Презентация. Сравнение как средство изобразительности.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 12.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная учебная методическая помощь представляет собой подбор теоретического материала (с конкретными примерами) по изучению одного из изобразительных средств выразительности - сравнения, основного тропа при анализе текста на уроках развития речи и на занятиях, в основе которых лежит аналитическая работа над текстом.Первый слайд.
Иконка файла материала Презентация. Сравнение как средство изобразительности..pptx
Презентация Сравнение как средство Логот ип изобразительности Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия №9 г. Павлодар
Сравнение — Логотип изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравни тельных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, как будто, что.
Сравнение - образное словесное выражение, в котором изображаемое явление явным образом уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, и при этом в объекте сравнения выявляются новые, неординарные свойства.
В отличие от двучленно: метафоры сравнение всегда в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия):  Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор, Играя в облаках, пугает взор.  (М. Ю. Лермонтов)
И не похожа на полет  Походка медленная эта,  Как будто под ногами плот,  А не квадратики паркета. Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит... Ты рванулась движеньем испуганной птицы,  Ты прошла, словно сон мой, легка...
Есть и бессоюзные сравнения: «У меня ли молодца кудри — чистый лен» (Некрасов); «И песня и стих — это бомба и знамя» (В. Маяковский).
Сравнение также может быть выражено в форме творительного падежа: «Словно крошкой в руках улеглось» (Л. Безыменский); «Соловьем залетным юность пролетела» (А.Кольцов); «Лежал закат костром багровым» (А. Ахматова).
Сближение разных предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных.
Сравнение включает в себя три составные части:  субъект сравнения  (то, что сравнивается),  объект сравнения  (то, с чем сравнивается) и признак (модуль) сравне ния  (общее у сравниваемых реалий).
Субъект сравнения и объект сравнения распределяются по самым разным лексико-тематическим группам существительных: 1. названия лиц; 2. названия представителей фауны; 3. названия реалий мира флоры; 4. название предметов и веществ а) естественного и б) искусственного происхождения 5. названия явлений природных стихий …
Компаративные (сравнительные) конструкции реализуются лексико-синтаксические единицы: сравнительную конструкцию, предложно-падежные сочетания с предлогами в виде, наподобие, конструкции с предикативными словами похож, напоминает, творительный сравнения, родительный сравнения, сравнительное придаточное, метафоры разных структур…
Компаративное пространство языка - сравнительные тропы конструкции, в которых объект сравнения представляет собой образ субъекта сравнения, т.е. компаративные
Сравнительная конструкция - образное средство языка, основанное на семантическом сходстве и позиционной смежности эксплицитно (словесно) выраженных темы и образа и характеризующееся наличием слова, выражающего идею подобия. В качестве таких слов могут выступать сравнительные союзы:
как словно как будто  другие  «Москва, как река, затухает…» (Полночный троллейбус).  «О природа, ты ж одной морковью, словно мать насытить нас смогла!» (Одна морковь с заброшенного огорода).  «И нужно достойно и точно её (рыбу) оценить, как будто бы первою любовью себя осенить» (Храмули). «Низкорослый лесок по пути в Бузулук, весь похожий на
По своей форме сравнения бывают Прямое сравнение — сопоставление предметов или явлений в прямой, утвердительной форме.  В отрицательных отдельны, но внутренне сближены: сравнениях внешне явления Не ветер бушует над бором,  Не с гор побежали ручьи  Мороз-воевода дозором  Обходит владенья свои.
Способы выражения сравнения формой творительного падежа существительных. Соловьем залетным Юность пролетела,  Волной в непогоду Радость отшумела. (А. В. Кольцов)  формой сравнительной степени прилагательного или наречия. сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто…. при помощи слов подобный, Луна скользит блином в сметане.  ( Б. Пастернак) Звездопадом летела листва.  (Д. Самойлов)  На солнце золотом сверкает дождь летучий.  (В. Набоков)  Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. (М. И. Цветаева)  И стоят за дубровыми сетками,  Словно нечисть лесная, пеньки. (С. Есенин)  На глаза осторожной кошки  Похожи твои глаза (А.
Сравнения могут быть Прямое сравнение - простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление явления с другим по какому- одного предмета или либо признаку: Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин)
Сравнения могут быть Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста:  То не конский топ, Не людская молвь... (А. С. Пушкин)
Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые «Как над горячею золой...»: стихотворение Ф. И. тексты - Тютчева
Как над горячею золой Дымится свиток и сгорает И огнь сокрытый и глухой Слова и строки пожирает — Так грустно тлится жизнь моя И с каждым днем уходит дымом, Так постепенно гасну я В однообразье нестерпимом!.. О Небо, если бы хоть раз Сей пламень развился по воле — И, не томясь, не мучась доле, Я просиял бы — и погас!
Роль сравнений в тексте Сравнения используются в тексте с - усиления его изобразительности и целью образности, - создания более ярких, выразительных образов и выделения, - подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, - а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
Два вида сравнительных конструкций - развёрнутые и редуцированные. В развёрнутых конструкциях присутствуют все три компонента сравнения (объект, субъект и модуль сравнения):  «Ночной комар (субъект сравнения), как офицер гусарский (объект сравнения), тонок (модуль сравнения)». (Музыка)
В редуцированных сравнительных конструкциях присутствуют только субъект и объект сравнения, а третий компонент (модуль сравнения) опущен:  «А вербены цветы (субъект сравнения), как серые щенки (объект сравнения)». (Подмосковье)
Приступаем к анализу текста!