Презентация. Строфика.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная учебная методическая презентация предлагает учителю и учащимся подобранный и детально классифицированный учебный материал (теоретический с приведением различных примеров) по одной из школьных программных по развитию речи тем для аналитической работы по анализу текста (поэтического ) - понятие по теории литературы: строфика.Первый слайд.
Иконка файла материала Презентация. Строфика..pptx
Презентация Строфика                                                         Пыстина Лидия Митрофановна                                                       учитель русской литературы                                                   школа – гимназия №9                                                     г. Павлодар
Настоящая поэзия –  это умение выражать  замечательные мысли  при помощи прекрасных слов.               Георгий Александров
это сочетание стихов,  объединенных общей рифмовкой и  представляющих Строфа –   ритмико ­ синтаксическое целое,  резко отделенное от смежных  стихосочетаний большой паузой,  завершением рифменного ряда  и иными признаками.
Строфа –  это индивидуальное  художественно – выразительное  средство.  Однажды найденная  и  использованная поэтом,  она может отбрасываться потому, что уже  исчерпала себя в данном  конкретном замысле  (например, онегинская строфа).
Строфа ­   способ оформления  авторского замысла  и  часть этого авторского замысла.
Каждая конкретная строфа  в произведении   содержит ряд общих родовых элементов  структуры  (количество строк, их взаимное расположение,  метрический состав ...),  всегда индивидуальна: ­  имеет свой  интонационно­синтаксический строй,  зависящий от содержания,  свое расположение внутристиховых пауз свои лексические и фонетические   и ударений,  особенности.
Строфы с четным количеством строк  более распространены, чем нечетные. Строфы четного состава организованы  строже, компактнее, крепче, чем нечетного.  Они в большинстве   скреплены симметрично расположенной  рифмой или однородными окончаниями –  и то и другое выступает в паре.  А парность, симметрия имеют   особое значение   в организации стихотворной речи.
Строфа –  это группа стихов  с определенным расположением рифм,  обычно повторяющимся в других равных  группах.  В большинстве случаев строфа являет  собой законченное  синтаксическое и семантическое целое –  она содержит свою особую тему,  которая меняется с переходом к другой  строфе.
Виды строф
Строфа появилась в античности,  ее формы различались  упорядоченным чередованием  стихов  различного метра.  Алкеева строфа состоит из двух  одиннадцатисложников,  девятисложника и десятисложника.  Сапфическая строфа состоит из тре  одиннадцатисложников и адония. х
Двустишие –  наиболее простая строфа, состоящая  из двух стихов, связанных смежной  рифмой.  Двустишие может входить как составная  часть в более крупные строфы, например,  четверостишие смежной рифмовки аабб.  Известны канонические  формы двустиший, связанные с  определённым жанром, стихотворным  размером (элегический дистих,  александрийский стих) …
Двустишия                                бывают  нестрофическими  (не образуют отдельную строфу)  и  строфическими  (отделяются пробелами от других).
и нет разделения на строфу.  Пары, создаваемые смежными рифмами, и ес ть наши нестрофические двустишия: Отечески пенаты, О пестуны мои!  Нестрофические встречаются в стихотворениях вольной рифмовки –  в них используется смешение различных схем  рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной)  Вы златом не богаты,  Но любите свои  Норы и темны кельи,  Где вас на новосельи  Смиренно здесь и там  Расставил по углам;  Где странник я бездомный,  Всегда в желаньях скромный,  Сыскал себе приют.  К. Батюшков
Строфические  замкнуты тематически,  разделяются пробелами.  Двустишная строфа лаконична ,  т. к.  в два  стиха надо уложить                      Но панцирь тяжелый его утопил. (В.А.Жуковский) законченную мысль. Изменой слуга паладина убил:  Убийце завиден сан рыцаря был. Свершилось убийство ночною порой –  И труп поглощен был глубокой рекой. И шпоры и латы убийца надел  И в них на коня паладинова сел. И мост на коне проскакать он спешит,  Но конь поднялся на дыбы и храпит. Он шпоры вонзает в крутые бока –  Конь бешеный сбросил в реку седока. Он выплыть из всех напрягается сил,
Своеобразная форма двустишия –  рифма ­ эхо:  за длинным стихом следует короткий,  чаще всего ­ одно слово.  Такие двустишия обычно встречаются в  стихотворениях шутливых и сатирических,  но и не только в них:   «Кончайте войну!|  Довольно!| Будет!|  В этом| голодном году –  || невмоготу.||  Врали:|  "народа ­| свобода,|   вперед,| эпоха,|  заря..." –                                      | и зря»         (В.  Маяковский)
Я не поэт –  и, не связанный узами  С музами,  Не обольщаюсь  ни лживой, ни правою Славою.  Родине предан  любовью безвестною,  Честною,  Не воспевая с певцами присяжными,  Важными Злое и доброе,  с равными шансами,  Стансами,  Я положил свое  чувство сыновнее                 Все в нее. (В.Курочкин)
Трёхстишие –  стихотворная строфа из трех стихов.  Возможны следующие разновидности  трёхстиший:  1. терцет – трёхстишие, в котором все три  стиха на одну рифму – ааа, или  трёхстишие, в котором один из стихов  остаётся нерифмованным – ааб ...;  2. терцина – трехстишие, в котором со  стихом, не получившим рифмы ­ отклика  в той же строфе, рифмуется стих  следующей строфы – аба – бвб – вгв …
Терцины канонизировал  Данте в "Божественной комедии".  Но трёхстишия могут быть и  нерифмованные. В России их использовали  А.С. Пушкин, А.К. Толстой,  В. Хлебников, Вяч. Иванов,  В.Я. Брюсов.
