Презентация "Русские красавицы" (1-5 класс. Изобразительная деятельность, технология)

  • Иллюстрации
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация даёт возможность познакомить детей с русским женским головным убором. Наглядный материал содержит краткую информацию о исторических корнях, параллельно идёт демонстрация разных видов головных уборов (в том числе на картинах известных русских художников). Использовать материалы презентации можно как на уроках технологии ("Русский костюм". 5-7 классы), так и для учащихся начальной школы ("Как это было"), а так же на уроках изобразительного искусства ("Головные уборы русских красавиц").
Иконка файла материала Русские красавицы материалы к уроку.pptx
Русские красавицы Составитель:  учитель технологии МБОУ СОШ №7 г. Дубны Кораблёва О.Л
Происхождение  кокошника Кокошниками издревле  назывался высокий, расшитый  праздничный головной убор  женщин, покрывающий волосы.  Название происходит от  древнерусского слова "Кокош" ­  петух.  Форма головного убора  напоминала древним русичам  петушиный гребень. Венецианов, Жница
Древнерусские женские головные уборы Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой­поднизью. (По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли,  в. п. XII в.)   Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.
Древнерусские женские головные уборы Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой  и колтами, вторая половина XII ­ начало XIII вв. ( По материалам Киевских кладов.) Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII­нач. XIII вв.  С использованием накладной коруны.  (По материалам кладов Старой Рязани .)
Девичьи уборы древних славян Только девушки могли ходить  с непокрытой головой. Украшением служили повязки. Девушка вятичей в уборе,  с височными кольцами и  шейной гривной.  По материалам курганов  вятичей, конца XI – XII вв. Реконструкция костюма и украшений  девушки из Ярославля,  конец XII – начало XIII вв.
Византийское влияние Одна из версий происхождения  кокошника ­ византийская. Еще в  античное время знатные гречанки  украшали головы небольшими  диадемами, которые при помощи  переплетения лент крепились к  прическе. Девушка у зеркала. Художник Филипп Будкин
Наряды византиек были по  восточному строги, украшать  голову "венцами" было принято  только среди незамужних  девушек, у замужних же женщин  волосы были плотно закрыты  специальным покрывалом. Видимо, с налаживанием  торговых связей между Русью и  Византией княжеские дочери  получили возможность  ознакомится с византийской  модой.  Д.Г.Левицкий Агаша Левицкая (дочь)
Кокошник  златоглав   был обтянут парчой  и  вышит бисером и золотом.
Традиция украшать голову высоким головным  убором начала приживаться и в русском  обществе.
Даже Екатерина II неоднократно позировала   в кокошнике, стремясь подчеркнуть  свое почтение к русским традициям.  Художник Стефано Торелли.        Портрет императрицы Александры       Федоровны – жены Николая II.         Художник Франц Крюгер.
Портрет императрицы Марии  Фёдоровны. Иван Макаров. Княгиня Орлова­Давыдова на  костюмированном балу 1903 года
Высшим слоям стали подражать и все остальные слои  золотом или жемчугом кокошника. населения и вскоре праздничный наряд русской  женщины уже не обходился без расшитого бисером,
Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова.  У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и  выпущены из под головного убора:
Девичий головной убор в целом представлял  собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя  непокрытой теменную часть головы.  «Перевязка» (повязка) ­ полоска ткани с  золотной вышивкой или из парчи, позумента с  завязками на концах.
Украшением этих уборов служит поднизь или ризка из речного жемчуга,  бисера, рубленого перламутра, нанизанными на конский волос.
Коса – девичья краса Кокошник был не только главным женским  украшением, но и семейной ценностью: их давали и  в приданое, и передавали по наследству. В отличие  от девичьей "коруны" женский  кокошник имел  "донце" из такни, прикрывавшее волосы. Портрет дочери К.Маковского Ольги (Цилиндрический кокошник)
На Русском севере повязки были  высокими и имели вид широкой  ленты, которая обхватывала  голову кольцом и завязывалась на  затылке. Верхняя часть была  сшита из позумента, изнутри  подбитого ситцем, покупной,  золотистой парчи в виде ленты, а  нижняя — очелье — выполнена  из пяти пластин серебристой  фольги, расшитой речным  жемчугом или бисером в виде  геометрического узора. Их  укрепляли на льняную подкладку  и расшивали жемчужным узором.  Внизу край повязки завершала  жемчужная поднизь в виде  фестонов. Со стороны затылка  повязку украшали тремя яркими  шелковыми лентами с «ушками»,  напоминавшими банты.
«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в  русском костюме» К.Маковский
Коруна ­ твердый венец в виде выпуклого обруча с  прорезным узором была самым торжественным  из  девичих уборов.
Невеста перед венчанием меняла  повязку на особый убор – коруну,  украшенную фольгой и самоцветами.
«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» ­ тип  праздничного девичьего убора с подкладками из  фольги. Главное их различие заключалось в том, что  одни были сплошными, твердыми, а другие ­  прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы  обрамляли девичье лицо подобно нимбу.
Во время девичника подруги невесты расплетали ей косу. А невеста своим  подругам дарила ленты, косники. К. Маковский. Под венец.
Неизвестный художник «Портрет великой  княжны Александры Павловны в русском  костюме» 1790
Самые распространенные виды кокошника – однорогий и кокошник­шишак.  Шишак украшали шишки из жемчуга и бисера, которых могло быть до 40 на одном  уборе. Такой кокошник надевали на невесту  с пожеланием иметь столько же детей,  сколько шишек на свадебном кокошнике, и покрывали платком.
К.Е.Маковский  «Рассказчица»

Посмотрите также