Презентация "Специальный курс по литературе "Анализ художественного текста" поможет педагогам провести занятия не только в рамках данного специального курса по литературе, но и объяснить учащимся многие литературоведческие термины, изучаемые на уроках литературы в разных классах. Данная презентация также будет полезна при подготовке школьников к олимпиадам по литературе.Презентация "Специальный курс по литературе "Анализ художественного текста" поможет педагогам провести занятия не только в рамках данного специального курса по литературе, но и объяснить учащимся многие литературоведческие термины, изучаемые на уроках литературы в разных классах. Данная презентация также будет полезна при подготовке школьников к олимпиадам по литературе. Презентация состоит из 29 слайдов, на которых представлены определения литературоведческих терминов, а также примеры их употребления в художественных текстах.
Специальный курс
по литературе
текста»
«Анализ
художественного
Подготовила И.Г. Губушкина, учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 22» г. Барнаула
событие
которых
(от франц. sujet
-
-
Сюжет
-
или
предмет)
совокупность событий в эпических
и драматических произведениях,
развитие
позволяет
писателю раскрыть характеры
суть изображаемых
героев и
явлений
с
в
авторским замыслом. В основе
сюжета лежит конфликт.
соответствии
Композиция (от лат. compositio -
составление - связывание) - построение
художественного произведения,
обусловленное его содержанием,
характером, назначением и во многом
определяющее его восприятие.
Композиция - важнейший,
организующий элемент
художественной формы, придающий
произведению единство и цельность,
соподчиняющий его компоненты друг
другу и целому.
Сюжетные элементы
(элементы композиции)
1. Экспозиция - часть произведения,
излагающая действующие лица и действия
(предшествует и запускает начало
развёртывания единиц структуры
произведения);
2. Завязка - это событие, которое является
началом действия. Она или обнаруживает
уже имевшиеся противоречия, или сама
создаёт («завязывает») конфликты.
3.Развитие действия - система событий,
вытекающих из завязки. По ходу развития
действия конфликт обостряется, а
противоречия между действующими
лицами углубляются и обостряются.
4. Кульминация - наиболее напряжённый
момент в развитии действия (сюжета),
решающий, переломный момент во
взаимоотношениях и столкновении
героев, с которого начинается переход к
развязке.
5. Развязка - то завершающая часть
развития сюжета или интриги, где
разрешается, приходит к логическому
образному завершению конфликт
произведения.
6. Эпилог - заключительная часть,
прибавленная к законченному
художественному произведению и не
обязательно связанная с ним
неразрывным развитием действия.
ВРЕМЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
И
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО —
характеристики
важнейшие
художественного
образа,
организующие
композицию
произведения и обеспечивающие его
восприятие
и
целостной
художественной
самобытной
действительности.
как
Троп (от др.-греч. Τρόπος
-оборот) – риторическая
фигура, слово или
выражение, используемое в
переносном значении с
целью усилить образность
языка, художественную
выразительность речи.
греч. hyperbolē
–
Гипербола
(от
преувеличение)–
чрезмерное
преувеличение свойств изображаемого
большей
предмета
выразительности.
для
фольклора, поэзии романтизма, жанра
сатиры.(«Редкая птица долетит до
(Н.В.Гоголь))
середины
Днепра»
для
Характерно
Эпитет (от греч. ἐπίθετον, «прозвище»)
– образное определение предмета,
преимущественно
выраженное
прилагательным
(румяная
заря,
ангельский свет).
«перенос», «переносное значение»)–
переносное значение слова, основанное
на сходстве или противопоставлении
одного предмета или явления другому
(«Пчела за данью полевой // Летит из
кельи восковой…» (А.С. Пушкин))
Развёрнутая метафора – это метафора,
последовательно осуществляемая на
протяжении большого фрагмента
сообщения или всего сообщения в
целом. («Книжный голод не проходит:
продукты с книжного рынка всё чаще
оказываются несвежими - их
приходится выбрасывать, даже не
попробовав».)
Олицетворение -
приписывание свойств и
признаков одушевлённых
предметов
неодушевлённым. Часто
олицетворение
применяется при
изображении природы,
которая наделяется теми
или иными человеческими
чертами. («Деревья долго
шептались».)
Метонимия
(др.-греч.
μετονυμία
-
«переименование»)
–
перенос наименования с
одного предмета на другой
их
на
этой
смежности.
истории знала вся школа»)
основании
(«Об
трудом
Автор — физическое лицо,
творческим
которого
создано произведение. Автор
(лат. auctor) — творец всякого
литературного,
музыкального
или любого художественного
произведения и вообще всякого
произведения
ума,
воплощённого искусством.
Рассказчик
(повествователь) (от фр.
narrateur — рассказчик) -
некая личность (например,
литературный персонаж),
от лица которой ведётся
повествование
литературном
произведении.
в
человека
Литератуу́рный героу́й - это
образ
в
литературе. Также в этом
смысле используют понятия
и
«действующее
лицо»
Зачастую
«персонаж».
