Презентация "Специальный курс по литературе "Анализ художественного текста" поможет педагогам провести занятия не только в рамках данного специального курса по литературе, но и объяснить учащимся многие литературоведческие термины, изучаемые на уроках литературы в разных классах. Данная презентация также будет полезна при подготовке школьников к олимпиадам по литературе.Презентация "Специальный курс по литературе "Анализ художественного текста" поможет педагогам провести занятия не только в рамках данного специального курса по литературе, но и объяснить учащимся многие литературоведческие термины, изучаемые на уроках литературы в разных классах. Данная презентация также будет полезна при подготовке школьников к олимпиадам по литературе.    Презентация состоит из 29 слайдов, на которых представлены определения литературоведческих терминов, а также примеры их употребления в художественных текстах.
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            Специальный курс
по литературе
текста»
«Анализ 
художественного 
Подготовила И.Г. Губушкина, учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 22» г. Барнаула
                        
                     
                                    
                        
                        
                            событие 
которых 
(от  франц.  sujet 
- 
- 
Сюжет 
- 
или 
предмет) 
совокупность событий в эпических 
и  драматических  произведениях, 
развитие 
позволяет 
писателю  раскрыть  характеры 
суть  изображаемых 
героев  и 
явлений 
с 
в 
авторским  замыслом.  В  основе 
сюжета лежит конфликт. 
соответствии
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Композиция (от лат. compositio - 
составление - связывание) - построение 
художественного произведения, 
обусловленное его содержанием, 
характером, назначением и во многом 
определяющее его восприятие. 
Композиция - важнейший, 
организующий элемент 
художественной формы, придающий 
произведению единство и цельность, 
соподчиняющий его компоненты друг 
другу и целому.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Сюжетные элементы 
(элементы композиции)
1. Экспозиция - часть произведения, 
излагающая действующие лица и действия 
(предшествует и запускает начало 
развёртывания единиц структуры 
произведения);
2. Завязка - это событие, которое является 
началом действия. Она или обнаруживает 
уже имевшиеся противоречия, или сама 
создаёт («завязывает») конфликты.
3.Развитие действия - система событий, 
вытекающих из завязки. По ходу развития 
действия конфликт обостряется, а 
противоречия между действующими 
лицами углубляются и обостряются.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            4. Кульминация - наиболее напряжённый 
момент в развитии действия (сюжета), 
решающий, переломный момент во 
взаимоотношениях и столкновении 
героев, с которого начинается переход к 
развязке. 
5. Развязка - то завершающая часть 
развития сюжета или интриги, где 
разрешается, приходит к логическому 
образному завершению конфликт 
произведения.
6. Эпилог - заключительная часть, 
прибавленная к законченному 
художественному произведению и не 
обязательно связанная с ним 
неразрывным развитием действия.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ВРЕМЯ 
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 
И 
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  ПРОСТРАНСТВО  — 
характеристики 
важнейшие 
художественного 
образа, 
организующие 
композицию 
произведения  и  обеспечивающие  его 
восприятие 
и 
целостной 
художественной 
самобытной 
действительности. 
как
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Троп (от др.-греч. Τρόπος 
-оборот) – риторическая  
фигура, слово или 
выражение, используемое  в 
переносном  значении  с  
целью усилить  образность  
языка, художественную  
выразительность речи.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            греч.  hyperbolē 
– 
Гипербола 
(от 
преувеличение)– 
чрезмерное 
преувеличение  свойств  изображаемого 
большей 
предмета 
выразительности. 
для 
фольклора,  поэзии  романтизма,  жанра 
сатиры.(«Редкая  птица    долетит  до 
(Н.В.Гоголь))
середины 
Днепра» 
для 
Характерно 
Эпитет (от греч. ἐπίθετον, «прозвище»)  
–  образное  определение  предмета, 
преимущественно 
выраженное 
прилагательным 
(румяная 
заря, 
ангельский свет).
                        
