Ребёнок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и др.;
содержание правил правописания усваивается детьми формально и в более длительные сроки;
ребёнку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и в дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
самопроверка не даёт положительных результатов.
Симптоматика
дизорфографии.
Коррекционная
работа при
дизорфографии
Ведищева Е.Г.
Что такое дизорфография?
Дизорфография – это
стойкая и
специфическая
несформированность
усвоения
орфографических
знаний, умений и
навыков,
обусловленная
недоразвитием ряда
речевых и неречевых
психических функций.
СИМПТОМАТИКА
ДИЗОРФОГРАФИИ
ребёнок не может запомнить и часто смешивает
такие термины, как «звук», «слог», «слово» и
др.;
содержание правил правописания усваивается
детьми формально и в более длительные сроки;
ребёнку
недоступна система
суждений и умозаключений, благодаря которым
возможно
(проверочного и проверяемого), а также цепочка
действий и операций по их осуществлению;
практически
слов
выделение
искомых
содержание
словами
сделать
самостоятельно,
своими
орфограммы,
невозможность
пересказать
обобщение, вывод;
неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются
формально (например, при проверке безударных гласных
в корне вместо родственных слов подбираются слова,
сходные по звучанию);
трудности усвоения операций и способов проверки слов
(например, при определении морфемного состава слова
и в дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
самопроверка не даёт положительных результатов.
ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ
безударные гласные, проверяемые ударением;
слова с непроверяемыми написаниями;
гласные –и-, -а-, -у- после шипящих (жи-ши, ча-ща,
чу-щу);
буквосочетания –чк-, чн-, -нщ-, -щн-;
проверяемые парные согласные в корне слов;
мягкий разделительный знак;
имена собственные;
деление на слоги;
оформление предложений;
мягкий знак в середине и в конце слова;
удвоенные согласные;
непроизносимые согласные;
гласные и согласные в приставках;
правописание приставки со словом;
правописание предлога со словом;
твёрдый разделительный знак;
соединительные гласные в сложных
словах;
-не- с глаголами;
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ.
• Одной из причин дизорфографии
является недостаточная
сформированность высших
психических функций у детей,
таких как внимание, память,
мышление. Формированию данных
функций помогают специальные
задания и упражнения. Каждый
учитель может использовать такие
специальные задания на уроках.
Взяв за основу предлагаемые ниже
примерные упражнения,
преподаватель может по аналогии
подобрать учебный материал в
соответствии с поставленной темой
и целью урока.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
В рядах букв спрятались слова. В каждом ряду – одно
слово. Зачеркни в каждой строчке повторяющиеся
буквы и прочитай поговорку. Объясни смысл и запиши
её в тетрадь.
СЛШЕКНАСТИШВАОКМТУ
БНВТСПЕБГЖТДНАБЖП
ОПЛРУВАЗОДУНЛИВКОЛУ
Ленивому всегда праздник.
Распутай слово и впиши буквы в клеточки.
Р
Т
Е
В
Прочитай слова, написанные
разным шрифтом.
1. Я с Б г л Л О и р К у ш в О а а
2. л М и А Н м Д о А Р н И Н
3. М к А л Л у б И н Н и А к а
4. с К м о Р Ы р Ж о д О В и Н н И а К
5. В а к И б р Н и О и Г Р в к и А о Д с
6. Ч г Е в Р р и Е а ш Ш н Н н а Я т я
7. о И р Ф З е и Ю н х и М к и и
8. А б п Н а е А р Н н с А и а С к н .
Составь слова,
используя слоги с дерева.
Упражнения на развитие памяти
• Внимательно рассмотри и запомни цепочку букв, слогов, слов.
Воспроизведи (запиши) их по памяти.
•
•
л п е м а с к в ц
ло ма ук ди ош пы
•
дом эхо стог рот лес сыр
• Внимательно рассмотри и запомни буквы, слоги, слова. Вспомни и
запиши их в обратном порядке.
•
•
•
э в р д
пи ве ка жи
лес сон бал шум
• Прочитай предложения и повтори их по памяти. Самое длинное
предложение запиши в тетрадь.
• Бабушка стряпает.
• Бабушка стряпает обед.
• Бабушка стряпает вкусный обед.
• Бабушка стряпает вкусный обед внуку.
• Бабушка стряпает вкусный обед любимому внуку.
Упражнения на развитие
логического мышления.
передача
подвал
рукав
подпевала
Ключевое словосочетание:
ЧАСТИ ТЕЛА.
1)палец
2)плечо
3)голова
4)ногти
5)рука
6)нога
7)грудь
8)волосы
9)живот
10)бедро
11)колени
Дисграфические и
орфографические ошибки не
исчезают сами по себе и имеют
тенденцию сохраняться долгие
годы, что снижает успеваемость
ребенка по русскому языку.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ.
УСПЕХОВ В
РАБОТЕ!