Презентация Тропинин по ИЗО для 7 класса по программе Шпикаловой. Жизнь и творчество крепостного художника до академика художественной академии ,самый лирический живописец 19 века. В последствии успешен и востребован, что удостоился прозвища «самый московский художник», ведь именно ему удалось передать атмосферу приятного, сытого и необременительного московского житья
«Кружевница», «Златошвейка», «Портрет
сына» – эти полотна Василия Андреевича
Тропинина, одного из самых лиричных
живописцев первой половины XIX века,
известны всем.
Однако не менее чем картинами, знаменит он
своей биографией – мало кто мог проделать
путь от крепостного рисовальщика до
академика Академии художеств.
К сожалению, точно установить, когда в селе Карповка
Новгородской губернии родился крестьянский мальчик Вася,
оказалось невозможным, и годы 1776 или 1780 – лишь наиболее
вероятные даты рождения Тропинина. В качестве живого
приданого за невестой попал Василий к графу И.И. Моркову,
который, конечно, много палок в колеса ставил будущему
живописцу – например, невзирая на способности к рисованию,
отправил мальчика учиться в Петербург к …кондитеру, а потом,
когда Тропинин стал слушателем Петербургской академии
художеств и делал прекрасные успехи, не дал доучиться и увез в
малороссийское имение (где незлопамятный Тропинин начал
активно рисовать колоритных крестьян с натуры, предпочтя
отнестись к «ссылке» как к стажировке). Но вообщето И.И.
Морков был личностью приметной – бравый екатерининский
вояка, глава московского ополчения 1812 года.
Семейны
й портрет
графов
Морковых
. 1813
Именно широкая известность графа позволила Тропинину
встречаться с выдающимися людьми, писать их портреты,
заводить полезные знакомства в те годы, когда семья Морковых
жила в столицах. По большому групповому портрету графского
семейства видно, как быстро совершенствовалось мастерство
Тропинина. В год его написания (1815) манера Василия
Андреевича еще сдержанна и напоминает стиль XVIII века, хоть
позы графа и детей живы и порывисты – в духе романтизма. Да и
сильно потемневшие краски говорят о плохой технической
оснастке мастера. Однако уже через 3 года Тропинин пишет
знаменитый портрет сына Арсения – легкий, теплый,
поразительно естественный, с выразительными мазками, с
крупными пятнами света и тени.
Сам Тропинин вспоминал, что в те годы лихорадочно писал
с натуры все, что попадалось на глаза. Именно из
деревенской жизни Василия Андреевича выросла в
дальнейшем линия народных типажей – швей, кружевниц,
пастушков, колоритных стариков. Отличительной чертой их
является оптимистичность – все лица освещены улыбками,
которые как будто бы странно ожидать от измученных
рабством людей. Но и сам Тропинин, обладавший
«физическим и душевным здоровьем», смотрел на жизнь
легко и утверждал, что ничего не выдумывал в своих
работах – ему действительно улыбались! Только к середине
жизни Тропинину удалось стать академиком Академии
художеств и получить личную свободу (1823 год).
Портрет
Е.П.Протасьевой. 1840 г
Он поселился в Москве, в доме с мастерской на углу Волхонки и
Ленивки, и постепенно сделался одним из ведущих мастеров так
называемого «халатного» портрета (пример – парный портрет
четы Протасьевых) – специфической московской моды на
изображение человека в домашней одежде, которая указывала на
камерность и интимность происходящего, в отличие от
портретов петербургских, парадных и напыщенных.
Василий Андреевич так «сросся» с халатом, что и гостей в нем
встречал, приговаривая: «Я усвоил это платье, в нем свободнее
работать...» Тропинин был настолько успешен и востребован, что
удостоился прозвища «самый московский художник», ведь
именно ему удалось передать атмосферу приятного, сытого и
необременительного московского житья.
Тропинин
Василий
Андреевич.
Портрет
Д.П.Воейкова с
дочерью В.Д
"Старуха,
обрезающая
себе ногти" 1840