Данная учебная методическая помощь представляет собой подбор теоретического материала (с конкретными примерами) по изучению одного из изобразительных средств выразительности - сравнения, основного тропа при анализе текста на уроках развития речи и на занятиях, в основе которых лежит аналитическая работа над текстом.Первый слайд.
Презентация
Сравнение как средство
Логот
ип
изобразительности
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия №9
г. Павлодар
Сравнение —
Логотип
изобразительный прием, в котором одно
явление или понятие проясняется путем
сопоставления с другим явлением.
Синтаксически сравнение выражается
при помощи сравни тельных
союзов как, будто, словно,
точно, похож, ровно, как
будто, что.
Сравнение - образное
словесное выражение,
в котором изображаемое
явление явным образом
уподобляется другому по
какому-либо общему для
них признаку,
и при этом в объекте
сравнения выявляются
новые, неординарные
свойства.
В отличие от
двучленно:
метафоры сравнение всегда
в нем называются оба
сопоставляемых предмета
(явления, признака, действия):
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
(М. Ю. Лермонтов)
И не похожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца
туманит...
Ты рванулась движеньем
испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой,
легка...
Есть и бессоюзные
сравнения:
«У меня ли молодца кудри
— чистый лен» (Некрасов);
«И песня и стих — это
бомба и знамя» (В.
Маяковский).
Сравнение также может
быть выражено в форме
творительного падежа:
«Словно крошкой в руках
улеглось» (Л. Безыменский);
«Соловьем залетным юность
пролетела» (А.Кольцов);
«Лежал закат костром
багровым» (А. Ахматова).
Сближение разных
предметов помогает
раскрыть в объекте
сравнения, кроме
основного признака, также
ряд дополнительных.
Сравнение включает в
себя три составные части:
субъект сравнения
(то, что сравнивается),
объект сравнения
(то, с чем сравнивается)
и признак (модуль) сравне
ния
(общее у сравниваемых
реалий).
Субъект сравнения и объект
сравнения распределяются по самым
разным лексико-тематическим
группам существительных:
1. названия лиц;
2. названия представителей фауны;
3. названия реалий мира флоры;
4. название предметов и веществ
а) естественного и
б) искусственного происхождения
5. названия явлений природных
стихий …
Компаративные (сравнительные)
конструкции
реализуются лексико-синтаксические
единицы:
сравнительную конструкцию,
предложно-падежные сочетания с
предлогами
в виде, наподобие,
конструкции с предикативными словами
похож, напоминает,
творительный сравнения,
родительный сравнения,
сравнительное придаточное,
метафоры разных структур…
Компаративное
пространство языка -
сравнительные
тропы
конструкции, в которых
объект сравнения
представляет собой образ
субъекта сравнения,
т.е. компаративные
Сравнительная конструкция -
образное средство языка,
основанное на семантическом
сходстве и позиционной
смежности эксплицитно
(словесно) выраженных темы и
образа и характеризующееся
наличием слова, выражающего
идею подобия.
В качестве таких слов могут
выступать сравнительные союзы:
как
словно
как
будто
другие
«Москва, как река,
затухает…»
(Полночный
троллейбус).
«О природа, ты ж одной
морковью, словно мать
насытить нас смогла!» (Одна
морковь с заброшенного
огорода).
«И нужно достойно и
точно
её (рыбу) оценить, как
будто бы первою
любовью себя осенить»
(Храмули).
«Низкорослый лесок по пути в
Бузулук, весь похожий на
По своей форме сравнения бывают
Прямое сравнение — сопоставление
предметов или явлений в прямой,
утвердительной форме.
В отрицательных
отдельны, но внутренне сближены:
сравнениях внешне явления
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Способы выражения сравнения
формой
творительного падежа
существительных.
Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость отшумела. (А. В.
Кольцов)
формой сравнительной
степени
прилагательного или
наречия.
сравнительными
оборотами с
союзами как, словно,
будто, как будто….
при помощи
слов подобный,
Луна скользит блином в
сметане.
( Б.
Пастернак)
Звездопадом летела листва.
(Д. Самойлов)
На солнце золотом сверкает
дождь летучий. (В. Набоков)
Моим стихам, как драгоценным
винам, Настанет свой черед. (М.
И. Цветаева)
И стоят за дубровыми сетками,
Словно нечисть лесная,
пеньки. (С. Есенин)
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А.
Сравнения могут быть
Прямое сравнение - простой
вид тропа, представляющий
собой прямое сопоставление
явления с другим по какому-
одного предмета или
либо признаку:
Дорога, как змеиный хвост,
Полна народу, шевелится...
(А. С. Пушкин)
Сравнения могут быть
Отрицательные сравнения
особенно характерны для
устной народной поэзии и
могут служить способом
стилизации текста:
То не конский топ,
Не людская молвь...
(А. С. Пушкин)
Особый тип сравнения
представляют
развернутые сравнения, с
помощью которых могут
быть построены целые
«Как над горячею
золой...»:
стихотворение Ф. И.
тексты -
Тютчева
Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает
И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает —
Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом!..
О Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле —
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы — и погас!
Роль сравнений в тексте
Сравнения используются в тексте с
- усиления его изобразительности и
целью
образности,
- создания более ярких,
выразительных образов и выделения,
- подчеркивания каких-либо
существенных признаков
изображаемых предметов или
явлений,
- а также с целью выражения
авторских оценок и эмоций.
Два вида сравнительных конструкций -
развёрнутые и редуцированные.
В развёрнутых
конструкциях присутствуют все
три компонента сравнения
(объект, субъект и модуль
сравнения):
«Ночной комар (субъект
сравнения), как офицер
гусарский (объект
сравнения), тонок (модуль
сравнения)». (Музыка)
В редуцированных
сравнительных
конструкциях присутствуют
только субъект и объект
сравнения, а третий
компонент (модуль
сравнения) опущен:
«А вербены цветы (субъект
сравнения), как серые
щенки (объект
сравнения)». (Подмосковье)
Приступаем к анализу
текста!