Изобразить человека можно:
описав его словами (в литературе)
изобразив на плоскости
(живопись или графика)
изваяв в объёме (скульптура).
Литературный портрет –
это чаще портрет психологический, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.
Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или
какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения
и осмеяния.
Язык художников – карикатуристов был понятен народу:
ведь они боролись против зла и насилия.
Это политическая карикатура.
Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы
Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках,
фронтовых газетах художники-карикатуристы бичевали
и жестоко высмеивали врага.
Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом «Кукрыниксы».
Куприянов, Крылов, Соколов
Художник-карикатурист должен быть человеком не только остроумным, но и очень наблюдательным, уметь подмечать едва заметные для других черты, чтобы смелым их преувеличением вызывать смех.
Сегодня практически все газеты и журналы помещают на своих страницах карикатуры. Одни из них заставляют нас смеяться, другие задуматься над происходящим. Ведь кто такой карикатурист? Это не только художник, но ещё и журналист. Он как бы описывает происходящее за день, но не словами, а рисунком.
Лубок - это народная (фольклорная) картинка.
С середины 17в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть лубками.В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы.
Гротеск – это художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, , причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального. Он появился в культуре Древней Греции и широко используется в различных видах искусства по настоящее время.
Никас Сафронов «Неуловимая»
Арчимбольдо Джузеппе. «Вертуми»,
Император Рудольф II. 1590г
Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются.
В шарже не позволяется никакое подчёркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.
Шарж – искаженное изображение
Шарж не должен слишком отличаться от оригинала, он должен оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж.
Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружелюбно.
В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика с остроумным и комическим преувеличением характерного.
Однако здесь необходимо чувство меры, а главное – чувство правды!
В этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.
Лицо каждого человека своеобразно и неповторимо, поэтому нужно внимательно вглядываться в объект изображения, находя главное и отличительное, что потом следует подчеркнуть.
Шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем старческом лице короля, выдающийся французский художник XIX века О. Домье довел изображение до обыкновенной груши!
Онере Домье. Карикатура на короля Луи Филиппа.
СЮЖЕТНЫЙ
Дерево познаний
1. Что такое портрет?
Портрет –
это изображение
конкретного
человека.
2. Как называется изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее
отрицательные черты отдельного человека или
какой-нибудь группы людей
с целью их разоблачения и осмеяния?
Карикатура
3. Какой может быть
карикатура?
Сатирическая
Юмористическая
Формы
сатирического
жанра
карикатура
лубок
гротеск
шарж
4. Назовите формы сатирического жанра.
5. Назовите виды шаржа.
Виды шаржа:
ПОРТРЕТНЫЙ
Рефлексивно-оценочный этап:
По окончании работы – вывешиваем рисунки на доску .
- Ребята, что вам понравилось в вашей работе? Что лучше всего удалось?
- В итоге получилось то, что задумывали изначально?
- Смогли ли вы передать то, что хотели?
- Как вы себя чувствовали в роли художников - карикатуристов?
- С какими трудностями вы столкнулись, работая над шаржами?
Литература
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Павлова, - Волгоград: Учитель, 2006
Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009
Ресурсы Интернета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.