литературными
героями
называют
более
важных действующих лиц
(персонажей).
лишь
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
-
обороты речи, применяемые для
усиления
экспрессивности
(выразительности) высказывания
(например, анафора, эпифора,
эллипс, антитеза, оксиморон,
инверсия,
параллелизм,
бессоюзие, многосоюзие и др.).
Аллегория
др.-греч.
ἀλληγορία - иносказание) -
изображение
иносказательное
с целью
предмета, явления
наиболее
показать
наглядно
существенные
(образ
женщины с повязкой на глазах и
с весами в руке – символ
обвившая
правосудия;
чашу,– символ медицины)
черты.
(от
змея,
Риторический вопрос (от греч.
rhetor- оратор) - вопросительное
предложение, содержащее
утверждение (или отрицание),
оформленное в виде вопроса, не
требующего ответа.
(Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?..
М.Ю.
Лермонтов)
Риторическое обращение
-
обращение, которое адресуется
предмету,
неодушевленному
отвлеченному понятию, лицу
отсутствующему. Оно
носит
условный характер.
В нём
главную роль играет не текст, а
интонация
(«О
Русская земля, далеко уж ты за
горами! »)
обращения.
(греч.
слова
в
звуков
возвращать)
anapherein
Анафора
относить назад, возводить к
чему-либо,
-
повторение
единоначатие,
или
определенного
отдельных
начале
нескольких строф, стихов или
бедные
предложений.
селенья,
Эта скудная природа. » )
(«Эти
//
Антитеза – противопоставление
образов, картин, слов, понятий .
(«Они сошлись. Волна и камень, //
Стихи и проза, лед и пламень.»)
–
порядок
Инверсия
неправильный,
необычный
в
предложении. Инверсия придаёт
фразе выразительность. (Неверно:
«Белеет парус одинокий…» Верно:
«Одинокий парус белеет.»)
слов
Градация - расположение ряда выражений,
относящихся к одному предмету, в порядке
возрастания или убывания
(«Полз, шёл,
бежал, нёсся», «Все грани чувств, все грани
правды стерты: //В мирах, в годах, в часах…» )
Параллелизм
- риторическая фигура,
представляющая
расположение
сходных по грамматической структуре и
частей,
значению
словосочетаний, слов. («Твой ум глубок, что
море,//
Твой дух высок, что горы…»)
предложений,
собой
их
Звукопись - применение
разнообразных
фонетических приёмов для
усиления звуковой речи
(аллитерация, ассонанс).
Аллитерация - повторение
одинаковых или однородных
согласных в стихотворении,
придающее ему особую звуковую
выразительность. («Чуть слыШно,
бесШумно ШурШат камыШи».)
Ассонанс - приём звуковой
организации текста, особенно
стихотворного: повторение гласных
звуков. («ПО небу гОлубОму
прОехал грОхот грОма».)
Рифма - (др.-греч. ῥυθμός «размеренность,
ритм») — созвучие в окончании двух или
нескольких слов. Наиболее
употребительна в стихотворной речи.
Мужская рифма – с ударением на
последнем слоге.
Женская рифма – с ударением на
предпоследнем слоге.
Дактилическая – с ударением на третьем
от конца слоге.
Гипердактилическая – с ударением на
четвёртом и дальше от конца слоге.
Виды рифм по расположению в
стихотворных строчках:
1. Парные (смежные) - рифмуются 1
и 2, 3 и 4 строчки (схема - аа, бб).
(Оборвана цепь жизни молодой,
Окончен путь, бил час, пора домой,
Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет.)
2. Перекрёстные –
рифмуются 1 и 3, 2 и 4
строчки (схема- аб, аб).
(Любви, надежды, тихой
славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний
туман.)
3. Охватные (опоясывающие) –
рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки
(схема- аб, ба).
(Поэзия давно легендой стау́ла,
От бесов Болдино свершила круу́г
До блоковских полуроссийских
вьюу́ г.
А мы... мы растеряли все
начау́ла.)
Повесть – жанр эпического
произведения. Повесть больше по
объёму и охвату жизненных явлений,
чем рассказ, и меньше, чем роман.
Роман – жанр эпического
произведения. Роман имеет большой
объём, в романе человек
изображается в сложных социальных
условиях, сюжет многолинейный.
Новелла – жанр эпического
произведения, который имеет
небольшой объём. В новелле должен
быть неожиданный поворот, от
которого действие переходит к
развязке.
Эссе – прозаическое сочинение
небольшого объёма и свободной
композиции, выражающее
индивидуальные впечатления и
соображения по конкретному поводу.
Элегия – стихотворение средней длины
печального содержания.
Баллада – стихотворение, в основе
которого чаще всего лежит историческое
событие, предание с острым
напряжённым сюжетом.
Басня – короткий рассказ в стихах или
прозе с прямо сформулированным
моральным выводом.