Презентация даёт возможность познакомить детей с русским женским головным убором. Наглядный материал содержит краткую информацию о исторических корнях, параллельно идёт демонстрация разных видов головных уборов (в том числе на картинах известных русских художников). Использовать материалы презентации можно как на уроках технологии ("Русский костюм". 5-7 классы), так и для учащихся начальной школы ("Как это было"), а так же на уроках изобразительного искусства ("Головные уборы русских красавиц").
Происхождение
кокошника
Кокошниками издревле
назывался высокий, расшитый
праздничный головной убор
женщин, покрывающий волосы.
Название происходит от
древнерусского слова "Кокош"
петух. Форма головного убора
напоминала древним русичам
петушиный гребень.
Венецианов, Жница
Древнерусские женские головные уборы
Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткойподнизью. (По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли,
в. п. XII в.)
Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.
Древнерусские женские головные уборы
Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой
и колтами, вторая половина XII начало XIII вв.
( По материалам Киевских кладов.)
Великая княгиня в парадном уборе, кон. XIIнач. XIII вв.
С использованием накладной коруны.
(По материалам кладов Старой Рязани .)
Девичьи уборы древних славян
Только девушки могли ходить
с непокрытой головой.
Украшением служили повязки.
Девушка вятичей в уборе,
с височными кольцами и
шейной гривной.
По материалам курганов
вятичей, конца XI – XII вв.
Реконструкция костюма и украшений
девушки из Ярославля,
конец XII – начало XIII вв.
Византийское влияние
Одна из версий происхождения
кокошника византийская. Еще в
античное время знатные гречанки
украшали головы небольшими
диадемами, которые при помощи
переплетения лент крепились к
прическе.
Девушка у зеркала. Художник Филипп Будкин
Наряды византиек были по
восточному строги, украшать
голову "венцами" было принято
только среди незамужних
девушек, у замужних же женщин
волосы были плотно закрыты
специальным покрывалом.
Видимо, с налаживанием
торговых связей между Русью и
Византией княжеские дочери
получили возможность
ознакомится с византийской
модой.
Д.Г.Левицкий Агаша Левицкая (дочь)
Даже Екатерина II неоднократно позировала
в кокошнике, стремясь подчеркнуть
свое почтение к русским традициям.
Художник Стефано Торелли.
Портрет императрицы Александры Федоровны – жены Николая II.
Художник Франц Крюгер.
Высшим слоям стали подражать и все остальные слои
золотом или жемчугом кокошника.
населения и вскоре праздничный наряд русской
женщины уже не обходился без расшитого бисером,
Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова.
У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и
выпущены из под головного убора:
Девичий головной убор в целом представлял
собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя
непокрытой теменную часть головы.
«Перевязка» (повязка) полоска ткани с
золотной вышивкой или из парчи, позумента с
завязками на концах.
Коса – девичья краса
Кокошник был не только главным женским
украшением, но и семейной ценностью: их давали и
в приданое, и передавали по наследству. В отличие
от девичьей "коруны" женский кокошник имел
"донце" из такни, прикрывавшее волосы.
Портрет дочери К.Маковского Ольги
(Цилиндрический кокошник)
На Русском севере повязки были
высокими и имели вид широкой
ленты, которая обхватывала
голову кольцом и завязывалась на
затылке. Верхняя часть была
сшита из позумента, изнутри
подбитого ситцем, покупной,
золотистой парчи в виде ленты, а
нижняя — очелье — выполнена
из пяти пластин серебристой
фольги, расшитой речным
жемчугом или бисером в виде
геометрического узора. Их
укрепляли на льняную подкладку
и расшивали жемчужным узором.
Внизу край повязки завершала
жемчужная поднизь в виде
фестонов. Со стороны затылка
повязку украшали тремя яркими
шелковыми лентами с «ушками»,
напоминавшими банты.
«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» тип
праздничного девичьего убора с подкладками из
фольги. Главное их различие заключалось в том, что
одни были сплошными, твердыми, а другие
прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы
обрамляли девичье лицо подобно нимбу.
Самые распространенные виды кокошника – однорогий и кокошникшишак.
Шишак украшали шишки из жемчуга и бисера, которых могло быть до 40 на одном
уборе. Такой кокошник надевали на невесту с пожеланием иметь столько же детей,
сколько шишек на свадебном кокошнике, и покрывали платком.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.