ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. Ф.И. Тютчев
Ирония — один из видов юмора. Это тонкая, затаенная насмешка. Иронический смысл достигается преувеличенно восторженным определением таких качеств, или явлений, или действий, которые на самом деле достойны только порицания; ирония звучит и в восхвалении именно тех качеств, которых на самом деле нет у того, кого восхваляют.
Ирония – это:утонченная, завуалированная насмешка, спрятанная под внешне серьезным изложением или мнимым одобрением;фигура речи, использующая контраст явной и скрытой сути словесного выражения;притворное согласие, на деле являющееся отрицанием;
Ирония – это:иносказательный троп, при котором обороту речи придается смысл, противный буквальному значению или же вообще отвергающий это значение;это разновидность комизма, при которой смех прячется под вуалью серьезности и скрывает внутри себя ощущение превосходства или скепсиса.
Виды иронии
прямая | ее используют для принижения |
| нужна, чтобы объяснить, |
самоирония | ирония по отношению к собственной личности |
| тип иронического отношения к себе, |
ироническое восприятие мира | это особый взгляд на мир, дающий |
Использование иронии в литературе А. С. Пушкин осуждает неприятное ему светское общество, называя его насмешливо “цветом столицы”, “необходимыми глупцами”, “везде встречаемыми лицами”.Н. Гоголь изображает своих низких и подлых героев словами притворно хвалебными: “Итак, два почтеннейших мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой! и за что? за вздор, за гусака”. Называет Чичикова «самым благопристойным человеком, какой когда-либо существовал в свете».
Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία «притворство») — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.
Сатира (лат. satira, от более раннего satura (сатура) — смесь, всякая всячина) — вид комического, резко высмеивающий человеческие или общественные пороки.
Примеры сатиры в произведенияхА. С. Грибоедова, Н.В. Гоголя (поэма «Мертвые души»), Н.А. Некрасова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А Крылова в баснях и особенно кусательная сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина выражали отвращение к тирании, крепостному праву, прописным порядкам.
Сила сатиры в литературе зависит от того, насколько - значимую позицию в обществе занимает автор-сатирик, - от применяемых им средств сатиры, - а также от смелости его слога.
Сатира дает надежду и поднимает дух в самые горькие моменты жизни, потому что она помогает перевернуть привычную картину мира, превращая ее из трагичной в невообразимо цепкую вдохновляющую шутку.Сатира отличается своей активностью, волевой направленностью и целеустремленностью.
Специфика сатиры не в том, что она вскрывает отрицательные, вредные или позорные явления, но в том, что она всегда осуществляет это средствами особого комического закона, где негодование составляет единство с комическим изобличением, изобличаемое показывается как нормальное, чтобы затем обнаружить через смешное, что это норма - только видимость, заслоняющая зло.
«Под сатирою,— писал В. Г. Белинский,— следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества».
Недостатки, слабости и пороки в сатире высмеиваются с помощью с помощью средств юмора, таких как ирония, сарказм, пародия, гротеск, аллегория, гипербола, эзопов язык и другие. Именно через образы героев, высмеивающих качества реально существующих персонажей, жестоко обличающих их пороки и слабости в развлекательно-юмористической форме легко понять, что такое сатира в литературе.
ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов). Инвектива (от лат. invectiva oratio — обвиняющая речь) — резкое обличительное выступление против какого-либо явления жизни или лица.Пример инвективы –стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта».
Инвѐкти́ва (от лат invectiva (oratio), в свою очередь происходящее от лат invehor — бросаюсь, нападаю) — форма литературного произведения, одна из форм памфлета, осмеивающего или обличающего реальное лицо или группу.Инвектива отличается резкостью обличения и является разновидностью публицистики, близкой к памфлету.
Инвектива(от лат. invehor – бросаюсь, нападаю), «ругательное» сочинение, направленное против конкретного лица или лиц. Существуют оды -инвективы, послания - инвективы: Закон татарин чтит, японец, африканец,Отмещет днесь его француз один, поганец.Н. Струйский, «Письмо о российском театре».
Сарказм – это едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Используется в сатирических литературных произведениях. Сарка́зм (греч.σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать плоть») — вид сатирического изобличения, язвительная насмешка , высшая степень иронии, основанная на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.
Сарказм — это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, того, в отношении чего происходит.
Сарказм, как и сатира, заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит своё выражение высшая степень негодования, ненависть.
В сарказме негодование высказывается вполне открыто. С таким сарказмом говорит М. Лермонтов о своём поколении: «Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом…», и заключает свою «Думу» едким сравнением отношения к нему будущих поколений с «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».
«Смех,— писал А. В. Луначарский,— наносит болезненные удары противнику, заставляет его терять уверенность в своих силах и, во всяком случае, делает в глазах свидетелей очевидным бессилие противника...»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.