                     
                                    
                        
                        
                            «перенос», «переносное значение»)– 
переносное  значение слова, основанное 
 на  сходстве  или противопоставлении  
одного  предмета  или явления  другому 
(«Пчела  за  данью  полевой // Летит из 
кельи  восковой…» (А.С. Пушкин))
Развёрнутая метафора – это  метафора, 
последовательно   осуществляемая   на 
протяжении   большого   фрагмента   
сообщения или   всего   сообщения   в  
целом. («Книжный голод  не  проходит:  
продукты  с  книжного рынка  всё  чаще 
 оказываются  несвежими - их 
приходится  выбрасывать,  даже  не 
попробовав».)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Олицетворение - 
приписывание свойств и 
признаков одушевлённых 
предметов 
неодушевлённым. Часто 
олицетворение 
применяется при 
изображении природы, 
которая наделяется теми 
или иными человеческими 
чертами. («Деревья долго 
шептались».)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Метонимия 
(др.-греч. 
μετονυμία 
- 
«переименование») 
– 
перенос  наименования  с 
одного предмета на другой 
их 
на 
этой 
смежности. 
истории знала вся школа»)
основании 
(«Об
                        
                     
                                    
                        
                        
                            трудом 
Автор  —  физическое  лицо, 
творческим 
которого 
создано  произведение.  Автор 
(лат.  auctor)  —  творец  всякого 
литературного, 
музыкального 
или  любого  художественного 
произведения  и  вообще  всякого 
произведения 
ума, 
воплощённого искусством.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Рассказчик 
(повествователь)  (от  фр. 
narrateur  —  рассказчик)  - 
некая  личность  (например, 
литературный  персонаж), 
от  лица  которой  ведётся 
 
повествование 
литературном 
произведении.
в
                        
                     
                                    
                        
                        
                            человека 
Литератуу́рный  героу́й  -  это 
образ 
в 
литературе.  Также  в  этом 
смысле  используют  понятия 
и 
«действующее 
лицо» 
Зачастую 
«персонаж». 
литературными 
героями 
называют 
более 
важных  действующих  лиц 
(персонажей).
лишь
                        
                     
                                    
                        
                        
