Презентация для внеклассного мероприятия по краеведению. Презентация содержит материал по свадебным традициям нашего региона (Гродненский район). Примеры фото свадебных пар разных эпох. Материал содержит информацию об свадебных традициях и особенностях в Гродненском районе. Может использоваться на внеклассных мероприятиях или как краеведческий материал.
Историческое
фото
Авторы: Русин Павел Валерьевич и Дюрдь
Ирина Станиславовна
ГУО «Ратичская средняя школа»
«Свадебное фото»
Свадебные фотографии конца 30-х- начала 60-х гг.
Белорусская свадьба (или «вяселле») – уникальный обряд,
имеющий глубокий сакральный смысл. Ни одно действие во время
свадьбы не было случайным, все этапы были тщательно выверены и
продуманы, как в хорошем спектакле. Свадьба и была этаким
народным спектаклем, театрализованным представлением,
призванным принести счастье, лад и достаток в семью молодоженов.
Существовали строгие временные рамки, когда торжество проводить
запрещалось. Свадьбы не играли в период с последнего воскресенья
ноября по 24 декабря. Кроме того запрещалось жениться и выходить
замуж во время поста. Самым лучшим временем для свадьбы
считался конец лета – осень, сразу после уборки урожая.
Свадебный обряд начинался со сватовства, которое проводилось по
своим правилам. Обычно это было пять-шесть человек: родители,
крестные, братья или сестры. Сам жених на сватовстве мог не
присутствовать. Случалось, что сватам отказывали, это было
неприятно для семьи жениха. Поэтому прежде чем идти свататься
родня жениха присматривалась к избраннице, к отношениям между
молодыми.
Сваты никогда не приходили с пустыми руками – они приносили
угощения: каравай, мед, водку и т.д. Начиналось все с шутливого
диалога между родственниками невесты и сватами. Часто
использовались фразы типа «у вас товар, у нас купец», «кажуць, у
вас цялушка добрая, то прадайце» и т.д. Родители молодой
решали, отказать сватам или нет. Когда они соглашались, то
приглашали сватов в дом, где спрашивали у девушки, согласна ли
она выйти замуж. Если все проходило хорошо, то в знак согласия
выпивалась бутылка, принесенная сватами. В сваты ездили, когда
не было поста.
Свадьба начиналась с выпечки каравая. Его пекли и в доме жениха,
и в доме невесты. Пекли его замужние женщины, считалось
хорошей приметой, если среди них была беременная. Печь каравай
никогда не приглашали вдов и бездетных женщин. После выпечки
молодые девушки украшали каравай. Обрезки от украшений
Когда жених готов был ехать за молодой, в центре дома ставился
высыпались во двор девушек и парней, которым уже пора было
стол, накрытый белой льняной скатертью. Хлеб-соль, ведро с водой
создавать семьи. Считалось, что это приносило удачу.
и громничная свечка были обязательными атрибутами этого
обряда. Отец жениха перевязывал ему руки домотканым
полотенцем и трижды обводил вокруг стола, а потом вел к порогу и
давал ему небольшую икону. Мать в это время благословляла сына
в дорогу. Икону оставляли дома, а свечку сват брал с собой, чтобы
обезопасить свадебный кортеж. В обязанности свата входило также
позаботиться о деньгах и угощениях, которые нужны были на
выкупе невесты.
Родня невесты тоже не сидела сложа руки. Старшие женщины
накрывали праздничный стол, а подружки невесты готовили виновницу
торжества..
Молодую наряжали со всей тщательностью: заплетали косу,
окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту домотканым
красным поясом. Фату (вэлон) одевали в самый последний момент.
Выкупать невесту положено было с шумом, гамом, шуточными
перепалками – этакий театрализованный кирмаш, где одни пытаются
продать подороже, а вторые купить подешевле. Чаще всего выкупом
руководили братья невесты.
На венчание первым всегда ехал жених. Кортеж обычно состоял из
семи повозок. После того, как молодые рассаживались, отец невесты с
иконой в руках обходил вокруг свадебного кортежа, делалось это по
солнцу. За ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Войдя в храм,
молодые становились на специальное полотенце – ручник. После
венчания их забирали с собой. Обязательным было то, что невеста
стояла слева от жениха (у сердца) и во время венчания, и во время
регистрации брака.
После венчания молодожены возвращались в дом к невесте. Родители
обязательно встречали молодоженов хлебом. После этого начиналась
свадьба застольная. Сначала праздновали у невесты, а потом их
выправляли к жениху.
Через девять дней проводили пироги – застолье для родителей
молодых, которые из-за свадебных хлопот не могли нормально
посидеть за свадебным столом. Пироги проводились в доме у невесты.
Свадьба Бужинских Иосифа и Антонины 1933 год, д.
Ратичи
Свадьба Герасимик Станислава и Анны 1963 год, д.
Ратичи
Свадьба Герасимик Станислава и Анны 1963 год, д. Ратичи. Невеста Анна с
подружками
Свадьба в д. Ратичи, 1950 год
Богдан Иван Иванович,
Шерель
Тереза Викеньтьевна 16 мая
1968 год
Шарель Ромуальда
Викентьевна, Калиновский
Станислав Казимирович 1961
год
Писальникова Регина, Экстерович
Виктор 1963 год