В основе физических исследований лежит установление фактов путём наблюдения и эксперимента. Анализ данных совокупности экспериментов позволяет выявить и сформулировать закономерность. На первых этапах исследований закономерности носят преимущественно эмпирический, феноменологический характер, — то есть явление описывается количественно с помощью определённых параметров, характерных для исследуемых тел и веществ. Полученные факты подвергаются упрощению, идеализации путём введения идеальных объектов. На основе идеализации создаются модели исследуемых объектов и явлений. Физические объекты, модели и идеальные объекты описываются на языке физических величин. Затем устанавливаются связи между явлениями природы и выражаются в форме физических законов[5]. Физические законы проверяются с помощью продуманного эксперимента, в котором явление (феномен) проявлялось бы в как можно более чистом виде и не осложнялось бы другими явлениями (феноменами). Анализируя закономерности и параметры, физики строят физические теории, которые позволяют объяснить изучаемые явления на основе представлений о строении тел и веществ и взаимодействие между их составными частями. Физические теории, в свою очередь, создают предпосылки для постановки точных экспериментов, в ходе которых в основном определяются рамки их применимости. Общие физические теории позволяют формулировать физические законы, которые считаются общими истинами, пока накопления новых экспериментальных результатов не потребует их уточнения или пересмотра.
Урок 9 Диффузия.ppt
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики
МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Диффузия в газах, жидкостях и
Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах
твердых телах
7класс
7класс
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Повторение
1. Объясните увеличение объема тела при
нагревании с помощью гипотезы о строении
вещества.
Все тела состоят из мельчайших частиц, между
которыми существуют промежутки. При нагревании
тел их размеры увеличиваются в связи с тем, что
частицы удаляются друг от друга
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Повторение
2. Как проверить достоверность данной
гипотезы?
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Повторение
3. Почему все тела нам кажутся сплошными?
Частицы вещества очень малы и не видны
невооруженным глазом
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Повторение
4. Что такое молекула?
Молекула мельчайшая частица вещества,
сохраняющая его химические свойства
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Повторение
5. Отличаются ли между собой молекулы
одного и того же вещества?
Молекулы одного и того же вещества одинаковы
и не зависят от состояния вещества
лед
Водяной пар
вода
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Задание № 1
1. Откройте на короткое время пробирку с
ватой, смоченной спиртом. Что вы
почувствовали?
2. Как можно объяснить распространение
запаха спирта с точки зрения
молекулярного строения вещества?
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Задание № 2
1. На лист бумаги, лежащий на столе,
налейте немного холодной воды из сосуда
и в середину образовавшейся капли
поместите кристаллик марганцовки.
происходящее явление с точки зрения
молекулярного строения вещества
2. Что вы наблюдаете? Объясните
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДИФФУЗИЯ (лат. diffusio — распространение,
растекание, рассеивание)
- это взаимное проникновение молекул
одного вещества в межмолекулярные
промежутки другого вещества в результате
их хаотического движения и столкновений
друг с другом.
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Вывод
Сделайте вывод, где происходит
диффузия быстрее: в газах или в
жидкостях? Почему?
Диффузия в газах происходит быстрее,
чем в жидкостях.
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
ГАЗЫ
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
ГАЗЫ
Частицы газа далеко удалены друг от друга.
Между ними существуют большие
промежутки. Сквозь эти промежутки легко
перемещаются частицы другого вещества.
Поэтому диффузия в газах протекает быстро.
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
ЖИДКОСТИ
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
ЖИДКОСТИ
Частицы в жидкости
«упакованы» так, что расстояние
между соседними частицами
меньше их размеров. Сами
частицы могут перемещаться по
всему занимаемому жидкостью
объему сосуда. Перемешивание
жидкостей происходит медленно.
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
ТВЕРДЫЕ ТЕЛА
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
ТВЕРДЫЕ ТЕЛА
В твердых телах расстояния между
частицами совсем маленькие. Они такие же,
как размеры самих частиц. Проникновение
через такие малые промежутки частиц
другого вещества крайне затруднено и
поэтому происходит очень медленно.
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Задание № 3
Проделайте опыт, описанный в задании
2, но на этот раз смочите бумагу
горячей водой
В каком случае диффузия происходит
быстрее: при выполнении задания 2
или сейчас?
Сделайте вывод, как зависит скорость
диффузии от температуры: «Чем
выше температура, тем …
проходит диффузия»
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Объяснение явления
Явление диффузии можно объяснить лишь в
том случае, если считать, что:
1
2
3
Все вещества состоят из частиц
Между частицами имеются промежутки
Частицы вещества находятся в
постоянном движении
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Применение диффузии
• Воздух, как известно, представляет собой
смесь газов. Однако вследствие диффузии на
одной высоте от Земли состав атмосферы
оказывается достаточно однородным.
