Интегрированный урок музыки и окружающего мира "Тайны зимнего леса" для 1-го класса. В презентации описан ход урока, где дети знакомятся с музыкальными произведениями о зиме, о медведе; разгадывают загадки о животных, исследуют, чем занимаются лесные жители зимой, играют роль птиц и животных.Презентация, в которой описан ход урока ( музыка и окружающий мир) "Тайны зимнего леса"
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входи,
Тайны леса разбуди.
Какие тайны скрывает зимний лес? Вы
хотите узнать?
Тогда давайте превратимся в учёных
исследователей и попробуем разгадать эти
тайны.
Итак, назовите тему нашего урока.
Итак, мы сегодня отправляемся в зимний лес,
чтобы разгадать его тайны…
Одеваемся потеплее:
В ноябре, в декабре –
Будет холод на дворе. –
И тогда мы все ребятки –
Будем надевать перчатки. –
Будем так их надевать, –
А потом вот так снимать. –
Сжимают и разжимают пальцы рук.
Потирают руки, поёживаясь.
Потряхивают кистями рук.
Имитируют надевание перчаток.
Надевают на каждый палец.
Снимают с каждого пальца.
Пальчиковое упражнение “Перчатки” )
Музыкальноритмическое
упражнение “Прогулка”
– Шагают на месте
– Разводят руки в стороны.
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Слева – берёзка в шубке стоит, – Отводят руку влево
– Отводят руку вправо.
Справа – ёлка на нас всех
глядит.
Пролетели снегири –
Ах! красивы как они!
Вот и зайка проскакал –
От лисы он убежал.
А это серый волк рыщет –
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит.
– Машут руками.
– Скачут на месте
– Изображают злого волка.
– Закрывают лицо руками и
приседают на корточки.
На каждом шагу лес загадывает
загадки, а ты идёшь и стараешься
их разгадать.
Послушайте загадку.
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её…(СОРОКА)
Сорока ( девочка
из класса)
Тратататата.
Я, сорокабелобока, везде летаю,
много знаю
И хочу вам о погоде рассказать.
(Например: сегодня ясно, морозно,
ветер, падает снежок.)
О погоде я вам рассказала и дальше
полетела.
Тратататата.
Дети, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Становится
холоднее, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее...)
Назовите самое главное отличие зимы от других времён года...(наступают холода и
морозы).
Чтобы нам не замёрзнуть в
лесу, давайте с вами согреемся
(разминка)
А теперь отправляемся дальше… О каком
лесном жителе мы слышим песню? (Звучит:
«Медведь» Н. Ребиков)
А как вы узнали? Какая по характеру музыка?
Дети: Медленная, громкая, неторопливая, неуклюжая,
тяжёлая.
Действительно, мелодия звучит в низком регистре, и
рисует самого сильного и большого лесного зверя. А
медведь бродит зимой по лесу?
Дети: Нет, он спит в берлоге.
А почему медведь зимой спит? Об этом нам
расскажет песня.
/Инсценировка песни «Почему медведь зимой
спит?»муз. Книппера./
Учитель: Как вы все поняли, это песняшутка. А как
бывает на самом деле, вы сейчас узнаете.
Учитель: Дети, медведь к зиме совсем не готовился?
Лежит он в своей берлоге и сосёт лапу? Чем же он
питается зимой? (ответы детей)
Он наедается ещё задолго до наступления зимы :
медведьлакомка, он и ягоды любит. А залегает он в
берлогу на полгода. Всю зиму он живёт за счёт своего
накопленного жира.
Зимой у медведицы появляются медвежата. Они слепые
и очень маленькие, как два наших кулачка.
Тсс, не будем будить мишку, пусть спит до весны.
Как называется это дерево? (рябина)
Ребята, многих лесных жителей, кого не сморил долгий зимний сон, можно увидеть около
рябинки.
Хотите увидеть ягоды в зимнем лесу, ищите рябину. Её красные гроздья видны издалека.
Сейчас вы узнаете, кто из лесных жителей может полакомиться ягодами рябины зимой.
Звучит песня про белочку (дети угадывают)
Давайте узнаем, где белочка живёт и как зимует.
Белочка (девочка из класса)
На сучки, как на гвоздочке,
Белка вешает грибочки,
Сушит ягоды рябины,
Ежевики и малины.
Носит жёлуди, орешки.
Разбирает всё без спешки.
Вот закончила запас
И в дупло скосила глаз.
Чтобы было в нём тепло,
Пухом выстлала его.
Зиму жить ей поживать,
Никаких забот не знать!
Учитель: Белка прячется от врагов и от холода в своём дупле. Иногда ей
приходится не выходить из своего домика несколько дней.
Некоторые животные линяют — меняют летнюю шубку на зимнюю тёплую и
цвет шубки меняется. Зимой у белочки шерсть стала серой. Учитель: Среди
стволов деревьев она не так заметна.
Чем белки питаются зимой? (Орехами, грибами, ягодами...)
Белка припасла орешки, жёлуди, ягоды, вот и достаёт их зимой из кладовых,
а ещё рябинкой лакомится.
Послушайте загадку и вы узнаете, кого ещё
рябинка кормит зимой.
Учитель:
Маленький, беленький,
По лесочку прыгпрыг,
По снежочку тыктык. (Заяц.)
Зайчик ( мальчик из класса):
До чего хорош денёк
И мягка полянка,
Что со всех зайчинных ног
Расплясался зайка.
Звучит: танец зайчиков (дети танцуют)
Вот какие весёлые зайчики. Им и мороз не страшен, шубка к зиме тёплой стала.
А окраска шерсти изменилась? (Стала белой.) Это помогает ему от врагов прятаться.
Чем питается зимой заяц? (Веточками, корой, ягодами...)
А ягод зимой много? (Ягод зимой мало...)
Трудно или легко зайчику зимой? (Ему трудно...)
Ягоды рябины его тоже выручают. Интересно, как он их достаёт? Ему помогает птичка,
которая ест семена рябины(сердцевинку), а остатки ягод падают на снег.
Не боится он простуды,
северянин красногрудый.
Выпал снег, а он опять
прилетел к нам зимовать. (Снегирь.)
Снегирь (мальчик из класса):
Пусть, я, птичканевеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода
Прямо с Севера сюда.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Яркокрасный галстук мой.
(Звучит пение снегиря)
Как мы можем помочь лесным жителям ?
Дети: Повесить кормушки, подкармливать.
Много тайн скрывает зимний лес, но многие из них мы сегодня разгадали, значит, вы были хорошими,
внимательными, настоящими исследователями.
Природа открывает свои тайны только тем, кто любит её, заботится о ней.