                            СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  ФИГУРЫ 
- 
обороты речи, применяемые для 
усиления 
экспрессивности 
(выразительности) высказывания 
(например,  анафора,  эпифора, 
эллипс,  антитеза,  оксиморон, 
инверсия, 
параллелизм, 
бессоюзие, многосоюзие и др.).
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Аллегория 
др.-греч. 
ἀλληγορία  -  иносказание)    - 
изображение 
иносказательное 
с  целью 
предмета,  явления 
наиболее 
показать 
наглядно 
существенные 
(образ 
женщины с повязкой на глазах и 
с  весами  в  руке  –  символ 
обвившая 
правосудия; 
чашу,– символ медицины) 
черты. 
(от 
змея,
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Риторический вопрос (от греч. 
rhetor- оратор) - вопросительное 
предложение, содержащее 
утверждение (или отрицание), 
оформленное в виде вопроса, не 
требующего ответа.
(Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?..
                                             М.Ю. 
Лермонтов)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Риторическое  обращение 
- 
обращение,  которое  адресуется 
предмету, 
неодушевленному 
отвлеченному  понятию,  лицу 
отсутствующему.  Оно 
носит 
условный  характер. 
  В  нём 
главную  роль  играет  не  текст,  а 
интонация 
(«О 
Русская  земля,  далеко  уж  ты  за 
горами! »)
обращения.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            (греч. 
слова 
в 
звуков 
возвращать) 
anapherein 
Анафора 
относить  назад,  возводить  к 
чему-либо, 
- 
повторение 
единоначатие, 
или 
определенного 
отдельных 
начале 
нескольких  строф,  стихов  или 
бедные 
предложений. 
селенья, 
 Эта скудная природа. » )
(«Эти 
//
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Антитеза  –  противопоставление 
образов,  картин,  слов,  понятий  . 
(«Они сошлись. Волна и камень, // 
     Стихи и проза, лед и пламень.»)
– 
порядок 
Инверсия 
неправильный, 
необычный 
в 
предложении.  Инверсия  придаёт 
фразе выразительность. (Неверно: 
«Белеет парус одинокий…» Верно: 
«Одинокий парус белеет.»)
слов
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Градация  -  расположение  ряда  выражений, 
относящихся  к  одному  предмету,  в  порядке 
возрастания  или  убывания 
(«Полз,  шёл, 
бежал,  нёсся»,  «Все  грани  чувств,  все  грани 
правды стерты: //В мирах, в годах, в часах…» )
  Параллелизм 
-  риторическая  фигура, 
представляющая 
расположение 
сходных  по  грамматической  структуре  и 
частей, 
значению 
словосочетаний, слов.  («Твой ум глубок, что 
море,//
 Твой дух высок, что горы…»)
предложений, 
собой 
их
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Звукопись - применение 
разнообразных 
фонетических приёмов для 
усиления звуковой речи 
(аллитерация, ассонанс).
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Аллитерация - повторение 
одинаковых или однородных 
согласных в стихотворении, 
придающее ему особую звуковую 
выразительность. («Чуть слыШно, 
бесШумно ШурШат камыШи».)
Ассонанс - приём звуковой 
организации текста, особенно 
стихотворного: повторение гласных 
звуков. («ПО небу гОлубОму 
прОехал грОхот грОма».)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Рифма - (др.-греч. ῥυθμός «размеренность, 
ритм») — созвучие в окончании двух или 
нескольких слов. Наиболее 
употребительна в стихотворной речи. 
Мужская рифма – с ударением на 
последнем слоге.
Женская рифма – с ударением на 
предпоследнем слоге.
Дактилическая – с ударением на третьем 
от конца слоге.
Гипердактилическая – с ударением на 
четвёртом  и дальше от конца слоге.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Виды рифм по расположению в 
стихотворных строчках:
1. Парные (смежные) - рифмуются 1 
и 2, 3 и 4 строчки (схема - аа, бб).
(Оборвана цепь жизни молодой,
 Окончен путь, бил час, пора домой,
 Пора туда, где будущего нет,
 Ни прошлого, ни вечности, ни лет.)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            2. Перекрёстные – 
рифмуются 1 и 3, 2 и 4 
строчки (схема- аб, аб). 
(Любви, надежды, тихой 
славы
 Недолго нежил нас обман,
 Исчезли юные забавы,
 Как сон, как утренний 
туман.)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            3. Охватные (опоясывающие) – 
рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки 
(схема- аб, ба).
(Поэзия давно легендой стау́ла,
От бесов Болдино свершила круу́г
До блоковских полуроссийских 
вьюу́ г.
А мы... мы растеряли все 
начау́ла.)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Повесть – жанр эпического 
произведения. Повесть больше по 
объёму и охвату жизненных явлений, 
чем рассказ, и меньше, чем роман.
Роман – жанр эпического 
произведения. Роман имеет большой 
объём, в  романе  человек 
изображается в сложных социальных 
условиях, сюжет многолинейный.
Новелла – жанр эпического 
произведения, который имеет 
небольшой объём. В новелле должен 
быть неожиданный поворот, от 
которого действие переходит к 
развязке.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Эссе – прозаическое сочинение 
небольшого объёма и свободной 
композиции, выражающее 
индивидуальные впечатления и 
соображения по конкретному поводу.
Элегия – стихотворение средней длины 
печального содержания.
Баллада – стихотворение, в основе 
которого чаще всего лежит историческое 
событие, предание с острым 
напряжённым сюжетом.
Басня – короткий рассказ в стихах или 
прозе с прямо сформулированным 
моральным выводом.