШНИКИ или ГИТАНЫ
Эти популярные украшения представляют собой красные полоски ткани, застёгивавшиеся сзади на пуговицу. Спереди к ним пришивались подвески длиной в 30 см и шириной в з см, сплетённые из разноцветного бисера, с бахромой на концах.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
У всех славянских народов существовал обычай, связанный с дохристианскими религиозными представлениями, по которому замужняя женщина с непокрытой головой приносила несчастья в дом. Она могла вызвать неурожай, падёж скота, пожар, болезни и др. Поэтому особое внимание уделялось женским головным уборам ( кичкам, кокошникам). Их украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами. Все головные уборы имели поднизь – сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели из белого или прозрачного бисера.
ПОЯС - обязательный элементом костюма. Его носили женщины, мужчины и дети. Он выполнял некоторые обрядовые функции – защищал человека от влияния злых внешних сил, создавая магический круг. С обряда опоясывания начиналось приобщение ребёнка к окружающему миру. Большое значение имел цвет пояса. Наибольшее распространение получили красные пояса, символизирующие силу, долголетие, жизнестойкость.
Домашняя утварь – большая глиняная ёмкость для засолки огурцов, для замешивания теста, для заквашивания молока и т.д.
Обязательный элемент костюма и для мужчин, и для женщин, и для детей, который защищал от влияния злых сил.
Женский головной убор, традиционный для всех славянских народов, украшенный поднизью – сеткой из белого или прозрачного бисера.
Как называется вышитое полотенце на Кубани?
Этот вид художественной росписи пришёл на Кубань из Украины. В ней преобладает красный цвет. Ею расписывали ворота, ставни, в хате – русскую печь, детскую люльку, посуду.
Праздничные нагрудные украшения – длинные ленты, сплетённые из разноцветного бисера, концы которых соединялись медальонами, спускавшимися на грудь, и спину.
Прут какого дерева применяется в лозоплетении?
Волокна какого растения использовались в ткачестве на Кубани?
Если кроссворд разгадан, то в вертикальной красной строке получится слово, которым можно объединить все ремёсла и декоративно прикладное творчество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.