• Она широко используется в пищевой
промышленности при консервировании
овощей и фруктов, при засолке огурцов.
• Диффузия играет важную роль в питании
растений, переносе питательных веществ,
кислорода в организме человека и
животных.
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Применение диффузии
Диффузия используется при выплавке
стали. Для придания стальным деталям
прочности их помещают в специальные
печи, где, находясь в разогретом
состоянии, они насыщаются кислородом.
Атомы углерода проникают в
поверхностный слой металла и
повышают его прочность
С ее помощью изготавливают многие
полупроводниковые приборы
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
«Вредная» диффузия
Порою диффузия бывает вредным и
даже опасным явлением. Природный
горючий газ, которым мы пользуемся
дома для приготовления пищи, не
имеет ни цвета ни запаха, поэтому
трудно сразу заметить его утечку. А
при утечке за счёт диффузии газ
распространяется по всему помещению.
Между тем при определённом
соотношении газа с воздухом в
закрытом помещении образуется смесь,
которая может взорваться, например,
от зажжённой спички. Газ может
вызвать и отравление людей
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Работа в группах
2 ряд. Возьмите медный купорос,
1ряд. Сформулируйте гипотезу о том,
почему чай заваривают горячей, а не
холодной водой. Дать объяснение
вашему предположению
высыпьте в воду. Какое явление вы
наблюдаете? Что является причиной, а
что следствием данного явления?
3ряд. На дно стакана опустите
кристаллик марганца. Наблюдать не
взбалтывая. Какое явление
наблюдается? Как его ускорить?
Сформулируйте условия, при которых
вы наблюдаете явление диффузии.
Будет ли наблюдаемое явление
диффузией, если жидкость взболтать?
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
1. Представьте, что у вас есть волшебный
телевизор. Что вы увидите в нем,
рассматривая строение веществ?
2. В чем состоит явление диффузии? Знаете ли
вы какой-либо пример диффузии кроме тех, что
были приведены на уроке?
3. Что общего между рисунком с игроками на
футбольном поле и явлением диффузии?
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Тест
Условия прохождения диффузии:
а) имеются различные вещества;
б) между ними существует тесный контакт;
в) происходит самопроизвольное смешивание.
Закон прохождения диффузии — чем выше температура, тем
Рассмотрите следующие опыты и выберите ответ.
Опыты:
1. Огурцы были одновременно залиты: одна банка — холодным
рассолом, вторая банка — горячим. Во второй банке огурцы
просолились быстрее. Почему?
раствора медного купороса.
2. В сосуд с водой осторожно, при помощи пипетки, наливают слой
3. На стекло насыпают кучу мелких песчинок.
4. В сосуд с водой опускают кусочек льда.
5. В чай положили кусочек сахару и размешали ложкой.
А. Наблюдается диффузия, так как выполняются все условия.
Б. Диффузии нет, так как отсутствует условие а).
В. Диффузии нет, так как отсутствует условие б).
Г. Диффузии нет, так как отсутствует условие в).
Д. Опыт отражает закон диффузии.
быстрее происходит диффузия.
Ответы:
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Ответы
1Д; 2А; 3В; 4Б; 5Г
Домашнее задание
§ 9,
домашний экспериме
нт
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики
МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Презентация урока по физике на тему "Диффузия"
Источники
1. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210
-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21764/?&rubric_id[]=217
64&sort=order
7-11 классах.- М.: Просвещение, 1996
2.http://www.xumuk.ru/encyklopedia/1442.html
3.http://www.utube.ru/pages/video/1606
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Диффузия
5. В.А. Буров Фронтальные лабораторные занятия по физике в
6. А.Е. Гуревич ФИЗИКА – ХИМИЯ.- М.: Изд. Дом «Дрофа», 2003
7. А.Е. Гуревич Физика 7 класс.- М.: Издат. Дом «Дрофа», 1997
8. М.Г. Ковтунович Домашний эксперимент по физике 7-11
9. А.А. Леонович Физический калейдоскоп.- М.: Бюро Квантум,
10. А.В. Перышкин.Физика 7 класс.- М.: Изд. Дом «Дрофа»,
11. В. Шабловский Занимательная ФИЗИКА. серия «Нескучный
классы. Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2007
1994
2002
учебник».- С-П.; Тригон, 1997
Пащенко Ирина Валентиновна, учитель физики МОУ СОШ № 30 г. Иркутска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.