Терцины (терцеты) –  трехстишные строфы с весьма  оригинальным способом рифмовки.  В них первый стих первой строфы  рифмуется с третьим,  второй стих первой строфы ­ с первым и  третьим второй строфы,  второй стих второй строфы ­ с первым и  третьим третьей строфы … Заканчивались терцины дополнительны м стихом, рифмующимся со вторым ст ихом последнего трехстишия.
строфа из четырёх строк.  Для обозначения четверостишия  употребляется термин катрен.  В катрене возможны следующие  основные рифмовые схемы:  Четверостишие –  смежная – аабб,  перекрестная – абаб,  опоясывающая – абба.
Есть четверостишия,  где рифмуются не все строки, а  лишь некоторые, остальные же  (одна или две)  остаются холостыми,  то есть незарифмованными.  Своеобразны четверостишия,  где оставляется холостым один  стих (чаще всего третий),  а остальные три рифмуются  между собой.
Пятистишие  по своей интонации напоминает  "расширенное" на одну строку  четверостишие.  Наиболее употребляемые формы    рифмовки в них –  абааб абаба.
стихотворная строфа из шести стихов.  Шестистишие –  В шестистишии ­  разнообразные схемы рифмовки и его  синтаксическое построение.  Чаще всего встречается форма рифмовк и аабввб,  которая объединяет строфу воедино,  не дает распадаться на отдельные части.  Часты стихи, где четверостишие с  перекрёстной рифмой как бы замыкаетс я двустишием.
Шестистишие  с разнообразными способами рифмовки  называют  секстина.  Секстиной называют и стихотворение из  шести строф по шесть стихов,  обычно нерифмованных.  Секстина введена в итальянскую поэзию Д анте и Петраркой, оттуда перешла в  другие литературы эпохи Возрождения.
В России секстины писали  Л.А. Мей  ("Опять, опять звучат в душе моей унылой"),  В.Я. Брюсов,  М.А. Кузмин.  Подобную стихотворную форму  удобнее называть  " большая секстина".
Семистишие –  строфа, состоящая из семи строк.  М.Ю. Лермонтов использовал эту строфу  в стихотворении " Бородино".   Основа этой строфы –  шестистишие  с рифмовкой аабввб,  во втором периоде которого  один стих удвоен (ААбВВВб).  Много неиспользованных возможностей  таит эта строфа.  Перед поэтами открываются здесь  большие возможности.
Октава –  строфа из восьми строк  с твердой схемой рифм –  абабабвв,  при обязательном чередовании  мужских и женских окончаний.
В шесть лет он был ребенок очень милый  И даже, по ребячеству, шалил;  В двенадцать приобрел он вид унылый  И был хотя хорош, но как­то хил.  Инесса горделиво говорила,  Что метод в нем натуру изменил:  Философ юный, не смотря на годы,  Был тих и скромен, будто от природы. Признаться вам, доселе склонен я  Не доверять теориям Инессы.  С ее супругом были мы друзья;  Я знаю, очень сложные эксцессы  Рождает неудачная семья,  Когда отец ­ характером повеса,  А маменька ханжа.  Не без причин  В отца выходит склонностями сын!
Две линии в развитии  русской октавы: 1.  лирическая, идущая  от В.А. Жуковского,  и  2. лирико­сатирическая:  А.С. Пушкин "Домик в Коломне",  А.К. Толстой "Сон статского  советника Попова" …
Одическая строфа –  десятистишие с системой  рифмовки:  абабввгддг,  написанное исключительно  четырехстопным ямбом.
Десятистишная  одическая строфа ­   своеобразный символ русской поэзии 1 8 века.  Одическая строфа характерна для творчества  В. Набокова ­ поэта 20 века.
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ  (от старофранцузской поэмы об  Александре Македонском),  французский 12 ­ сложный стих  или русский 6 ­ стопный ямб  (с цезурой после 6­го слога)  с парной рифмовкой;  основной размер крупных жанров в  литературе классицизма.
Ритмически  александрийский стих   характеризуется тем, что  распадается на два полустишия  по шесть слогов в каждом.  В каждом полустишии имеется  обычно два ударения:  одно постоянное  (на конце «accent fixe»);  различные комбинации этих ударений,  дающих 36 фигур, и создают ритмическо е  движение.
АбАбВВггДееДжж,  созданная А.С. Пушкиным для романа  "Евгений Онегин". Эта строфа очень разнообразна  по звучанию: в ней представлены  Онегинская строфа –  строфа из четырнадцати стихов  четырехстопного ямба с рифмовкой   три основных способа рифмовки,  что исключает монотонность,  хотя строфа неизменно повторяется на  протяжении всего романа.
Строение  онегинской строфы Первое четверостишие ­                                          тема строфы,  второе –                      развитие,                третье –                 кульминацию,           двустишие  –       концовку.  Такое строение делает онегинскую строфу  особенно выразительной – наилучшей  по объему, очень гибкой и цельной,  удерживающей стройность  огромного произведения.
Схема рифмовки  в онегинской строфе
Enter Your Tittle
Онегинская  строфа  давала возможность ­  развернуть свободное повествование,  включающее в себя различные  композиционные элементы ,  ­  менять эмоциональную тональность,  а последнее двустишие часто заключало  в себе вывод или афоризм: "Так люди — первый каюсь я —  От делать нечего друзья";  "Пружина чести — наш кумир,   И вот на чем вертится мир!».
Удачи в работе  над лирическим произведением!!!